Эволюция "Техника имени Мариуса Берлие"


 

Грузовик с паровозной эмблемой… скажете – абсурд?! Ничего подобного! Вспомните легендарную марку Berliet, впоследствии ставшую частью Renault Trucks. На юго-востоке Франции есть старинная усадьба, где базируется коллекция коммерческого транспорта именитой в прошлом марки. Большинство грузовиков, автобусов и спецтехники с логотипом Berliet сохранились в единственном экземпляре. Попасть в этот музей непросто.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Рождение и забвение

Были времена, когда техника Berliet являлась такой же привычной в транспортном потоке, как современные грузовики Renault: машины с причудливым логотипом колесили по дорогам Европы и Африки.

Сегодня любая техника Berliet – большая редкость. На ходу эти автомобили можно встретить там, где из машин выжимают все до последней капли дизтоплива, но при этом умеют ухаживать. Мне довелось встретить грузовики Мариуса Берлие в Марокко в 2003-м, в Нормандии в 2004-м и в Монако в 2007-м. А в прошлом году такой самосвал экспонировался на мировой премьере обновленной гаммы Renault Trucks. Несмотря на то, что марка прекратила свое существование в 1978 г., не вся техника пошла на металлолом.

Историю бренда Berliet можно проследить по энциклопедиям грузовой и военной техники. История французского производителя насыщена событиями и очень любопытна.

В 1866 году в семье мелкого предпринимателя Берлие на свет появился мальчик, которого назвали Мариусом. Место рождения − индустриальный Лион − и специфика работы родных предопределили его судьбу. С юных лет он увлекся механикой, а с 15 лет помогал отцу развивать бизнес. Талант Мариуса нашел воплощение: в 1894 г. он создал небольшой двигатель, а через год – свой первый автомобиль с одноцилиндровым мотором. В 1897-м был построен второй автомобиль уже с двухцилиндровым двигателем.

 

В 1899-м мастерская Berliet ютилась на площади 90 м2, в 1900-м она расширилась в пять раз, до 450 м2, а через два года благодаря покупке завода своих знакомых Мориса Одибера и Эмиля Лавиротта, производственные площади составляли уже 5000 м2. В то время завод выпускал легковые автомобили Berliet, пользовавшиеся популярностью не только в Европе, но и в России.

В 1905-м Берлие продал лицензию американской компании ALCO на двигатели мощностью 22, 40 и 60 л.с. для трех автомобилей. Стартовали и массовые продажи машин. В 1910 г. увидел свет первый грузовик Berliet М с кабиной над двигателем, а в 1912-м половина всех продаж уже приходилась на экспорт. В том же году немецкая команда приняла участие в ралли Монако на гоночном автомобиле, построенном на шасси Berliet. В 1913-м объем выпуска французских машин на заводе Monplaisir достигло 3500 ед. в год.

С началом Первой мировой войны предприятия Берлие перешли на выпуск минометных мин в количестве 6000 шт. в день. На поток встали армейские грузовики Berliet CBA: в 1916-м их собирали по 40 ед. в сутки. Выпускали и танки Renault: в 1918-м объем суточного производства составлял по 1050 ед.

В начале Второй мировой почти все заводы Berliet оказались в зоне оккупации. В свободном секторе осталось только головное предприятие в Лионе. Там выпуск грузовиков продолжался до апреля 1944 г. и в общей сложности было изготовлено 24 тыс. ед. Но уже 1 мая того же года во время массированной бомбардировки авиацией союзных войск завод был разрушен.

В том же 1944-м главу компании и четверых его сыновей арестовали и осудили по обвинению в пособничестве фашистам. Не выдержав такого удара, вскоре дважды кавалер ордена Почетного легиона Мариус Берлие умер. По иронии судьбы основоположник автомобильной империи своего имени был реабилитирован по всем статьям обвинения буквально через месяц…

Уже после смерти Мариуса Берлие в 1949 г.  грузовики его имени выпускали три десятка лет. В 1950-м за ворота завода в день выезжали 17 автомобилей Berliet, а в 1974-м – уже 120. В 1978-м компанию приобрела Renault Trucks.

