Международные перевозки "Лучшие дальнобойщики Volvo и Scania"


 

Большинству перевозчиков, работающих за рулем грузовиков Volvo Scania, нынешний год запомнится участием в конкурсах профессионального мастерства. Национальные финалы, в т. ч. российские, для обоих брендов прошли еще летом. А вот международный суперфинал «The DriversFuel Challenge 2014» состоялся осенью только у Volvo Trucks. Победитель конкурса Scania «Young European Truck Driver 2014» определится только в 2015-м. Российское представительство в обоих соревнованиях позволяет понять, на каком уровне находится подготовка наших водителей.

 

Александр КАЛУГИН

Фото автора

 

Престиж и не только

Международные конкурсы водительского мастерства относительно молоды, а участию в них России без году неделя. Например, европейский конкурс молодого водителя Scania проводится с 2003 г., а Россия участвует в нем с 2012-го. Первый победитель «The Drivers’ Fuel Challenge» у Volvo Trucks был определен пять лет назад, а национальное первенство «Водитель года: эффективность по максимуму» впервые провели в 2011-м.

За время существования соревнования профессиональных дальнобойщиков Scania в возрасте до 35 лет его постоянными участниками стали представители 40 стран мира. Общее количество конкурсантов перевалило за 200 тыс. Только в нынешнем году желание побороться за главный приз изъявили около 85 тыс. профессионалов по всему миру. Размах первенства Volvo Trucks тоже впечатляет. В 2014 г. за участие в профессиональном споре за звание лучшего за рулем шведского грузовика боролись свыше 11 тыс. претендентов более чем из 50 государств Европы, Азии, Африки, Австралии.

У скандинавских конкурсов много отличий. Если конкурс Scania имеет ограничение по возрасту (в нем участвуют водители до 35 лет), то у Volvo возрастной ценз не установлен. Суперфинал Scania строится на умении чувствовать габариты транспортного средства и быстро маневрировать. Контрольное упражнение Volvo Trucks требует добиться лучшей топливной экономичности. Есть и еще одно принципиальное отличие. Scania проводит соревнования только среди водителей, а Volvo – и среди журналистов.

Конкурс YETD получил официальную поддержку Международного союза автомобильного транспорта МСАТ (IRU), а соревнования Volvo Trucks стали пользоваться авторитетом среди водителей и руководителей транспортных компаний. И если дальнобойщики борются за ценные призы, то бизнесмены – еще и за деловой имидж.

 

Версия Volvo Trucks

Нынешний национальный финал конкурса Volvo Trucks «Водитель года: эффективность по максимуму» прошел уже в третий раз. Он состоялся 26–27 июня 2014 г. в Калуге для шести победителей региональных этапов, а также шести представителей отраслевых СМИ. Право представлять Россию в Гётеборге завоевал Станислав Мартынов из транспортной компании «Дэйли Хироуз» (Москва). Среди журналистов первенствовал главный редактор журнала «Автоперевозчик. Спецтехника» Александр Трохачёв.

В прошлом году конкурс Volvo Trucks проводили в восьми городах России, а в нынешнем – в пяти. Год назад силами мерялись 287 водителей, в текущем – уже 348.  

Участнику финальной части конкурса «Водитель года: эффективность по максимуму» за рулем 40-тонного автопоезда требуется проехать по дорогам общего пользования с минимальным расходом топлива, высокой средней скоростью движения и соблюдением Правил. Результаты фиксирует инструктор по эффективному вождению на основании показаний транспортно-информационной системы Dynafleet. В общем, ни намека на предвзятость и необъективность судейства.

Дальнобойщики – народ дружный, общительный и потому охотно делится новостями. Такой повод им дали региональные этапы конкурса Volvo Trucks. Они показали, насколько разнится уровень подготовки водителей тяжелых грузовиков. Например, победителем первого этапа на Северо-Западе России стал Николай Степунин из ООО «Обус-Восход». Трассу протяженностью 19,8 км он прошел за 20 мин с расходом 27,5 л/100 км. Из 68 водителей, изъявивших желание померяться силами в Санкт-Петербурге, худший результат составил 48,9 л/100 км. Дельта победителя и «первого с конца» составила 21,4 л!

