Автоспорт "Когда стихают баталии"


 

Чемпионат Европы 2014 г. по трак-рейсингу позади. Самое время оглянуться назад, ведь старт сезона-2015 состоится только в конце апреля. Как и в нынешнем календаре, в очередном первенстве по кольцевым автогонкам грузовиков, увы, не будет «Смоленского кольца»…

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Тракрейсеры: кто они?

Большинство нынешних пилотов за рулем гоночных грузовиков не молодые люди. Средний возраст постоянных участников Чемпионата Европы 2014 г. (ЧЕ-2014) составляет 40,5 лет. Самые молодые спортсмены отстаивают свои позиции в капотных кабинах Freightliner – им в среднем 34,5 года (39 лет Дэвиду Вршецки и 30 Адаму Лацко). Гоняющимся на Mercedes-Benz в среднем 38 лет, а Renault Trucks – 39 лет. Более возрастные спортсмены выступают за рулем MAN (почти 42 года), IVECO (ровно 43), Scania (43,5).

Самый юный участник ЧЕ-2014 – 18-летний венгр Бенедек Майор, добывающий очки на тягаче MAN. На его фоне португалец Эдуардо Родригес – дедушка: недавно ему стукнуло 60 лет! Он также борется за рулем MAN. Язык не поворачивается назвать молодым человеком и 57-летнего швейцарского пилота MAN Маркуса Бёзигера. По 53 года французу Доминику Орзини на Mercedes-Benz и чеху Фрэнки Войтишеку на MAN, 51 год немцу Герду Кёрберу наIVECO. Еще двоим, включая вице-чемпиона испанца Антонио Альбасете на MAN, по 49 лет и семерым за сорок… Но действующему Чемпиону Европы-2014 Норберту Киссу из Венгрии только 29 лет.

 

Гоночные тягачи

Все эти люди управляют гоночными грузовиками с моторами, чья мощность (до 1400 л.с.) затмевает болиды F1 с их 800 «лошадками»! Самым большим потенциалом в европейском Чемпионате по трак-рейсингу обладают грузовики Renault 2013-го и 2006/2012 гг. выпуска. Их 6-цилиндровые рядные моторы DXi 13 развивают мощность 1160 и 1150 л.с.

Выходной мощностью в 1150, 1100 и 1050 л.с. обеспечены рядные «шестерки» D26 гоночных тягачей MAN разных моделей и лет выпуска. Например, у трехкратного чемпиона Европы немца Йохена Хана TGS 18.480 свежего 2013 г. выпуска. У его главного оппонента последних сезонов испанца Антонио Альбасете машина 2012/2013 г. А у француза Энтони Жаниека тягач вообще изготовлен в 2007-м.

В тройке сильнейших и «носатые» Freightliner 2012/2013 и 2012/2014 гг. выпуска с отдачей мотора Caterpillar C13 в 1150 л.с. По сути, это первый эшелон тех, кто борется не только за высокие места, но и за титул.

Вторая тройка брендов имеет более скромный потенциал и умеренные амбиции. Например, под кабиной IVECO Stralis 2010 г. в моторе Cursor обуздан «табун» в 1100 «лошадей». У Mercedes-Benz Actros двигатель ОМ 460 LA выдает на-гора 1050 л.с., а OM 457 LA – 1000 л.с. Самый скромный запас мощности у Scania 124 (2003 г.в.) – всего 950 л.с.

В пелетоне из 24 идущих в зачет пилотов ровно половина выступает на автомобилях MAN. Вторая по массовости группа гоночных тягачей носят эмблему Renault Trucks. Остальных брендов – по паре: Freightliner, Mercedes-Benz, IVECO, Scania.

 

Чемпионский Tiby

Как и большинство машин в нынешних соревнованиях, автомобиль Чемпиона Европы-2014 носит эмблему MAN. В команде «OXXO Energy Truck Race Team» его называют Tiby. Он выпущен в 2008 г. и построен в гоночной конфигурации Аттилой Едером и его командой, вместе с талантливым пилотом немцем Йохеном Ханом. Правда, с тех пор автомобиль не раз модернизировали. В частности, инженеры улучшили демпфирование подвески. Электронных систем вроде ABS и EBS нет – они запрещены, как и контроль тягового усилия. При снаряженной массе 5,5 т на переднюю ось приходится 3,3 т, на заднюю – 2,2 т.

