Спецавтотехника "SLT-2014 чемпион силового экстрима"


 

Дополнительную ось и надстройку за ставят во Франции

 

Годовое производство таких машин насчитывает не более 100 единиц. Стоимость одной – как стоимость трех-четырех магистральных тягачей. Их разрабатывают годами, но на создание нового Mercedes-Benz SLT специалистам из Daimler Trucks хватило трех лет. Мастер транспортировки негабаритных сверхтяжелых грузов дебютировал сразу в двух версиях: на платформе магистрального Actros IV и на базе строительной модели Arocs Grounder.

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

Разные близнецы

Проект нового SLT одобрили в 2010-м и доверили не компании Titan, а подразделению СТТ. К 2013 г. были готовы предсерийные образцы, которые в течение года прошли многочисленные тесты и опытную эксплуатацию у перевозчиков. К старту серийного производства в активе новейшего SLT были успешные транспортные операции в Германии и Швейцарии по перевозке железнодорожного локомотива, негабаритных ступичных подшипников и контейнера по сжижению природного газа.

На новом поколении SLT не просто сменили кабину. Это совершенно другое транспортное средство с улучшенными потребительскими свойствами. В моторном отсеке вы не увидите двигатель V8 – теперь здесь рядная «шестерка». На смену гидравлическому ретардеру пришел водяной. При разгоне сухое сцепление Voith теперь открыто, и набирать скорость можно без повышенного износа. У сцепления собственный контур охлаждения на 11 л масла.

Если раньше раму из 26-тонной версии переделывали в 33-тонную, то сейчас она идет такой уже с конвейера. Спереди для режима Pusher интегрировано сцепление, радиус поворота можно снизить на 10 см. Длинная высокая кабина была еще на Actros SLT третьего поколения. Уже тогда ставили MegaSpace с внутренней высотой 1 920 мм. Теперь в Actros IV используется GigaSpace с внутренней высотой 2 130 мм – ее объем на 900 л больше. На Arocs SLT применяется кабина BigSpace или StreamSpace с расстоянием от пола до потолка в 1 990 мм.

SLT предыдущего поколения брал воздух для охлаждения за кабиной, но он был подогрет работающим мотором. Теперь забор воздуха осуществляется с правой стороны, и он действительно холодный. До настоящего времени использовали два автономных контура охлаждения, а теперь один. Существенное отличие тягачей двух поколений – стальная плита. Прежде автомобиль тянул 250 т только через седло, а теперь может и через прицепное устройство. Часть «навески» переместили в «башню» за кабиной. Сейчас там ставят ресиверы, 900-литровый топливный бак, 135-литровый резервуар для гидравлической жидкости, 30-литровую емкость для вспомогательного оборудования.

У SLT-2014 есть и общее с другой техникой Mercedes-Benz: радиатор и вентилятор от автобусов, а жидкостный насос и расширительный бачок от грузовиков. Это снижает количество требуемых специальных запчастей и упрощает (а значит, и удешевляет) складские запасы.

 

 

 

Даже в темное время суток показания приборов четкие

 

 

  Паспортные данные

Помимо немецкой прописки новый SLT имеет и французскую, ведь часть машин доводят на заводе Мольсхайм буквально в 100 км от Вёрта. Но все ключевые компоненты – с маркировкой made in Germany.

Топовый Actros SLT выпускают с пневматической подвеской, магистральной кабиной GigaSpace или BigSpace габаритной шириной 2 500 мм. Вторая версия построена на платформе Arocs Grounder с рессорной подвеской и кабиной BigSpace шириной 2 500 мм или StreamSpace шириной 2 300 мм. Внешне их легко идентифицировать по характерной решетке радиатора: у Actros она в виде горизонтальных планок в виде пчелиных сот, у Arocs – в виде зубьев ковша экскаватора.

Трехосный Actros SLT (6х4) доступен с колесной базой 3 400 или 4000 мм, а четырехосный (8х4) поставляют с расстоянием между осями 4 000 мм. У Arocs SLT с подвеской на стальных упругих элементах диапазон заводских вариантов больше. Например, 6х4 поставляют с базой 3 300 или 3 900 мм; 6х6 и 8x4 – с базой 3 900 мм; 8x6 – с 4 200 мм и 8x8 – с 4 850 мм. Выбор достаточно широкий для того, чтобы заказчик смог выбрать именно «то, что доктор прописал».