На втором этапе в Москве победу праздновал Станислав Мартынов из столичного ООО «Дейли Хироуз». Дистанцию в 26,2 км он преодолел за 27 мин с результатом 22,8 л/100 км при среднем времени всех 78 участников 30 мин и худшем результате заезда 36,1 л/100 км. Разница в 13,3 л ДТ на 100 км на сравнительно небольшом отрезке пути в два с половиной десятка километров – это нонсенс. Самое время одних водителей премировать, а других направлять на обучение.

Третий этап в Нижнем Новгороде выиграл Роман Клешнин из компании «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия». Время прохождения 23-километровой трассы оказалось чуть больше, чем у 40 коллег по цеху – 29 мин против средних 28 мин. Зато по топливной экономичности (22,3 л/100 км) равных ему не оказалось. Худшее значение составило 36,8 л/100 км. Разница результатов между первым и последним местом достигла 14,5 л, а это очень существенно.

Четвертый этап в Екатеринбурге выявил сильнейшего среди 60 уральцев. Им стал Денис Климович, водитель ООО «ТрнассибУрал». Трассу в 34,1 км он проехал за 43 мин, добившись среднего расхода топлива 28,1 л/100 км. Среднее прохождение всех участников оказалось лучше – 33 мин 49 сек, а худший расход ДТ зафиксирован на уровне 41,3 л/100 км. Разница результатов топливной экономичности достигла 13,2 л.

В пятом этапе в Москве приняли участие 62 дальнобойщика. Они одолели 31 км пути со средним временем 33 мин. и худшим результатом заезда 38,1 л/100 км. Победу праздновал Владимир Недбайло из компании «ИП Виноградская» с результатом 28,3 л/100 км и временем прохождения трассы 34 мин 19 сек. Разница по среднему расходу топлива вылилась почти в 10 л дизтоплива.

Шестой, заключительный этап, проходил в Ростове-на-Дону и стал счастливым для лучшего из 40 претендентов на победу – Олега Рубченко из «ИП Ластоверов Рефат». Отрезок в 42,9 км он преодолел за 41 мин с показателем 28,4 л/100 км. Худший расход топлива зафиксирован на отметке 42,8 л/100 км. Снова разница результатов была впечатляющей – 14,4 л.

В национальном финале, который проходил в Калуге, не оказалось равных Станиславу Мартынову из «Дэйли Хироуз». Его результат: 32, 9 л/100 км; 4,2 л; 17 мин 58 сек. Второе место у Дениса Климовича из фирмы «ТранссибУрал»: 32,7 л/100 км; 4,1 л; 21 мин 10 сек. Бронзовым призером стал Роман Клешнин из «Кока-Кола ЭйчБиСи»:33 л/100 км; 4,2 л; 18 мин 48 сек. Станислав Мартынов представил Россию в суперфинале конкурса в шведском Гётеборге 19 сентября.

В международный финал «The Drivers’ Fuel Challenge» пробились 23 победителя национальных соревнований, включая представителей России, Казахстана, Украины, Литвы и Эстонии. Выходит, неплохо готовят водителей на просторах бывшего СССР! Самым молодым финалистом текущего года стал 29-летний Павел Петухов из Казахстана, а возрастным – 57-летний Антонио Мангьянте из Италии. Опыт у них тоже разный: два года стажа у Павла и 25 лет у Антонио.

Организаторы приготовили флагманский Volvo FH с двигателями мощностью 460, 500 и 540 л.с., автоматизированной коробкой передач Volvo I-Shift и бортовой системой телематики Dynafleet. «Головы» находились в сцепке с трехосными полуприцепами, полная масса автопоездов доходила до 40 т. Маршрут, по которому предстояло сделать два зачетных круга, состоял из внешнего и внутреннего радиуса. На дистанции 6,9 км требовалось выполнить две остановки у знаков STOP, преодолеть участки с подъемами и спусками разной крутизны и совершить дюжину левых и правых поворотов.

