Автокомпоненты "Интеллектуальные системы помощи дальнобойщикам"


 

Обостряющаяся конкуренция, рост цен на подвижной состав, топливо и запчасти при застывших ставках фрахта вынуждают автоперевозчиков искать новые пути снижения эксплуатационных расходов. Снизить их, а значит – и уменьшить стоимость доставки грузов позволяют интеллектуальные системы помощи водителю грузовика. Мы не будем поднимать весь пласт современных ассистентов дальнобойщика, а расскажем только о системах, распознающих рельеф местности.

 

Александр НИКОЛАЕВ

Фото автора и фирм-производителей

 

Дорогое удовольствие

Ведущие европейские производители магистральных грузовиков каждый по-своему ищет пути облегчения труда водителя и повышения эффективности использования подвижного состава. Речь не только о перспективных комплексах, а прежде всего о тех инженерных решениях, которые уже протестированы и внедрены в серию.

Большинство современных систем направлено на повышение безопасности грузоперевозок. Спасти транспортное средство от ДТП – значит не только спасти свой подвижной состав и жизнь водителя и, возможно, других участников движения, но также сохранить груз. Современная сцепка с учетом лизингового контракта может стоить под 200 тыс. евро, а перевозимый груз – четверть, треть и даже половину такой суммы. Выходит, есть за что бороться.

Не стану утомлять вас аббревиатурами и длинными названиями электронных помощников, а только напомню, какие функции выполняют «умные» системы европейских разработчиков. Адаптивный круиз-контроль, ассистент активного торможения, система слежения за полосой движения или оповещения при перестроении, контролер «мертвой» зоны, система контроля усталости, алкозамок – эти и многие подобные устройства позволяют не допустить за руль пьяного водителя, не дать ему совершить ДТП из-за засыпания в движении, сохранить безопасную дистанцию, эффективно затормозить.

На новейших моделях последних лет появилась система предупреждения о столкновении с функцией экстренного торможения, независимая передняя подвеска, функция срабатывания отдельных тормозных механизмов для стабилизации автопоезда, программа предупреждения водителя о переутомлении, система поддержки при смене полосы движения и многие другие. Как правило, все они являются опциями и при всех достоинствах имеют один недостаток: высокую розничную стоимость. Между тем, по статистике, востребованность самых популярных опционных систем в Европе пока невелика – по отдельным позициям не больше 25%.

Такие устройства действительно стоят недешево – некоторые из них ценой в несколько тысяч евро. И пока они не станут массовыми, рассчитывать на серьезные скидки со стороны производителей не приходится. Дорогое удовольствие, не поспоришь. К тому же они лишь страхуют водителя и снимают часть физической и психологической нагрузки. А как же быть с транспортной эффективностью и снижением себестоимости каждого пройденного километра? Для этого существуют комплексы второго десятилетия нового века вроде I-See от Volvo Trucks.

 

I-See означает «я вижу»

  Не вдаваясь в исторические подробности, отметим: Volvo Trucks создало систему, способную распознавать рельеф местности и адаптировать под него работу дизельного двигателя и автоматической коробки передач. В итоге перевозчику удается снизить расход топлива на 5%. И нужно для этого всего-то включить круиз-контроль.

Скандинавы объединили программное обеспечение трансмиссии I-Shift и GPS-навигации с интеллектуальной системой круиз-контроля. В итоге I-See изучает и сохраняет в центральной базе данных топографию дороги, по которой движется автопоезд. При повторном прохождении этого же маршрута с включенным круиз-контролем электроника автоматически использует хранящиеся сведения для оптимальных режимов работы двигателя и коробки передач, что и дает экономию дизтоплива в объеме до 5%.

Интересно то, что I-See не полагается на электронные топографические карты. Они могут устареть, а прохождение по реальной местности ничего не заменит. Поэтому в своей работе система опирается на сведения о пройденных подъемах и спусках. Разработчики утверждают, что экономить топливо можно даже на незнакомых маршрутах. Каким образом? Путем обращения к так называемому облаку – серверу с базой данных. Доступ к нему предоставляется всем грузовым автомобилям, причем безвозмездно, т.е. бесплатно. Проще говоря, экономить можно уже в первом рейсе нового Volvo FH. Если же у вас старый автомобиль с другим оборудованием или не включен I-Cruise, никакой выгоды вы не получите.