Модели с колесной формулой 6x6, 8x6 и 8x8 предназначены, в основном, для экспортных рынков. Продажи SLT со всеми ведущими колесами начались нынешней весной, и фирменная линейка еще не насыщена до предела. Наряду с левым расположением руля есть и правое, а также полноприводные версии на шинах размерностью 14.00 R20 для эксплуатации вне дорог с твердым покрытием. Производитель планирует выпускать модели в соотношении 2/3 от объема Actros SLT и 1/3 – Arocs SLT. При этом 20 % займут версии с полным приводом. Годовой объем в 2014 г. превысит 100 ед.

 

Штрихи к портрету

Каждая из моделей нового поколения SLT имеет свои особенности. Так, в зависимости от комплектации ширина рамы составляет 834 мм с толщиной лонжеронов 8 мм у Actros SLT или 744 мм с толщиной лонжеронов 9 мм у Arocs SLT. К ним добавляют специально разработанные усилители. Лонжероны не сваривают: они состоят из мелкозернистой стали холодной вытяжки – гарантия способности держать экстремальные нагрузки. Слева предусмотрен бак мочевины на 75 л у Actros и на 60 л у Arocs. В целях компактности АКБ и система выпуска отработавших газов размещены друг над другом. Между седлом и надстройкой за кабиной устроен помост из алюминия с рифленой противоскользящей поверхностью и выдвижной лестницей.

Самый мощный в линейке немецкого производителя – 6-цилиндровый рядный двигатель Mercedes-Benz OM473. При рабочем объеме 15,6 л он развивает мощность 625 л. с. и максимальный крутящий момент 3 000 Н.м. Наряду с ним доступны моторы мощностью 517 и 578 л. с., развивающие максимальный крутящий момент соответственно в 2600 и 2800 Н.м. Пик мощности достигается при оборотах 1600 об/мин, а пик крутящего момента – при 1100 об/мин. Двигатель характеризуется хорошей тягой: во всех исполнениях уже при режиме чуть выше оборотов холостого хода он создает крутящий момент в 2500 Н.м. Очень ценное качество для представителя когорты силового экстрима.

Картер отлит из особого сплава и за счет ребер обладает повышенной жесткостью. Монолитные поршни выполнены из стали, шатуны армированы. Оптимальное охлаждение обеспечивают мокрые гильзы. Монолитная головка блока цилиндров из серого чугуна с вермикулярным графитом рассчитана на давление воспламенения свыше 200 бар. Компактная и жесткая зубчатая передача на стороне отбора мощности приводит в действие два верхних сборных распредвала.

Как в других двигателях компании, за впрыск топлива отвечает Common-Rail с усилителем давления X-Pulse. Максимальное давление в общей топливной рампе на уровне 900 бар в отдельных форсунках усиливается до 2 100 бар. Но это произведение инженерной мысли носит не одну, а несколько маркировок: в нем есть компоненты, произведенные в Германии, Великобритании, Тунисе, Турции, США, ЮАР и Японии. Срок службы мотора увеличен на 20  %, и для техники ценой в несколько сотен тысяч евро это совсем не мелочь.

Линейку SLT-2014 формировали, исходя из опыта работы с клиентами. В основу производственной программы SLT включили четырехосные тягачи полной массой до 41 т. К слову, такие были и раньше. На такой технике нагрузка на отдельную ось от бампера к хвостовой части рамы распределяется так: 9 т, 8 т и дважды по 13 т. Для экспортных рынков возможны более высокие значения полной массы тягача, скажем, 48 т для Arocs с колесной формулой 8x8.

Перевозчик, которому достаточно 120 т полной массы и кто передвигается преимущественно по ровной местности, может получить тягач Semi-SLT без сцепления с турбо-ретардером и без дополнительной системы охлаждения. В рамках индивидуальных допусков также возможна полная масса в 150 т. Для движения в составе негабаритного автопоезда новый SLT могут оснащать передними и задними сцепными кронштейнами. В этом случае используют ТСУ фирмы Rockinger. Есть и SLT с балластной платформой. Выбор зависит исключительно от предпочтений перевозчика.

 

 

 

Выдвижная лестница облегчает подъем на площадку за кабиной

 

Носитель инноваций

Было бы странно видеть новый экстерьер без новой начинки, и здесь Mercedes-Benz SLT не разочаровывает. В его конструкции много инноваций и современных технических решений вроде второй турбины, установленной после турбонагнетателя и использующей энергию отработавших газов. В результате отклик двигателя на подачу газа очень живой даже при низкой частоте вращения коленчатого вала.

У SLT двухступенчатый декомпрессионный моторный тормоз High Performance Engine Brake мощностью до 475 кВт (646 л. с.). Отклик у него не мгновенный, но быстрый. Плюс к этому первичный ретардер обеспечивает тормозную мощность 350 кВт (476 л. с.). Суммарный потенциал настолько высок, что для защиты коробки передач его урезонили до 720 кВт (979 л. с.).

