Универсальная спецтехника "Без отрыва от производства"


 

Павел Краев,

Валентин Ожго

 

В советские времена специализированные автомобили для выезда и оказания технической помощи в полевых условиях имели разные названия, но лучше всего прижились и прочно укоренились понятия «летучка» и «техпомощь». Такие машины и поныне «живее всех живых», хотя им пришлось поменять название на более современный лад и расширить диапазон влияния...

 

Сервис вызывали?

В местах наибольшей популяции своей техники каждый производитель старается помимо сервисно-ремонтных центров с самым современным набором диагностического оборудования, инструментария и склада оригинальных запчастей держать еще и службу оперативного выезда к потребителю.

Если помните, летучка и техпомощь еще тех далеких советских лет не выходила за пределы интересов трех-четырех ведомств. Машины для выезда к месту ликвидации аварии или ремонта техники имели в обязательном порядке водоканал, газовая служба, предприятия энергообеспечения, горэлектротранса, частично автобусные парки городских маршрутов. Районные отделения «Сельхозтехники» обслуживали машинно-тракторные парки колхозов и совхозов.

Сегодня автомобиль, оборудованный для выезда и оказания помощи в полевых условиях всем необходимым слесарным инструментом, сварочным оборудованием и подручной диагностической аппаратурой, имеют практически все ведомства, отраслевые, дилерские центры, предприятия строительства, ремонта, сервиса, пункты проката машин и т. д. Машина в обязательном порядке должна быть скоростная и хорошо оборудованная.

Больше всего пекутся о своих клиентах продавцы техники. Они первыми начали внедрять современные стандарты гарантийного и сервисного сопровождения машин и оборудования. И это дало результаты в продвижении техники. К примеру, хорошо известная на российском рынке компания «Техстройконтракт», которая завязана на поставках техники Hitachi в Россию, а также работает в области поставки дорожно-строительной и специальной техники и навесного оборудования New-Holland, Tadano, Sumitomo, Case, Kobelco, Airman, Denyo, Sakai, Bell, Hidromek и др., вынуждена была запустить круглосуточную техническую и сервисную поддержку. Это позволило ей за несколько лет обойти ближайших конкурентов и занять лидерские позиции.

Сейчас этот оператор рынка располагает 82 сервисными пунктами, 40 технически оснащенными ремонтными базами и 250 оборудованными сервисными автомобилями.

 

Южнокорейская компания Doosan ежегодно на своем заводе обучает российских специалистов ремонтно-сервисных служб, что позволяет во всех городах-агентах иметь квалицированные кадры для сопровождения техники компании. К лидерам мировой емкости этот производитель не относится, но 6-е место на планете по выпуску землеройной и дорожно-строительной техники он занимает прочно. Этому посодействовала и хорошо разветвленная сервисно-ремонтная сеть с круглосуточной схемой работы выездных бригад непосредственно в места базирования эксплуатируемой техники клиентов.

Едва ли не на каждой выставке дилерские центры Doosan наряду с новинками техники демонстрируют и сервисные автомобили. В программу показа они, как правило, не входят, но на выставочной площадке присутствуют. Вроде как невзначай настежь открытые двери, окна открывают взору имеющуюся внутреннюю станочную комплектацию, диагностическое, ремонтное оборудование. Это указывает, что в случае поломки купленной техники торгово-сервисное предприятие может оперативно выехать на вызов и устранить неисправность, провести плановые сервисные работы и т. д.

 

Практически вся внутрисалонная комплектация готовилась по принципу «все свое вожу с собой». И так, имеем с собой на выезде, т. е. под рукой, весьма необходимую в полевых условиях переносную профессиональную электростанцию SDMO Diesel 10000 E (Франция) в составе 19-сильного электростартерного мотора Kohler Diesel KD 425-2 и бесщеточного генератора переменного тока, выдающего на-гора 9 кВт. Мобильная электростанция может автономно без дозаправки работать почти 17 часов со средним расходом дизеля 2,1 л/ч.

 Помимо этого здесь имеется компрессор, точило, всевозможный сверлильный, режущий инструмент, а в шкафах и ящиках верстаков еще масса всяческой полезной на выезде атрибутики.

 

 

От переименования суть… не меняется

Схожих ремонтно-сервисных «летучек» нет, их комплектуют исходя из популяции, размерных групп магистральных, землеройных, дорожно-строительных и других машин. К тому же здесь тоже четко может прослеживаться специализация, чем-то напоминающая медицинскую, где имеются обычные «скорые помощи», реанимобили, санитарно-эпидемиологические и др.

Компания «Русбизнесавто», чье влияние на рыночной площадке РФ весьма ощутимое, тоже обеспечила свои выездные бригады и мастерские малыми коммерческими фургонами, которые укомплектованы слесарным инструментом, диагностическим и заправочным оборудованием. Это позволяет осуществлять периодическое и сезонное обслуживание техники, диагностику, мелкий и агрегатный ремонт, а также шеф-монтаж и наладочные работы.

