Безопасность "Сон как лекарство от усталости"


 

Научно доказано, что управление транспортным средством в состоянии усталости так же опасно, как и нахождение за рулем в нетрезвом виде. В Германии, например, каждое четвертое ДТП происходит из-за кратковременного, неподконтрольного засыпания человека за рулем. Официальной статистики по ДТП в России из-за «выключки» водителей от переутомления нет. В то же время, около 60 % водителей в Европе признаются, что хотя бы раз «вырубались» в пути на считанные мгновения или теряли концентрацию. Но и этого нередко достаточно, чтобы случилось непоправимое…

 

Александр НИКОЛАЕВ

Фото автора

 

Альтернативы нет

Сразу признаюсь: в разные годы и на разных трассах я сам не раз испытывал состояние микросна. Чаще всего происходило это в предрассветный час, когда дорожное полотно находилось во власти сумерек. По биологическим параметрам именно в утренние часы самый крепкий сон, и если вы «рулили» всю ночь, то усталость свое возьмет. Но «выключка» наступала и тогда, когда рассвет разгонял утренний туман, а окрестности заливало солнечным светом. В общем, время суток здесь ни при чем.

Анализируя свое состояние и ситуации, в которых меня одолевал сон, я пришел к выводу, что перед дальней дорогой (во время поездок в Литву, Беларусь и Украину) как следует не отдыхал. То долго собирал вещи, сидел у компьютера или телевизора, решал какие-то другие бытовые вопросы. В конце концов, перед поездкой как минимум была бессонная ночь. А если ехать приходилось в темное время суток, усталость линейно нарастала прямо в пути.

По рассказам своих коллег и других водителей, я перепробовал множество способов борьбы со сном: пил горячий кофе, громко включал музыку, сам пел, шлепал себя по щекам, делал в салоне сквозняк и практиковал короткие остановки для того, чтобы размять ноги. Скажу сразу: при сильной усталости все эти меры неэффективны. Дефицит сна может заменить только сон: пусть не многочасовой и не в гостиничном номере, но обязательно на безопасной стоянке и при выключенном двигателе.

Специалисты в области медицины тоже единодушны во мнении, что только сон может восстановить силы и снять пик усталости. При дефиците времени в пути все равно им нужно жертвовать. Для частичного восстановления сил нужно 25–30 минут. За меньшее время организм не успеет восстановить мобилизационную готовность, а при более долгом отдыхе организм расслабится и переключится в фазу отдыха. После этого водитель будет находиться в состоянии сонливости и станет ощущать себя разбитым. Проще говоря, альтернативы короткому сну в пути нет.

 

Медицинские показания

Рассказы про то, что молодой крепкий организм может и двое суток выдержать без сна – разговоры в пользу бедных. Конечно, молодым людям легче бодрствовать более долгое время, чем возрастным водителям. Но усталость возрастных ограничений не признает.

Сон важен для жизнедеятельности организма, и заменить его не смогут ни бодрящие энергетики, ни супертаблетки. При недостатке сна любой человек испытывает недомогание в силу того, что ослабевает иммунная система. И если разовое «хронедо» (хроническое недосыпание) в ряде случаев не критично, то хроническое лишение полноценного сна надолго поражает определенные области головного мозга. В итоге – депрессия, снижение работоспособности, нервное истощение, ожирение и сердечно-сосудистые заболевания.

Исследователь проблем сна, профессор Каролинского института и Стокгольмского университета Торбьёрн Окерстедт считает, что для водителей коммерческого транспорта, проводящих за рулем по нескольку часов ежедневно, недостаточно просто бодрствовать. Эти люди постоянно должны быть начеку. Появившаяся усталость, рассеянное внимание, снижение концентрации и скорости реакции значительно повышают риск ДТП.

Проведенный в Европе опрос «SafetyNet Fatigue» показал, что двое из трех водителей грузовых автомобилей не раз испытывали сонливость за рулем. В ходе исследований водителей помещали в имитатор сна, чтобы выяснить линию поведения и способность контролировать дорожную ситуацию. Эксперимент показал, что вслед за появлением классических симптомов усталости (тяжелеют веки, учащается зевота) многие водители впадали в микросон. Они забывались на несколько секунд, причем часто даже не осознавали этого.

