Спецприцепы "Самосвальные полуприцепы"


 

Прицепная тема сохраняет актуальность не только на растущем, но и на падающем рынке. Со всей наглядностью это показал минувший сезон, в течение которого на российский рынок были выведены десятки новых моделей. Большинство из них будут пробивать дорогу к потребителям в 2014 г. В текущий обзор мы включили только самосвальные полуприцепы, о которых раньше не сообщали и которые доступны отечественным перевозчикам.

 

Текст и фото

Александр ТРОХАЧЁВ

 

Нефтекамск представляет…

В ассортименте самосвального прицепного состава ОАО «НЕФАЗ» более десятка прицепов и пара седельных полуприцепов. Новую трехосную модель с индексом 9509-32-30 завод показал осенью 2013 г.

Фронтальная и тыльная стенки, пол данного полуприцепа-самосвала выполнены из российской стали, а боковые борта – из импортной. Платформа объемом 30 м3 имеет внутреннюю длину 8 444 мм, ширину 2 300 мм, высоту 1550 мм. Как и предшествующие модели с индексами 9509-30 и 9509-31, он предназначен для перевозки сыпучих строительных и промышленных грузов. Базовый цвет все тот же оранжевый, сварная платформа – овального сечения с откидным задним бортом с верхней навеской. Пятиступенчатый телескопический гидроцилиндр одностороннего действия поднимает груженую платформу за 40 секунд на угол 45 град. и обеспечивает заднюю разгрузку. Время опускания в исходное положение занимает 45 секунд.

Снаряженная масса нефтекамской новинки составляет 10 000 кг, масса перевозимого груза – 33 000 кг. Из 43 000 кг полной массы 16 000 кг приходится на седельно-сцепное устройство тягача, а 27 000 кг – на дорогу через заднюю тележку (по 9 000 кг на каждую ось). В конструкции применяется подвеска и оси BPW с односкатной ошиновкой и резиной размером 385/ 65 R22.5. Полуприцеп рассчитан на буксировку тягачами с ССУ высотой 1 300–1 400 мм при максимальной скорости до 80 км/ч.

В торговой сети НЕФАЗ-9509-32-30 доступен по розничной цене 1,19 млн руб. (включая НДС).

 

 Пятиступенчатый гидроцелиндр поднимает платформу полуприцепа Ozgul на угол до 45 град.

 

 

Калиниградский вернисаж

Самым большим самосвальным полуприцепом компании Grunwald из Калининграда считается модель с 50-кубовым кузовом Half-pipe и системой Langendorf. В этой же фирменной линейке находятся модели с платформой объемом 40, 34 и 27 м3. Минувшей осенью завод продемонстрировал в Москве образец с кузовом объемом 31 м3.

Как и аналогичные модели для строительной отрасли, он изготовлен по немецким технологиям, имеет усиленную сварную стальную раму и оригинальные европейские комплектующие. Овальная форма кузова предотвращает налипание груза и ускоряет выгрузку на объекте. Сварочные швы обладают повышенной стойкостью к низким температурам и перепадам температур, что обеспечено сваркой в аргоновой среде. Грунтовка и лакокрасочное покрытие кузова также адаптированы для эксплуатации в суровых климатических условиях.

Учтены и особенности применения на дорогах с плохим качеством полотна. Отсюда усиленная рама. Лонжероны изготовлены из прочной шведской стали Ovako, проварены с двух сторон, и при этом сохраняют эластичность даже в сильные морозы. Шкворень имеет два положения, допустимая нагрузка на ССУ равна 11 000 кг. Высота ССУ может находиться в пределах 1 220–1 650 мм (опционально – от 1350 мм). В конструкции применяется опорное устройство Jost, подъемный противоподкатный брус сзади, алюминиевая смотровая площадка.