Финалистов разделили на три группы. По результатам заездов Станислав Мартынов попал в девятку лучших (по три водителя из каждой группы). Вместе с ним в числе претендентов на победу остались коллеги из Казахстана, Литвы и Эстонии. К слову, в группе «А» оказались сразу двое суперфиналистов – бронзовый призер и будущий чемпион! К сожалению, представителю России чуть-чуть не хватило удачи, и в суперфинал он не попал. Всех соперников по группе «А» за бортом оставил бронзовый призер «The Drivers’ Fuel Challenge 2014» Ааре Мюил из Эстонии. Вторую ступеньку символического подиума занял финн Томи Роймола. Абсолютным чемпионом стал австриец Кристиан Шайфлингер.

 

Праздник Scania

В нынешнем году «Конкурс молодого водителя грузовика» Scania прошел в России второй раз. Участником квалификационного раунда стал только один из 30 претендентов. Отборочные туры в общей сложности одолели 3618 водителей, из которых 90 приняли участие в региональных этапах в Красноярске, Барнауле, Тюмени, Набережных Челнах, Липецке и Санкт-Петербурге. Национальный финал состоялся 12 июля в г. Домодедово Московской области на территории ООО «Скан Юго-Восток». За главный приз боролись шесть победителей региональных этапов.

Два автопоезда с седельными тягачами Scania Streamline R440 LA4x2HNA и безбортовыми тентованными полуприцепами Schmitz Cargobull S.CS Universal участвовали в упражнениях на маневрирование. Третий автопоезд в составе магистрального тягача Scania Streamline R440 LA4x2HNA и изотермического полуприцепа Schmitz Cargobull S.CO Cool был занят в упражнении «Крепление груза». Тягачи оснащены двигателями мощностью 440 л.с., механическими коробками передач Opticruise с автоматизированным переключением и дисковыми тормозами всех колес.

Национальный финал начался с упражнений «Предрейсовый контроль» и «Оказание первой помощи» – по 10 минут на одного участника. При осмотре автомобиля конкурсант должен выявить пять неисправностей или поломок, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства, и сообщить о них судье в течение 10 минут. Участник получал 2 балла за каждую выявленную неисправность.

Далее последовал контрольный заезд на 35 км по дорогам общего пользования в условиях реального трафика. В следующий круг соревнований попали четверо. Здесь их ожидала «Параллельная змейка». Четверо претендентов с максимальным количеством баллов за 5 минут выполнили задание «Свергни короля». Задача – въехать задним ходом в зону и опрокинуть каждый из красных конусов между двумя близко расположенными синими. И проделать это нужно четыре раза. Если водитель сбил или подвинул конус, он должен отъехать назад и сам или по команде судьи выйти и восстановить целостность контрольного участка.

Апогеем борьбы стало парное маневрирование «Супер Z»: сначала за 3-е место, затем – за 1-е. Время проведения на пару – 10 минут. Маневр «Z-образный поворот» выполняют задним ходом. Проехав до конца коридора, нужно снова сбить красный столбик и не задеть при этом синие. Окончание упражнения – проезд зигзага передним ходом и остановка над мишенью, как можно ближе к центру. Включение стояночного тормоза и звуковой сигнал означают окончание упражнения.

Победу одержал 33-летний Сергей Титкин из поселка Старожилово Рязанской области. У него за плечами 14-летний опыт вождения грузовых автомобилей и автопоездов. Победителю вручили сертификат на 200 тыс. руб., памятные подарки спонсоров и путевку в Европейский суперфинал.

Второе место и сертификат на 120 тыс. руб. за «серебро» получил Евгений Сорокин из Свердловской области. Замкнул подиум бронзовый призер Юрий Зеленев из Новосибирска. Ему вручили сертификат на 100 тыс. руб. Всех победителей лично поздравил Генеральный директор ООО «Скания-Русь» Ханс Тарделль.

Таким образом, конкурсный сезон в этом году завершен. Ждем наступления 2015-го.