Под кабиной установлен дизельный двигатель MAN объемом 12 800 см3 с турбонаддувом в 4,2 бара. Полная выходная мощность двигателя зависит от внешней температуры и давления воздуха, и находится в диапазоне 1100–1300 л.с. Пик крутящего момента доходит до 6000 Нм. Это позволяет грузовику развивать бешеную динамику: чтобы ускориться от 30 до 160 км/ч, требуется менее 6 секунд. Согласно правилам потолок скорости ограничен электроникой на уровне 160 км/ч, а без него мотор позволяет разгоняться до 280 км/ч! В трансмиссии используется 8-ступенчатая механическая коробка передач Eaton. В духе технического регламента задний дифференциал заблокирован. В календаре Чемпионата есть несколько трасс, где пилот обычно использует только две высшие передачи. В общем, достойная техника.

 

Сравнение грузовика Tiby с болидом F1

 

Контрольные параметры

Болид F1

Тягач Tiby

Рабочий объем двигателя, см3

2400

12800

Число и расположение цилиндров

V8

6, рядное

Тип топлива

Бензин

Дизель

Мощность двигателя, л.с.

800

1400

Максимальный крутящий момент, Нм

270

6000

Снаряженная масса, кг

605

5500

Максимальная скорость, км/ч

370

160/280

Максимальное число оборотов, об/мин

18000

2800

Расход топлива, л/100 км

75

100

 

Нюрбургринг. Середина сезона

До немецкого этапа в Нюрбургринге (18–20 июля) в сезоне-2014 прошло четыре раунда борьбы: 24–25 мая в итальянском Мизано, 7–8  июня в испанской Наварре, 21–22 июня во французском Ногаро и 5–6 июля в австрийском Red Bull Ring. Лидером чемпионата в Нюрбургринг приехал венгр Норберт Кисс с активом 178 очков – на девять больше, чем у идущего вторым испанца Антонио Альбасете. Третьим шел Йохен Хан с отставанием от испанца в 6 очков.

Взяв на Нюрбургринге 51 очко, Антонио Альбасете обошел в зачете пилотов Норберта Кисса с активом в 39 очков за пятый этап. Серебряный призер Нюрбургринга-2014 Йохен Хан с багажом 46 очков сохранил третье место. Далее до 10-й позиции все остались на своих местах. Возможность отыграться давали четыре этапа: 30–31 августа на кольце Мост (Чехия), 20–21 сентября в Зольдере (Бельгия), 4–5  октября в Хараме (Испания) и 11–12 октября на автодроме «Бугатти» в Ле-Мане (Франция).

 

Интрига до последнего круга

Я не поленился проанализировать все 36 гонок сезона и вывести «среднее арифметическое» по трем главным претендентам на титул и трем ближайшим преследователям.

В сезоне-2014 новый обладатель чемпионского титула Норберт Кисс набрал 401 очко – в среднем по 44,6 за гоночный уик-энд или по 11,5 за гонку (не считая один сход на трассе Мост, Чехия). Кисс добыл 9 побед, 10 раз приходил к финишу вторым и 6 раз – третьим. У него одна четвертая позиция, четыре пятых места и три шестых. Худший результат в гонках с перевернутой решеткой – 10-е место, с прямым стартом – 7-е. На протяжении девяти этапов он одержал четыре победы по итогам гоночных уик-эндов и четырежды возглавлял турнирную таблицу в зачете пилотов.

Показатели вице-чемпиона текущего года Йохена Хана скромнее: он набрал 383 очка, отстав от лидера на 18 пунктов. Среднее число очков за уик-энд – 42,6, за гонку – 10,9. В его активе 6 побед, семь вторых мест и восемь третьих ступенек подиума. За весь сезон он восемь раз приходил к финишу четвертым и дважды занимал 5-е и 6-е место. Худший результат в гонках с обратным стартом – 11-е место, с прямым стартом – 4-е. У него тоже был один сход – на трассе Наварра, Испания. В активе два выигранных уик-энда и однократное восхождение на верх таблицы результатов в зачете пилотов.

Всего 6 очков проиграл своему непримиримому сопернику и 24 очка чемпиону бронзовый призер ЧЕ-2014 Антонио Альбасете. Он набрал 377 очков: по 41,9 за этап и 10,8 за гонку. У него 5 побед, 10 вторых мест и 8 третьих. Четырежды он видел клетчатый флаг четвертым, трижды – пятым и один раз – шестым. Худший результат в гонке с обратной решеткой – 10-е место, с прямым стартом – четвертое. При отсутствии сходов Антонио одержал три победы по итогам гоночных уик-эндов и четырежды лидировал в чемпионате. На этот раз ему чуть-чуть не хватило везения, чтобы стать вице-чемпионом. Но чуть-чуть в спорте не считается.