Полуприцеп обладает габаритной длиной 9 517 мм, шириной 2 500 мм, высотой 3 150 мм. Стальной кузов полукруглой формы объемом 31 м3 сваривают из трех частей не встык, а внахлест. Такое техническое решение позволяет предотвратить быстрое истирание швов абразивным грузом и продлевает срок службы платформы. В принципе, ничего революционного, зато каждая операция выверена временем и практикой эксплуатации.

Обычно самосвальная платформа крепится к раме с усиленными осями BPW  или SAF (опция) на пневмоподвеске с барабанными тормозами фирмы Wabco. Есть кран подъема и опускания платформы. Штатно устанавливаются шины Michelin XTE3 размером 385/ 65 R22.5. Собственная масса готового полуприцепа 8 600 кг, допустимая полная – 38 000 кг, грузоподъемность – 29 400 кг.

Дополнительным оборудованием являются шесть полных пластиковых крыльев, кронштейн для крепления запасного колеса, лебедка для работы с запаской, сворачиваемый тент, два противооткатных упора с держателями и алюминиевая рабочая площадка. На заказ ставят карьерную резину Michelin, усиленные оси BPW Heavy Duty 3х12 т или SAF Intradrum Custom Design, полимерную вкладку Okuslide для быстрой разгрузки. За доплату доступны передняя или задняя подъемная ось, седло высотой от 1 350 до 1 650 мм и информационный блок Smartboard.

Цена выставочного образца составляла 1,715 млн руб. (с НДС), хотя в более простой комплектации она ниже.

 

Турецкий подход

Неожиданно для многих минувшей осенью в российской столице о себе заявила производственно-торговая фирма Durmus Ozgul Automotive Company или просто OZGUL Trayler. Повод был подходящий – 10 лет с момента основания. Кстати, и начинала свой выход на рынок она именно с изготовления самосвальных полуприцепов.

К столичному показу фирма подготовила в том числе и самосвальный полуприцеп с кузовом Half-pipe. Он изготовлен из ударопрочной и стойкой к коррозии стали марки НВ450. Нижняя часть шасси имеет дополнительное усиление, что позволило поднять предел расчетной нагрузки. Для уменьшения уровня шума и износа платформы в местах контакта с шасси установлены съемные пластмассовые блоки.

Подобно европейским аналогам, турецкий полуприцеп оснащен пятиступенчатым гидроцилиндром, обеспечивающим подъем кузова на угол до 45 град. Есть пульт дистанционного управления пневмоподвеской, позволяющий безопасно контролировать нужный уровень кузова по отношению к уровню земли и ускорять время погрузочных операций. Складной противоподкатный брус сзади сконструирован для удобной работы с асфальтоукладчиком.

В шасси турецкого полуприцепного самосвала используются три оси с допустимой нагрузкой по 12 т каждая, система подъема передней оси из кабины водителя, бескамерные шины размером 385/ 65 R22.5 и диски 1.75х22.5. Электрооборудование отвечает стандартам SAE и правилам TÜV (электрический разъем с семью контактами). Тормозные контуры отвечают стандартам ЕС, а запатентованная в Швеции система Ruffels позволяет предотвратить возможную утечку воздуха.

Отдельно турецкие бизнесмены обращают внимание на качество окраски. Перед приданием полуприцепу товарного вида все металлические поверхности очищают методом пескоструйки – обработкой абразивом под высоким давлением. Затем их обезжиривают, наносят двухслойную грунтовку, а затем и два слоя акриловой краски с термической сушкой. Стандартного цвета нет – нужный колер выбирает клиент.

В числе других особенностей конструкции – шкворень размером 2 или 3 ½ дюйма, опорные стойки с механическим приводом и допустимой нагрузкой 24 т, пластиковые крылья задней оси. В стандартное оснащение входит инструментальный ящик, панель управления, пластмассовая бочка для воды, корзина для запаски и два противооткатных башмака.