К сожалению, порой, погнавшись за сервисной или ремонтной услугой компании с заумным полуиноземным названием, наш автоперевозчик вместо декларируемого перечня услуг получает нечто схожее с «дыркой от бублика». А иногда за неброской вывеской и предложением выслать в помощь обычную автомастерскую перевозчик получает европейские стандарты качества.

 Не так давно с таким приятным новшеством пришлось столкнуться в Подмосковье, когда вызвали, казалось бы, обычную передвижную автомастерскую компании «Инфорком-автосервис». Летучка на базе Renault Masсott грузоподъeмностью до 3,5 тонны c изотермической будкой довольно быстро подлетела к указанному месту. И хотя нашему грузовичку нужно было всего-навсего подварить сорвавшуюся «по-живому» выхлопную, аварийка была рассчитана на многие другие работы.

Помимо дизель-генератора и тепловой пушки для отогрева ДВС в зимний период, в салоне между инструментальными стеллажами, ящиками и рундуками в специально закрепленных местах стояли два сварочных аппарата – газовый и электрический. В передвижной мастерской также имелось оборудование для полевой диагностики электронных и электрических систем автомашин, полный перечень инструментария, включая электрический для демонтажа и замены деталей, узлов и агрегатов, ремонта ходовой базы.

Как оказалось, передвижная автомастерская не является типовым серийным вариантом Renault Masсott, приобретенным в свободной продаже, а изготовлена по уникальному проекту технического центра «Инфорком-автосервиса», с учетом ее прямого предназначения – проведения ремонта европейских магистральных грузовиков, сельхозяйственной, строительной и другой спецтехники за пределами техцентра.

 

Когда колесо к диску «прикипает»

Практичные европейцы считают деньги даже в малом. Не торопитесь утверждать, что там начали массово эксплуатировать труд водителя на ремонтных работах. Этого нет, у того более важная обязанность – вовремя и без потерь выполнить заказ. В дороге при проколе колеса тому даже рекомендуют вызвать мобильную бригаду шинного сервиса, а самому воспользоваться моментом и отдыхать. Резон в том есть: запоздалая доставка груза или даже срыв подачи машины под загрузку грозит перевозчику штрафом в 3–4 тыс. евро. Так что 150 евро за выезд аварийной бригады просто сущий пустяк сравнительно с возможными санкциями и, самое главное, потерей имиджа надежного партнера.

Российские, белорусские, украинские автоперевозчики пока не в состоянии платить за такой сервис. И водитель по-прежнему время от времени переквалифицируется в шиномонтажника. Однако он тоже не всегда может решить проблему с пневмоколесами, и выезд в шинный сервис необратим, поскольку многие задачи под силу только хорошо подготовленным и технически оснащенным центрам сервисной поддержки или мобильным выездным службам.

 

В странах Евросоюза уже сформировалась и активно действует сеть мобильных сервисов. С перераспределением транспортных потоков на восток, аналогичные службы мобильной помощи появились в Восточной Европе, даже начали зарождаться в Украине, Белоруссии. Правда, новый вид услуг, именуемый «мобильный шинный сервис», украинским автохозяйствам и транзитному транспорту по мировым стандартам оперативности, качества и стоимости услуги может представить пока лишь холдинг сети профессиональных грузовых шинных центров «ТиДиСи».

В компании вовремя сориентировались и, взяв за девиз лозунг «Не клиент к нам, а мы к клиенту», опередили другие компании. Во-первых, шиномотаж, если автоперевозчик приобретает резину у сервисников, будет бесплатным. Когда работа ведется «на материале заказчика», то здесь уже работа оплачивается, но не дорого – от 6,6 долларов. К примеру, водители зарубежных и уже некоторых наших фур предпочитают это дело передоверить мобильному шинному сервису, а сами провести это время за чашечкой кофе в придорожном кафе, нежели пачкаться в грязи под дождем или на морозе наедине с возимым допотопным инвентарем. Резон в том, конечно, есть: водитель не оплачивает услугу сервиса со своего кармана, его дело отчитаться перед руководством своей компании чеком или квитанцией на сумму выполненных работ, который сервисники выдают на месте выполнения заказа.

 Сегодня транспортные менеджеры активно перенимают опыт европейских коллег, и автопредприятия тоже получают бонус, заключая с сервисом грузовых шин договор на обслуживание. Служба ремонта и сервиса сама приезжает к клиенту. Такие «визиты» обходятся хозяйству чуть дороже того, если бы они обслуживались на специализированной шинной станции. Но, во-первых, меньшие затраты на перегон тяжелой техники и прицепных систем к сервисцентру и обратно, во-вторых, оперативность.