Универсальная спецтехника "Под сводами Гостиного двора"


Валентин Ожго

Фото автора и производителей

 

В нынешнем году одна из самых престижных выставок дорожной тематики «Доркомэкспо-2014», которую традиционно принимает под своими сводами Гостиный двор и рядом расположенный Васильевский спуск, оказалась усеченной …

 

Когда приходится ужиматься…

Сейчас можно только констатировать: производители так и не смогли показать свои новинки, а наши дорожные службы, специалисты которых съезжаются на эту выставку со всей страны, так и не увидели ожидаемые машины, технологии.

К примеру, каждый раз занимающая огромную открытую площадку для экспозиции новой дорожной и коммунальной техники с десятком-полтора машин компания «Коминвест-АКМТ» в нынешнем году ужалась до небольшого пятачка с демонстрируемой техникой. Масштаб премьер и показа у этого оператора рынка упал если не на две трети относительно прошлогодних выставочных объемов «Доркомэкспо», то наполовину точно.

 

Если в прошлом году компания демонстрировала полтора десятка единиц техники, половина из которой принадлежала к дорожному сегменту, а остальное к коммунальной сфере, то в нынешнем году на показ выставлено всего шесть единиц. При этом все демонстрируемые машины оказались из группы коммунально-уборочной техники, за исключением одной дорожной спецмалолитражки. С новинками вообще вышел обвал – все премьерные модели дорожного сектора спецтехники, как и коммунального, остались без подиума: в Гостиный двор их просто не удалось втащить или завезти из-за габаритов. В итоге, на всю пятачковую экспозицию всего одна новинка – многофункциональная машина Wille 265, гидросистема которой позволяет работать с любыми видами навесного оборудования спереди, сзади или надстройками сверху.

В дирекции выставки редакции объяснили, что корректировка «Доркомэкспо» к усеченному объему только одного павильона в Гостином дворе временная, в следующем году выставка вернется к прежней схеме размещения под сводами Гостиного двора и Васильевского спуска. В нынешний раз специалистам дорожной отрасли в хорошем объеме и даже в расширенной от прошлых лет деловой программе было предложено намного больше конференций, круглых столов, дискуссионных заседаний по важным для дорожников вопросам внедрения инновационных технологий, применения машин, обсуждению ситуации в строительстве, реконструкции дорог, безопасности и т.д.

 

Не менее важной оказалась и визуальная демонстрация техники. Наиболее масштабно был представлен сегмент мобильных передвижных лабораторий. Здесь было что показать и что предложить. В группе малолитражных дорожных и коммунальных машин «Доркомэкспо-2014» выбор был еще разнообразней. По-прежнему заинтересовали погрузчики Mustang, выставленные компанией «Астра-Техно».

 

Она представляет интересы производителя в России. И весьма успешно. На фоне аналогов других брендов техника выигрышнее смотрится хотя бы потому, что здесь все поставки идут напрямую с завода-изготовителя без множества посреднических торговых предприятий. Как результат, стоимость этих машин намного ниже техники такой же размерной группы других изготовителей.

 

Инспектор, которого не подкупить

Специалисты дорожной отрасли проявляли интерес к лабораториям многих производителей. Мобильных комплексов разнопланового направления исследований и экспертиз было около десятка, все друг друга краше и лучше.

 

 

 

Передвижные лаборатории НПО «Регион» могут выполнять полевые исследования по диагностике не только дорог, но и аэродромов, обеспечивая точность и достоверность собираемых данных. К примеру, стандартная передвижная видеолаборатория комплектуется видеосъемочным комплексом с цифровой записью до восьми потоков видео, системой позиционирования (датчик пути, спутниковый приемник, инерциальный блок), лазерным регистратором колейности, регистратором продольной ровности (микропрофиля дороги), лазерного сканера, георадара «ОКО-2» с различными антенными блоками и т.д.

Такое исполнение и комплектация позволяет производить запись как покадрово с частотой один кадр на один метр пройденного пути или реже, так и потокового видео со скоростью потокового видео до 230 кадров в секунду.

 Это объясняется тем, что в комплект входят цифровые матричные и строчные камеры, специализированные контроллеры реального времени для аппаратной синхронизации видео. К тому же такой набор аппаратуры может работать в режиме слабой освещенности (MoonLight) со средней рабочей скоростью передвижения машины 60 км/ч. Правда, это на автомобильной дороге. А вот на инспекции взлетно-посадочной полосы скорость прохода составляет порядка 20 км/ч, поскольку там стандарты экспертной оценки состояния покрытия другие.

Практически во всех случаях НПО «Регион» использует для своих мобильных лабораторий шасси Volkswagen. Непосредственно на выставке разработчик представил комплекс на базе модели Transportеr.