 

 

Музей для избранных

Увидеть большое собрание машин Мариуса Берлие – огромная удача. Это не музей в классическом понимании, это частная коллекция, гараж и реставрационные мастерские вместе. Владеет этим хозяйством прямой наследник Мариуса Берлие – его второй сын Поль 1918 г. рождения. Контроль над компанией к нему перешел в 1950 г. Несмотря на преклонный возраст, он любит лично проводить экскурсии и рассказывать о семейном бизнесе.

Здания музея как такового нет – вместо него на ровной площадке смонтированы металлические конструкции с покатой крышей. По внешнему виду – авиационные ангары. Большая часть грузовиков и автобусов выстроена рядами, некоторые экземпляры сгруппированы по темам. Вот в ярких красных «мундирах» стоят автомобили брандсмейстеров. Неподалеку – светло-бежевые грузовики, покорившие пески пустыни Сахара. Есть коммунальные труженики, автобусы и образцы, заложившие основу французской легенды.

Возле каждого экспоната – табличка с названием модели и годом выпуска. Никаких цепей, ограждений и запретов для гостей: разрешается смотреть, трогать, фотографировать и вести видеосъемку. В холле семейного особняка установлен легковой автомобиль, на котором сам Мариус Берлие долгие годы ездил на работу. Но два-три часа на изучение пласта глубиной в 80 лет – очень мало, особенно если учесть, что ряд грузовиков и автобусов сохранились в единственном экземпляре.

В экспозиции доминируют разнокалиберные Berliet, но есть и много машин других марок. Среди них львиную долю составляет коммерческий транспорт Renault Trucks, есть и экзотические по нынешним временам машины марок Aries, Cotin, Citroen, Delahaye, Dewald, De-Dion Bouton, Laffly, Panhard-Levassor, Simca-Unic, Somua. Несколько экземпляров еще не попали в реставрацию и экспонируются в ржавом виде. Какие-то машины находятся на стадии реанимации, но абсолютное большинство моделей представлено во всем блеске.

Марка Berliet просуществовала восемь десятилетий и прекратила существование как действующий коммерческий бренд в 1980 г. Сам основатель компании Мариус Берлие дожил до глубоких седин и умер в 1949 г. в возрасте 83 лет. Дело талантливого француза не пропало: гены Berliet живут в современной продукции Renault Trucks.

 

«Сливки» среди экспонатов

В 1900 г. Берлие приобрел завод по выпуску двигателей и сам стал производить силовые агрегаты объемом более 11 л и мощностью до 80 л.с. для легковых машин. Уже в 1906-м лицензия на их изготовление была продана паровозостроительной компании American Locomotive Company (ALCO), которая с 1909 г. ввела изображение паровоза в эмблему.

В 1911-м, когда Мариусу Берлие исполнилось 45 лет, фабрика освоила сборку капотных грузовиков CAD. Они имели литые шины, рессорную подвеску, цепной привод и барабанные тормоза задних колес. Моторный отсек вмещал 4-цилиндровый бензиновый двигатель с ходом поршня 140 мм, а передачу крутящего момента осуществляла 4-скоростная механическая коробка передач – по тем временам экзотика.

В этом же году была построена передвижная голубятня на платформе Berliet Cab с классическим задним приводом. В годы Первой мировой войны ее использовали по прямому назначению как эффективную альтернативу неустойчивой и подверженной прослушиванию неприятелем радиосвязи. Цифровые маркировки обозначают регистрационный знак транспортного средства, порядковый номер в автоколонне и подразделении. Задние колеса имели узкие резиновые бандажи, а передние – более широкие. Для удобства обслуживания по правому борту крепилась деревянная лестница. Другие модификации данной модели представляли собой штабные и санитарные автомобили.

В годы Первой мировой войны предприимчивый Мариус Берлие в погоне за прибылью организовал поточную сборку легких танков Renault FT17. Его знаменитый «хвостовой отросток» служил опорой для преодоления окопов и траншей. Удивительно, как удалось сохранить полнокомплектный экземпляр в стране, по территории которой прокатилась и Вторая мировая война…

Самой массовой оказалась модель Berliet CBA9 1920 г. Она продержалась в серии до 1932 г., а в эксплуатации – до июня 1940-го. В 30-е годы грузовики выпускали как с бензиновыми двигателями, так и с газогенераторными установками. Жаль, но многие из них сгинули в огне Второй мировой войны. А техника была интересная! Например, трехтонный Berliet VMP образца 1925 г. имел штампованные колесные диски, усилитель тормозов и передние фары с электрическим освещением. Впервые такие фары Берлие начал устанавливать в 1924-м. Под складными створками капота находился двигатель рабочим объемом 3,3 л, способный разгонять груженую машину до скорости 50 км/ч. Как и у всех автомобилей того времени, рулевое управление находилось справа.