Как работает система I-See?

Она может запомнить до 4000 подъемов и спусков. Ее главная задача состоит в том, чтобы по максимуму использовать собственную кинетическую энергию грузовика во время преодоления возвышенностей. Сократить расход ДТ позволяют запрограммированные шесть функций – они активируются при различных типах наклонов. Эффективность использования энергии достигается за счет контроля скорости, оптимизации переключения передач и работы тормозов.

Как только система определяет приближение к подъему, она увеличивает скорость до предельной на включенной передаче. Тем самым обеспечивается максимальный крутящий момент. Высокая передача остается включенной более продолжительное время. Далее автоматика исключает лишние и преждевременные переключения на пониженные передачи. Подъем осуществляется плавно, и главное – без перерасхода топлива.

На гребне подъема I-See также исключает ненужные переключения, но снижает скорость, если она выше безопасной. Перед началом спуска система предотвращает ненужное ускорение. В это время силовая передача временно отключается, и грузовик двигается накатом. На выходе – экономия энергии и минимальная потребность в притормаживании. По мере увеличения скорости на спуске вместо резкого включения рабочего тормоза в конце спуска I-See заранее плавно включает моторный тормоз. Таким образом, автомобиль готовится к изменению рельефа и режима работы. В конце спуска I-See позволяет сохранить грузовику набранную скорость, двигаясь на нейтральной передаче.

Дорога не всегда состоит из череды подъемов и спусков. Иногда за одним спуском следует другой, более пологий или крутой. В принципе, системе это неважно. С учетом топографии местности она внесет в управление нужные корректировки. Если же за спуском опять начинается подъем, I-See позволяет грузовику снова набрать скорость и поднять крутящий момент, что позволит легче и без лишних затрат преодолеть складку местности.

 

Решение Scania

Техническая новация Volvo Trucks эффективная, но не единственная. Главный конкурент, и тоже из Швеции, компания Scania чуть раньше предложила перевозчикам систему Ecocruise. Принцип ее действия идентичен алгоритму работы I-See, но есть и свои особенности.

Например, Ecocruise тоже определяет приближение к вершине холма и препятствует разгону автомобиля, пока не будет преодолен гребень. Правда, с одной оговоркой: система сработает, если во время подъема скорость не упала меньше чем на 20 км/ч.

Есть штришок и в движении на спуске. У Scania ретардер также, как у конкурента, взаимодействует с круиз-контролем, горным и рабочими тормозами и системой автоматического переключения передач Opticruise. Но система Scania Ecocruise при движении к подножию холма позволяет сидящему за рулем задать отклонение между крейсерской скоростью и скоростью спуска. Она же некоторое время сохраняет набранную скорость, чтобы при въезде на следующий холм или возвышенность автомобиль въехал на большей скорости, без дополнительных переключений коробки передач.

Поднявшись на очередную гору, система адаптирует переключение передач к ритму движения. Она обеспечивает баланс между скоростью грузовика и расходом дизтоплива при максимальной мощности двигателя. При спуске в равнину цикл повторяется заново. По сути, Ecocruise – это более «интеллектуальная» версия традиционного круиз-контроля. И, естественно, она наиболее актуальна при эксплуатации груженых автопоездов в гористой и холмистой местности, т.е. там, где приходится часто корректировать скорость движения.

Дальнейшее развитие систем, учитывающих рельеф местности и контролирующих скорость с помощью бортовой электроники, будет идти в направлении использования поступающих в реальном времени географических и топографических данных. Проще говоря, на любой незнакомой дороге можно будет и в первой поездке оптимально проходить весь маршрут с максимальной экономией топлива. И это будет реальным конкурентным преимуществом перед теми, у кого такого инструмента не окажется. Правда, что-то подсказывает: для частников подобное благо останется экзотикой, а воспользоваться преимуществами технического прогресса смогут только компании крупного и среднего бизнеса.