Состояние микросна по-разному влияет на способность управлять автомобилем. Но в любом случае у уставшего человека замедляется мышление и реакция даже на простые внешние раздражители. Не отдохнувшему водителю труднее воспринимать и усваивать поступающую информацию и требуется больше времени для запоминания. Исследования показали и утерю контроля над эмоциями, а это мешает верно оценить ситуацию.

 

Режим труда и отдыха

Согласно исследованиям специалистов Финляндии, водители коммерческого транспорта реже других участников движения засыпают за рулем. У них же аварийность на километр ниже среднестатистического значения. Но сонливость водителей тяжелых грузовиков представляет серьезную угрозу безопасности на дорогах в силу тяжести последствий. Именно поэтому в 2007 г. было принято законодательство ЕС о времени вождения и отдыха, а также приборах контроля.

В конце 90-х дальнобойщик спал в кабине в среднем 3,3 ночи в неделю. Через 10 лет эта цифра выросла до 4,6 ночей, а сейчас приблизилась к 5 ночам. В таких условиях на первый план выступает возможность полноценно восстановить силы непосредственно в кабине автомобиля. Более того, проведенные опросы в Швеции показали: на первое место дальнобойщики ставят параметры кабины, относящиеся ко сну и комфорту и только потом – хорошую видимость, организацию рабочей зоны, «музыку» и все остальное.

Что нужно сделать, чтобы прогнать сонливость?

Прежде всего, накануне рейса желательно не есть много тяжелых продуктов, которые долго перевариваются и медленно усваиваются организмом. Неплохо и поспать в комфортных условиях, а не сидя в офисном кресле или на гостевом диване. Организм человека настроен на естественный биоритм, при котором хочется спать ночью, поэтому качество сна в светлое время суток ниже. Как ни странно это звучит, сон можно накапливать (доказано исследованиями), и перед долгим рейсом лучше как следует выспаться. В дневное время для этого можно использовать беруши и повязку на глаза.

Уже в пути сонливость можно прогнать, выпив много кофе, однако не будем забывать: организму от такой нагрузки никакой пользы. Как вариант, можно делать частые перерывы, но и это не панацея: после перерыва «подзарядки» обычно хватает не больше, чем на 15–30 минут. Более того: чем сильнее нарастает усталость, тем быстрее вы устаете после каждого перерыва. Важно помнить и о том, что усталость сильнее всего перед рассветом, между 4  и 6 часами утра. И если вы ощущаете, что силы уже не те, лучше сделать остановку и вздремнуть. А если переоценить свои силы и рискнуть ехать без отдыха, в мгновение ока заснув, можно и не проснуться…

 

Электронные «будильники»

Инженеры ведущих производителей коммерческого транспорта не первый год бьются над повышением безопасности, в том числе и при помощи электронных устройств контроля состояния водителя. Такое вспомогательное оборудование есть не у всех, но им могут похвастаться ведущие компании – такие, как Daimler Trucks (система Attention Assist) и Volvo Trucks (Driver Alert Support).

У каждого автопроизводителя свои нюансы по системе контроля усталости водителя. Одна из самых известных и применяемых у европейцев систем – DAS (Driver Attention System), разработанная компанией Siemens VDO. В автоматическом режиме с помощью видеокамеры, работающей в инфракрасном диапазоне, она отслеживает мимику и поведение водителя (частоту моргания, включения магнитолы, пользования кондиционером и т.п.). Как только количество действий водителя участится по отношению к обычному режиму бодрствования, на экране бортового компьютера появится изображение чашки – намек на то, что пора остановиться и сделать паузу, выпить кофе. Применяется и звуковой сигнал – резкий, как у будильника.

Но полагаться только на электронных помощников было бы неправильно. Лучшим лекарством от усталости был и остается только сон.