Не менее интересной оказалась электролаборатория английского производства с оборудованием для проверки пробоев кабельной линии электросети, которой владеет ОАО «МОЭСК». Использовано шасси Ford Transit. От классической версии такого грузопассажирского фургона машина отличается не столько лабораторным оборудованием, сколько электроприводным исполнением. Двигателя внутреннего сгорания Transit вообще не имеет. Вместо него стоит электрический привод с питанием от аккумуляторов, расположенных под днищем машины.

В самой моторной нише пространство использовали под размещение преобразователя, который преобразует электрическую энергию в механическую. Там же стоит компрессор тормозной системы, насос теплоносителя системы отопления.

Запас хода электромобиля сегмента LCV составляет 120 километров. После этого батареи нужно подзаряжать, на что в среднем уходит 6 часов. Лаборатория такого исполнения способна обнаружить пробой кабеля на участке длиной 10 км. В ОАО «МОЭСК» это не единственный электромобиль. Помимо лабораторного исполнения есть пассажирская версия микроавтобуса и три легковых автомобиля. В планах компании приобретения еще нескольких машин электротягового исполнения.

 

И плюс газификация всего транспорта

Тема газификации транспорта, хотя и является значимой для дорожной отрасли и коммунальной сферы, была представлена без учета последних наработок КАМАЗа, Группы ГАЗ и других производителей шасси под всевозможные надстройки. ОАО «КАМАЗ» представило только экспозицию своих силовых агрегатов, в т. ч. и работающих на метане, техники из-за массивных габаритных размеров в павильоне не было. Выставка смогла принять только новичка компании «Арго» с одноименным названием и трактор «Агромаш 85ТК Метан». В группе альтернативных силовых приводов была еще упомянутая выше электротяговая лаборатория, но такая машина принадлежит к электромобилям, а не к машинам с ДВС.

Группа компаний «Геракл», в составе которой работает упомянутый «Арго», является официальным представителем компании Hyundai на территории России, которая предложила современный газовый двигатель для создания новой машины специально для российских условий эксплуатации. И такой автомобиль для городской развозки и коммунальной надстройки в «Арго» сделали. Пока только в единственном экземпляре, в шассийном варианте и без надстройки. Машине еще предстоит пройти экзамен экспертов на тип одобрения транспортного средства.

 Сотрудничества с нашими производителями не получилось. Для создания автомобиля «Арго» разработчикам из Одинцово пришлось взять более дешевое, но не менее прочное иранское шасси, поскольку на одном из наших автозаводов, узнав о готовящемся конкуренте, заломили за свою раму просто космическую цену. Но «Арго» с иранским шасси (рама, кабина, мосты), корейским газовым однотопливным двигателем уже реально существует и показывает хорошие результаты. Грузоподъемность «малолитражки» по паспорту составляет 1,4 т, что для городской дистрибуции или коммунального использования вполне приемлемо. На данной серии моторов (159 л. с.) можно создавать автомобили с грузовым потенциалом от 1 до 2,5 т.

Немного настораживает в этой разработке то, что однотопливный газовый мотор работает на сжиженном топливе, а не на компримированном. Отчасти это объясняется практически отсутствующей в России сетью автомобильных газонаполнительных станций (АГНКС) с более перспективным компримированным (сжатым) природным газом (метан). Пропановых автомобильных заправок больше и особой проблемы с заправкой такой техники в любом городе не возникнет.

А вот «Агромаш», показавший универсально-пропашной трактор 85ТК, сделал явный прорыв в сегменте тракторной техники – однотопливный мотор на тракторе является редкостью, в данном случае Владимирский моторо-тракторный завод – пионер в развитии машин такого исполнения не только в России, Европе, но и во всем мире. До нынешней поры никто не делает тракторный двигатель под метановое топливо.

 Главное достоинство трактора с метановым однотопливным двигателем в экономичности: десятичасовая работа коммунальной версии трактора на компримированном топливе в сравнении с дизельной версией дает экономию в 2,5 тыс. руб. В аграрном секторе он будет еще привлекательнее из-за программ поддержки и лояльности: по Росагролизингу цена для сельхозпредприятия просто прекрасна – 747 тыс. руб. за дизельную версию. Трактор передается на 7 лет с удорожанием всего 3,5 % в год. В метановом исполнении цена возрастает на 250 тыс. руб. К тому же упомянутая модель попадает в программу государственного субсидирования по постановлению Правительства РФ№ 1432 (от 27.12.2012 г.), по которой техника продается с 15-процентной скидкой от прайсовой цены.

Выпуск тракторов 85-й серии в газомоторном исполнении начат в прошлом году. Первые машины имели другую конструкцию кабины, сейчас операторский салон более просторный и комфортабельный. Практически это не столько альтернатива белорусскому аналогу, сколько более современная версия, пришедшая ему на замену. Будет ли именно так – покажет время, пока же оно играет не на пользу потребителя, который новую технику еще «не распробовал на зуб».