Передачу тягового усилия выполняет КПП Mercedes-Benz G280-16 PowerShift, единственная автоматизированная коробка с 16 передачами на таких тягачах. Передаточные отношения 11,7 на первой и 0,69 на высшей передаче создают большой динамический диапазон, и электроника переключает передачи на 20  % быстрее, чем на прежнем SLT. Трансмиссия распознает режим принудительного холостого хода на спусках и удерживает включенную передачу. В PowerShift 3 есть и ползучая передача для маневрирования. Выйти из этого режима можно, утопив педаль акселератора в пол. В распоряжении водителя положение «Standard» для движения без груза или с небольшим грузом, «Manuell» для ручного управления и «Power» для переключения на повышенных оборотах. Изюминкой является режим «Heavy», при котором смена передач происходит очень быстро.

Сцепление на SLT-2014 легче и одновременно служит ретардером. Водитель адаптирует передачу крутящего момента и мощность под конкретные условия движения. Например, на подъемах с включенной передачей переднего хода автопоезд может намеренно медленно скатываться назад. Интенсивность скатывания регулируется педалью акселератора, т.е. без расхода сжатого воздуха. В нужный момент SLT способен быстро начать движение вперед – стоит только дать газу.

Контуры гидравлического масла тягача (дополнительный жидкостный насос, привод вентилятора) и седельного прицепа в новом SLT раздельные. Это предотвращает попадание загрязненного масла полуприцепа в контур тягача. Технически допустимая нагрузка на каждую ось достигает 16 т. Стандартное передаточное отношение составляет i = 5,333. При использовании прочных шин размера 315/80 R22,5 на ведущих осях оптимальная частота вращения коленвала двигателя равна 1490 об/мин при скорости 80 км/ч. Благодаря этому SLT рассчитан на высокое тяговое усилие. Дополнительные передаточные отношения редукторов в диапазоне от 4,833 до 6,0 обеспечивают точную адаптацию SLT под желания заказчика и сферу использования.

К другим техническим особенностям SLT 8x8 относится новое электрогидравлическое рулевое управление Servotwin. Оно применяется на четырехосных тягачах и характеризуется переменным усилием, нарастающим с увеличением скорости. Есть и активный возврат рулевого колеса в исходное положение. Словом, перечень инноваций внушительный.

 

 

 

Забота о водителе

Грош цена была бы всем инновациям, не будь у нового супертяжа просторной кабины, обеспечивающей водителю максимальный комфорт не только в работе, но и на отдыхе. Вот откуда на Actros SLT магистральная кабина GigaSpace – самая роскошная среди всех продуктов Mercedes-Benz.

Наряду с брутальным экстерьером SLT интерьер также смотрится на пике технических достижений. Большая площадь остекления, внушительные по площади сферические зеркала заднего вида, комфортабельное кресло и приспособления для оптимизации быта свидетельствуют о том, что это пространство строили профессионалы для профессионалов. Никаких лишних элементов декора, только все самое нужное и полезное. В Actros SLT рабочее место разделено от жилой зоны цветовым оформлением. При желании можно выбрать концепцию SoloStar с креслом для отдыха на стороне пассажира.

В Arocs SLT много пластика, и это тоже стремление облегчить уход за интерьером. Эргономика мерседесовская: кокпит с легко читаемыми приборами и цветным дисплеем словно огибает водителя. Элементы управления и ниши расположены в непосредственной близости. Кнопочный руль почти как на легковых автомобилях бизнес-класса. Подрессоренное кресло подкупает большой подушкой и спинкой с регулировкой плечевой зоны. На заказ ставят кондиционируемое сиденье с массажером.

Ширина спального места 740 мм (на прежнем Actros MegaSpace– 710 мм), длина 2 200 мм (у предшественника – 1 950 мм). По желанию можно заказать полноценную кровать на верхнем ярусе, которую легко сложить. Под спальной полкой сделаны багажные отсеки объемом 558 л. Доступ к ним обеспечен через лючки слева и справа. В центральной части «сундука» под кроватью на заказ ставят холодильник с отсеком для емкостей с напитками. Большие боксы с замками над ветровым стеклом вмещают до 332 л багажа. В общем, грех жаловаться.

Несмотря на то, что Actros SLT и Arocs SLT дебютировали в нестабильное время, автомобили очень востребованы. Только в прошлом году в Баварии спрос на грузоперевозки такой техникой вырос втрое. А за один рейс подобный тягач может привезти доход в миллион евро. При таких высоких ставках все остальные нюансы отходят на второй план. Так что не спрашивайте меня про расход топлива: для таких силовых гигантов он не имеет никакого значения.