Землеройная техника "Землекопы стильного формата"


 

Валентин Ожго

Фото автора и производителей

 

Если классический экскаватор любой размерной группы на колесном или гусеничном ходу нашим строителям уже как бы родной, то экскаватор-планировщик с телескопической стрелой и вращающимся вокруг своей оси ковшом – немножко экзотика…

 

Не совсем свой среди не совсем своих

Популяция экскаваторов-планировщиков на постсоветском пространстве относительно невелика, в среднем на сотню вместе взятых чистого вида землекопов с экскаваторами-погрузчиками их приходится не более двух штук. Правда, в ближайшие год-два эксперты прогнозируют рост востребованности техники такого предназначения, но и в этом случае на сотню их будет не более трех единиц, что отчасти понятно. Во-первых, эту машину вообще можно отнести к группе специфической техники и отчасти причислить к элитарным. Ее удел на работах эстетического направления, когда напоследок нужно поставить или оставить красивый штрих. Это как точка в конце предложения. Или восклицательный знак.

Здесь альтернативы планировщику нет и в ближайшие лет двадцать не будет, поскольку именно он может создать откос нужного профиля, работать в режиме прямой и обратной лопаты, в любой конфигурации и уровне сложности, да еще и в труднодоступном месте, куда обычному экскаватору не добраться. Главная отличительная черта таких машин не только в телескопической стреле, но и навесном оборудовании с функцией поворота вокруг своей оси. Это происходит как за счет ротационного механизма на стреле, так и за счет поворота самой стрелы вокруг своей оси.

Во-вторых, указание в названии «планировщик» отнюдь не значит, что это машина только для элитарных операций по благоустройству. Для черновых работ этот землекоп тоже годится. Он запросто может котлован, фундаментную траншею откопать или же емкость под бассейн вырыть. Его на ремонт теплотрассы можно направить или же в строительстве дороги использовать. Разработчики его всему научили, только ковш нужной конфигурации ставь и – работай. Если еще каких-то десять лет тому на нашем рынке явными монополистами были словацкая CSM-Tisovec a.s. со своей UDS на «Татре» и «Святовит» из Беларуси, то сейчас в список производителей расширился.

Впрочем, здесь особого постоянства тоже нет – кто-то приходит, кто-то уходит. Своими машинами в свое время засветились заводы «Мотовилихинский» (Россия, Пермь), «Тверской экскаватор» (Россия, «Группа ГАЗ») и Кохановский завод (Беларусь, г. Коханово), который как-то незаметно вышел из этой ниши машин. Среди производителей с зарубежным клеймом на нашем рынке также замечены Badger Equipment Company и Gradall Industries Inc (оба США), TML Technik GmbH (Германия). Они хотя и стараются активно продвигать свою продукцию на нашу торговую площадку, но им не угнаться за пионерами этого сегмента рынка в лице словаков на их «Татрах» (почти половина емкости российского рынка удерживает Тисовецкий завод) и компании «Святовит» на облюбованных КАМАЗах, «Уралах» (удерживает где-то треть рыночной емкости РФ). Нельзя сбрасывать со счетов и Мотовилихинский завод, удельный вес которого до недавнего времени составлял почти 20 % рыночной ниши экскаваторов-планировщиков.

 


И хотя в среде активных игроков этого сегмента рынка участников прибавилось, торговых брендов стало меньше. Компания «Святовит», которая еще с далекого 1997 г. прославилась в этой нише своими универсальными телескопическими экскаваторами-планировщиками на колесном шасси МАЗ, КАМАЗ, «Урал» и даже тяжелой и практически неубиваемой базе КрАЗа, в результате ребрендинга упразднила торговые бренды АНТЕЙ, ГИДРА, АНТЕРА. С 2010-го телескопические экскаваторы-планировщики моделей «Антей» и «EW-25-M1 Антей-RX», а также гусеничный ЕС-22-К2 «ГИДРА», о которых наш журнал уже рассказывал, остались и здравствуют в усовершенствованных версиях со свойственным каждой модели буквенно-цифровым индексом. Общим для всех них является только бренд – торговая марка «Святовит».

Сразу нужно сказать, что сябры постоянно что-то да совершенствуют, ищут и предлагают рынку самые неожиданные версии своих надстроек на шасси. Плавающим снегоболотоходом с белорусской надстройкой экскаватора-планировщика EW-25-M1 уже не удивить. А вот прошлогоднее появление землекопа на полноприводном шасси Volvo FM с колесной формулой 6х6 и мощным 360-сильным мотором многих специалистов поначалу поставило в тупик: колесная база «шведа» намного дороже шасси из Набережных Челнов или Миасса. Такое исполнение неминуемо ведет к удорожанию всей спецмашины.

 Правда, просто так из прихоти нынче ни один производитель ничего не делает. И если что появляется, то только под заказ. К тому же на любой товар есть свой покупатель. И Volvo FM с солидным моторесурсом живучести ходовой базы и силового агрегата (Евро-4), исключением не стал. Сразу нужно сказать, что это первый опыт завода с шасси Volvo, раньше дальнее зарубежье с колесной базой  под надстройку экскаватора-погрузчика EW-25-M1 было представлено только автомобилями MAN.