В довоенные годы французская компания заявила о себе и как производитель легковых автомобилей. Наглядное подтверждение – 4-дверный Berliet VPP2-11 CV выпуска 1938 г.

Самая известная и наиболее мощная модель – Berliet T100 (6х4) образца 1957 г. Монстр габаритной длиной 13,4 м, шириной 5,5 м и высотой 4,5 м в пустынной окраске был создан для труднопроходимых районов Северной Африки. Ему надлежало перевозить нефтяные вышки, платформы, гидравлические буры и другое специальное оборудование. Отсюда широкие пневматические шины с крупными шашками в рисунке протектора: они оказывали давление на грунт не больше, чем ступня верблюда. Цифра 700 на передке означает мощность мотора – 700 л.с. Первоначально она была меньше: в носовой части устанавливали 30-литровый Cummins V12 с отдачей в 600 «сил», и весил подобный «толкач» 2,5 т. Всего было построено пять таких грузовиков. До наших дней «дожил» только один, выставленный в музее Berliet.

При полной массе в 200 т полностью груженый Berliet T100 был способен перемещаться со скоростью до 35 км/ч. Расплатой был чудовищный расход топлива – 640 л/100 км. Неудивительно, что в рейсах гиганта часто сопровождал другой грузовик – с резервом топлива. Обилие фар обеспечивало хорошее освещение дороги. Угловые штанги на крыльях были призваны обозначить габариты супергрузовика и помочь водителю при маневрировании. «По штату» каждому тяжеловозу придавался сервисный 5-тонный грузовик Berliet Gazelle, который перевозил полноразмерное запасное колесо диаметром 2,2 м, специальный домкрат и профессиональный инструмент.

Появлением Berliet T12 со всеми ведущими колесами ознаменовался 1962 г. Формулу 8х8 выбрали неспроста: седельному тягачу массой 31 т предстояло буксировать низкорамные платформы с военной техникой массой 50 т. В частности, Т12 должен был возить на платформе АМХ – основной боевой танк Франции того времени. Прямоугольная форма двухрядной кабины шириной 3250 мм обеспечивала максимальное полезное пространство внутри. Полная масса автопоезда составляла 125 т. Моторный отсек был занят 550-сильным 29,6-литровым дизельным двигателем V12 с турбонаддувом. В паре с ним работала гидромеханическая трансмиссия Clark. Но усилия конструкторов оказались напрасными: в серию танковозный тягач не пошел.

В 1968 г. увидел свет седельный тягач Berliet TF (8x4) в составе ракетного автопоезда VTE. Его создали по заказу Министерства обороны Франции. У него было два ведущих задних моста с двускатной ошиновкой, две управляемые передние оси, бескапотная кабина с обратным наклоном ветрового стекла. Сцепка использовалась для транспортировки баллистических ракет к местам установки на боевое дежурство в подземные пусковые шахты.

Любопытная разработка – карьерный самосвал Berliet T60 грузоподъемностью 60 т. Он был способен перевозить породу массой от 22 до 60 т. Именно этот экземпляр с 35-кубовой самосвальной платформой появился в серии под занавес 60-х годов ХХ века и отличался обилием узлов и агрегатов производства США. Его комплектовали 12-цилиндровым дизельным двигателем GM с потенциалом 644 л.с. Но главное – Т60 эксплуатировался в СССР. После того, как в 1969 г. один «супертяж» успешно отработал в открытом руднике Гайского горнообогатительного комбината Оренбургской области, были приобретены еще 29 экземпляров.

На Парижском международном автосалоне-1970 дебютировал 50-тонный Berliet GXO (6х6) с односкатной ошиновкой всех колес. «Француз» получил 16-цилиндровый V-образный двигатель General Motors объемом 18,6 л и мощностью 530 л.с., 5-ступенчатую автоматическую трансмиссию Twin Disk. Автомобиль успел проявить себя в Алжире, но модели GXO было не суждено стать серийным: он построен в единственном экземпляре. Впрочем, таких в коллекции Berliet немало…