Опционально ставят оси европейского производства и другие компоненты, выпущенные в странах Евросоюза. Например, кузов может быть изготовлен из особо прочной стали марки Domex CT37.2. За дополнительную плату ставят подъемную ось, алюминиевые диски колес, задний борт с гидроприводом, систему EBS, панель управления Smartboard. Выбор марки резины на усмотрение покупателя тоже платное удовольствие, равно как и нанесение логотипа компании-перевозчика.

 

Плоды делового партнерства

Логотип Bonum-Trailer в виде стилизованной буквы «В» с факелом знаком представителям транспортного сообщества благодаря участию фирмы в выставках. Вот и минувший сезон не стал исключением. Российская компания Bonum и турецкая Ali Riza Usta в принципе специализируются на проектировании и производстве полуприцепов-цистерн. Но в их линейке есть и самосвальный полуприцеп с запоминающимся продольным ребром жесткости по всей длине кузова Half-pipe.

Эта модель со стальной платформой с задней разгрузкой и межосевым расстоянием 2х1 310 мм. «Совок» монтируется на раму с немецкими осями BPW, допускающими суммарную нагрузку 27 000 кг (3х9 000 кг). Шины тоже зарубежного производства – Bridgestone или Goodyear. Для загрузки на бездорожье и движения порожняком передняя ось снабжена механизмом подъема и опускания. В пневмоподвеске используются подушки диаметром 360 мм. В принципе, все как у европейских аналогов. Но шасси – собственной конструкции, со сварным усилением с двух сторон.

Самосвальный кузов полукруглой формы изготовлен из стали ST 52 AL. Телескопический гидроцилиндр с нижним креплением состоит из четырех секций. Он турецкого производства, держит рабочее давление 190 бар и обеспечивает угол разгрузки до 45 град. Опорное устройство с односторонним приводом рассчитано на нагрузку в 24 т, и большинство остальных элементов конструкции практически один в один как у конкурентов по рыночному сегменту. Даже гарантийный срок такой же – 12 месяцев со дня продажи.

 

Немецкое качество по российской цене

Второй раз осенью 2013 г. свою продукцию презентовала компания Meiller Vostok. Повод для очной встречи с перевозчиками оказался достойный – параллельно с другой продукцией экспонировался самосвальный полуприцеп MHPS 41/3, абсолютная новинка сезона для рынка РФ.

По-немецки элегантный «строитель» имеет высокое качество сборки, и в конструкции применяются только лучшие материалы и комплектующие. Кузов Half-pipe на вид скромный, но его геометрическая вместимость внушительная – 27 м3. Толщина отдельных элементов кузова пусть тоже никого не смущает: в конструкции применяется очень прочная сталь, пригодная для использования на интенсивной доставке стройматериалов. Днище толщиной 8 мм выполнено из стали марки VS120, борта толщиной 5 мм – из стали BS120. И днище, и борта обладают не только высокой прочностью, но и износоустойчивостью, и способны выдержать большие эксплуатационные нагрузки.

Задний борт имеет верхнюю навеску и оснащен дополнительным запорным устройством. Шасси самосвального «немца» трехосное, с обилием компонентов, изготовленных в Германии – тормоза Wabco, осевые агрегаты BPW и т. д. На полуприцепе предусмотрены задний и боковые противоподкатные брусья, овальные пластиковые щитки отдельно для каждого колеса, противооткатные упоры.

Дополнительное оборудование подобрано с учетом пожеланий перевозчиков. Здесь и контрольная металлическая площадка во фронтальной части, и установленный под ходовой частью стальной держатель запасного колеса, и укрывочный тент с удобной рукоятью. С появлением такого продукта многим конкурентам волей-неволей придется подвинуться.

Впрочем, не каждый дебютант способен с пылу с жару потеснить тех, кто уже завоевал свое место под солнцем. Гораздо важнее другое: рынок самосвальных полуприцепов в России становится разнообразнее и расширяет поле для маневра. А раз так, он уже не будет таким, как прежде – до кризиса или хотя бы год назад.