 

Экскаватор-планировщик UDS 114 на шасси КАМАЗ 365116

 

Исходя из реалий популяции

Практически все производители экскаваторов-планировщиков не делают привязку к конкретному шасси. Предпочтение, конечно же, есть, но это обычно обусловлено регионом эксплуатации и популяцией автомобилей той или иной марки на данной территории. К примеру, колесная база российского автомобиля КАМАЗ с широко разветвленной сетью сервисных центров по всей России, а также в Белоруссии, Казахстане, Украине способствует заказу спецмашин именно в зоне наибольшей популярности таких шасси.

В той же Украине практически нет планировщиков на базе «Урал-4320», поскольку сервисное сопровождение там слабее сети КАМАЗа, который и оказался предпочтительнее. К тому же, украинские дорожники, строители альтернативу шасси из Миасса нашли в автомобилях КрАЗ из Кременчуга. Правда, по обе стороны Днепра украинское шасси тоже редкость, в основном под белорусскими экскаваторами-планировщиками серии EW встречается КАМАЗ-53228, другие модели из Набережных Челнов и под словацкими UDS TATRA 815-й модели.

 К слову, компания CSM-Tisoveс a.s. со своей надстройкой UDS помимо котирующейся в рейтинге у себя дома колесной базы TATRA вынуждена была подстраиваться под заказчиков из Евросоюза и ставить экскаваторы-планировщики практически на шасси всех семи европейских производителей техники. Там тоже ощущается региональное присутствие брендов, но наиболее популярными все же являются шасси MAN, Mercedes-Benz, Renault.

На территории России надстройки Тисовецкого завода UDS можно встретить не только на колесном шасси, но и на гусеничном движителе плавающего снегоболотохода ТТМ (ТТМ-69021), куда поставили UDS-114R09. Машина создавалась специально для работы на грунтах с низкой несущей способностью, включая снежную целину и даже водное плесо. По сути это амфибия, способная передвигаться как на суше, так и на водоеме. От стандартного исполнения надстройка отличается еще и северным исполнением – двойное остекление кабины, предпусковой подогреватель двигателя Thermo E Spheros и автономный отопитель салона Webasto AirTop. Помимо этого установлена дополнительная термошумоизоляция. В остальном машина-планировщик повторяет те же рабочие характеристики, что и на колесном шасси.

Белорусы тоже получили свою версию экскаватора-планировщика EW-25-M1 на снегоболотоходе ТТМ-6902Э-01. Если по высоте это все те же 4 м, что и на базе «Урал-4320», то вширь гусенично-плавающий планировщик получился весьма массивным – по корпусу конструкции 3,14 м, а с учетом выступающих пневмогусениц 4,16 м. Ширина только башмака гусеницы здесь составляет 1,26 м. При таком контуре (36,4 кв. м) устойчивость землекопа, конечно же, выше надстройки на классическом колесном ходу (21,7 кв. м), поскольку центр тяжести в таком случае смещается вниз.

Все познается в сравнение

Нужно сказать, что на нашем рынке между заводами Tisoveс и «Святовит» ощущается негласное соперничество. Это не враждующая конкуренция, а состязание за клиента. Лидирующий Тисовецкий завод сегодня в состоянии предложить нашему потребителю пять моделей экскаваторов-планировщиков (UDS (УДС)-211, -134, -114 R, -214, -232). «Святовит» практически не отстает и предлагает на нашей торговой площадке надстройку EW-25-M1 в модификациях S, R, L для колесного шасси и EC-22-K2 в версиях R и L с гусеничным движителем. В ближайшее время позиции этих игроков вряд ли изменятся. Правда, в последнее время как-то заметно активизировался на европейском рынке с весьма амбициозными планами на российскую торговую площадку компания Badger Equipment Company, которая является дочерней компанией более известной у нас Manitex International, Inc.

 С выводом на поток экскаватора с телескопической стрелой Badger 470TM американский производитель сразу же начал позиционировать свой экскаватор-планировщик, как «шесть в одном» – экскаватор, траншеекопатель, грейдеров, погрузчик, планировщик и кран. Это делает его идеальным рабочим инструментом для государственных предприятий и частных компаний, ограниченных в бюджете. В качестве «конфетки» разработчики с гордостью пиарят оригинальную конструкцию стрелы, в которой ковш вращается на 180 град.

 Позитивные отклики экспертов заслужили и ходовые возможности машины. У нее колесная формула 4x4, что позволяет передвигаться по бездорожью или работать на плохо обустроенных полевых площадках. По дорогам общего пользования машина может передвигаться без трейлера со скоростью 96 км/ч. По сравнению с колесным экскаватором, Badger 470TM сокращает время работы и человеко-часов более чем на 75 %, а ее телескопическая стрела достигает дальше и выше: рабочая зона землекопа по радиусу имеет 30 метров. Говорить о том, что Badger 470TM покорит российский рынок не стоит, поскольку наш потребитель к той машине еще не присмотрелся, не приценился и даже «на зуб не попробовал».