 

Браво, Норберт Кисс!

Новоиспеченный Чемпион Европы 2014 г. Норберт Кисс родился 2 мая 1985-го в г. Сомбатхея. В юности увлекался гонками на симуляторах. В реальных соревнованиях с 2005 г. Уже в 2006-м он выиграл самый престижный в Венгрии Кубок Renault Clio. Норберт лидировал весь год, добыл 10 побед, и только однажды не поднялся на подиум. В конце сезона был выбран «Водителем года».

В 2007-м Кисс выиграл первый сезон в Суперкубке SEAT Leon, а в 2008-м защитил титул. Через год он стал абсолютным победителем Национального Чемпионата Formula Renault. В 2010 г. Норберт Кисс успешно конкурировал с сильнейшими гонщиками испанского кубка SEAT Leon. Он принял участие в четырех гонках из шести, выиграл одну, стал обладателем поул-позишн и несколько раз поднимался на подиум. В 2011-м он принял участие в Maserati Trofeo на Хунгароринге, где выиграл обе гонки.

В Чемпионате Европы по трак-рейсингу Норберт Кисс присоединился к команде «OXXO Energy Truck Race Team» за три гонки до окончания сезона-2011. До ЧЕ-2014 в его активе была одна победа в гонке, а также вторая и третья ступени подиума. И, конечно, нынешний взлет талантливого пилота для многих оказался полной неожиданностью, ведь год назад Норберт Кисс завершил сезон четвертым. Нынешний прорыв – просто фантастический! Поздравляем нового Чемпиона Европы и ждем жарких баталий в сезоне-2015!

 

 

Личный зачет пилотов в ЧЕ-2014

 

Место

Старт.

номер

Пилот

Марка тягача

ВСЕГО

1.

4

Норберт Кисс, Венгрия

MAN

401

2.

1

Йохен Хан, Германия

MAN

383

3.

2

Антонио Альбасете, Испания

MAN

377

4.

55

Адам Лацко, Чехия

Freightliner

314

5.

33

Дэвид Вршецки, Чехия

Freightliner

255

6.

7

Маркус Бёзигер, Швейцария

MAN

235

7.

77

Рене Райнерт, Германия

MAN

137

8.

11

Энтони Жаниек, Франция

MAN

70

9.

21

Фрэнки Войтишек, Чехия

MAN

61

10.

10

Бенедек Майор, Венгрия

MAN

49

 

Командный зачет пилотов в ЧЕ-2014

 

Место

Команда

Пилоты

Стартовые номера

Марка

Очки

1.

Truck Sport Lutz Bernau

Альбасете/Бёзигер

 

2, 7

MAN

621

2.

Buggira Int Racing System

Вршецки/ Ласко

33, 55

Freightliner

576

3.

Team Reinert Adventure

Хан/ Райнерт

1, 77

MAN

533

4.

OXXO Energy Truck Race Team

Кисс/ Майор

4, 10

MAN

459

5.

Truckdrive-JRT

Жаничек/ Лор

11, 16

MAN

94

6.

Lion Truck Racing

Хальм/ Блэйз/ Мариецкурена

44, 20

MAN

89

7.

VTR-SM/Europart Racing

Родригес/ Теодосио

14, 23

Renault

70

8.

Tankpool 24 Racing

Курзим/ Орзини/ Орзини

24, 19

Mercedes-Benz

5

 

 Предварительный Календарь ЧЕ-2015 по трак-рейсингу

 

Этап

Дата проведения

Автодром

Место соревнований

1.

25–26 апреля

Риккардо Тормо

Валенсия, Испания

2.

16–17 мая

Ред Булл Ринг

Шпильберг, Австрия

3.

23–24 мая

Имени Симончелли

Мизано, Италия

4.

20–21 июня

Поль Арманьяк

Ногаро, Франция

5.

27–28 июня

Нюрбургринг

Нюрбург, Германия

6.

29–30 августа

Мост

Мост, Чехия

7.

5–6 сентября

Хунгароринг

Будапешт, Венгрия

8.

19–20 сентября

Зольдер

Зольдер, Бельгия

9.

3–4 октября

Харама

Харама, Испания

10.

10–11 октября

Бугатти

Ле-Ман, Франция