Подвижной состав "Hyundai Xcient: тягач и шасси"


 

Минувшей осенью на российском рынке дебютировал Hyundai Xcient, пришедший на смену популярному семейству HD. Но сравнивают его не столько с предшественником, сколько с европейскими аналогами тяжелого класса. В этом прослеживается нацеленность автомобиля на те рынки, где есть устойчивый спрос на технику, занимающую промежуточное положение между made in China и made in EU. Неспроста на старте были представлены магистральный тягач 4х2 и строительное шасси 6х4.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Большая перемена

Глобальные изменения в автомобильной индустрии побудили корейских машиностроителей по-новому взглянуть на коммерческий транспорт. Создавая в тяжелом классе грузовиков новейшую модель Hyundai, они решили не руководствоваться прежними догмами, а построить транспортное средство по европейским принципам. Результатом стал Xcient с ярким выразительным дизайном.

Новый флагман тяжелой гаммы полной массой свыше 16 т выигрывает сравнение с предшественником буквально по всем пунктам. Он достойно выглядит и на фоне целого ряда одноклассников европейского производства. Коэффициент лобового сопротивления уменьшили с 0,640 до 0,601, а как известно, компенсация сопротивления воздуха на большегрузах – основной фактор расхода топлива. Низкий Сх (на 4,6% лучше прежнего) достигнут на тягаче с увеличенной кабиной. За это спасибо «зализанным» деталям экстерьера: угловым дефлекторам, низко посаженному бамперу, боковым обтекателям, верхнему спойлеру. Уменьшена масса шасси, что дало выигрыш как в увеличении грузоподъемности, так и в экономии топлива.

Hyundai Xcient получил новую кубическую кабину, усиленную раму, двойной фильтр очистки топлива с влагоотделителем. Кабину увеличенного объема водрузили на подвеску с более мощными пружинами и амортизаторами диаметром 45 мм против прежних 38 мм. Это позволило минимизировать амплитуду продольной раскачки и боковых кренов. Ходы подвески стали длиннее, на задней оси добавлен стабилизатор поперечной устойчивости. Переработана и подвеска кабины: расстояние между передними и задними точками крепления стало больше, и это придало ей дополнительную устойчивость.

Теперь на машине применяются два типа переднего бампера: стандартный и широкий. Стандартный предназначен для внедорожной техники (бетономиксеры, самосвалы) с большим дорожным просветом в 510 мм. Широкий бампер используется на магистральных тягачах и грузовых шасси для придания лучшей устойчивости в движении. При тщательном знакомстве с автомобилем понимаешь, что вместе со сменой названия в его имидже наступила большая перемена.

 

Сравнение в пользу «корейца»

Сегодня европейским производителям подражают все, кому не лень – взять хотя бы некоторые китайские заводы. Но представители Южной Кореи пошли дальше и решили создать конкурентоспособный автомобиль. Отсюда кабина увеличенных размеров и некоторые другие технические тонкости.

Габаритная высота стандартной версии кабины Hyundai Xcient поднялась до 3230 мм (+225 мм), а версия с высокой крышей получила прибавку в 645 мм, до 3650 мм. Для сравнения: у Volvo FM высокая кабина на 25 мм ниже. Длина кабины достигла 2340 мм, что на 175 мм больше предшественника и на 115 мм по сравнению с Volvo. Ширина кабины «корейца» теперь такая же, как у «шведа» – 2490 мм, что всего на 5 мм скромнее Hyundai HD.

По сравнению со старой моделью внутренняя высота стандартной кабины Hyundai Xcient получила прибавку в 390 мм и теперь равна 1490 мм. В «рост» высокая кабина вытянулась на 795 мм и достигла 1895 мм (на 105 мм больше, чем у Volvo). Расстояние от пола до потолка отныне составляет 1895 мм, что позволяет передвигаться не сгибаясь. Высоту моторного тоннеля уменьшили более чем вдвое, с 395 до 190 мм. Складное пассажирское сиденье с откидным подлокотником и руль с пневматической регулировкой угла наклона также повышают уровень комфорта. Диаметр четырехспицевого рулевого колеса уменьшили с 500 до 450 мм. Он теперь такой же, как на большинстве европейских конкурентов.

Особая забота проявлена о водителе и с точки зрения отдыха в пути. На предшественнике ширина спальной полки составляла 650 мм, а здесь она увеличена до 800 мм, и это лучший показатель в классе. Например, у тягача Volvo FH «спалка» в поперечнике всего 710 мм, т.е. на 90 мм уже. Даже у европейских тягачей ширина полок скромнее: 735 мм на Scania R-серии и 750 мм на Mercedes-Benz Actros IV.

Свидетельство заботы о водителе прослеживается в обустройстве внутреннего пространства кабины. Внушительную прибавку получили отсеки для хранения вещей: если на HD их суммарный объем составлял 650 л, то на Xcient он вырос до 1046 л. Производитель утверждает, что это самый большой объем вещевых боксов на тяжелых грузовиках. Возможно, так и есть. Полезное пространство выкроили по всему периметру кабины. Доказательством этому – консоль над спальным местом на 6 л, прикроватная консоль и карманы в дверях на 7 л, 16-литровая выемка в подлокотнике и 120-литровая центральная консоль над спальным местом.

Эстетика Hyundai Xcient не противоречит функциональности. Верхний и боковые спойлеры имеют диапазон регулировки ±100 мм на стандартной кабине и ±50 мм на высокой. Они уменьшают турбулентность и минимизируют уровень шума. Автономный кондиционер может работать на охлаждение до шести часов. При этом используется аккумулятор увеличенной мощности: 230 Ач (ранее 170 Ач).

На новом флагмане Hyundai увеличена площадь очистки ветрового стекла штатными «дворниками». Вместо ранее использовавшихся трех щеток длиной по 550 мм каждая влагу и грязь теперь убирают две щетки по 700 мм. Выросла площадь наружных зеркал заднего вида: основное стало длиннее на 100 мм и его длина достигает 420 мм, а вспомогательное расширилось на 20 мм и достигло 210 мм. По этим параметрам новый корейский грузовик сравнялся или превзошел автомобили «европейцев» из Большой семерки. Оба зеркала расположены в одном корпусе, окрашенном в цвет кабины. Боковое зеркало нижнего обзора осталось прежним (156х265 мм). Добавилось переднее зеркало нижнего обзора (172х235 мм), которое позволяет контролировать опасную «слепую» зону.

В кабину ведут более широкие ступени с дополнительным уклоном и светодиодной подсветкой. Верхняя служит площадкой для хранения обуви и закрывается нижней частью двери. Заниженная первая ступенька теперь находится на расстоянии 475 мм от земли на тягачах (ранее – 580 мм) и 580 мм на самосвалах (ранее – 620 м). Тщательно выверили ширину (510 мм) нижней ступеньки – она стала на 105 мм ближе к полотну дороги. На оптимальной высоте в дверном проеме слева и справа установили вертикальные металлические поручни, за счет чего вход и выход стали удобнее. Внешние отсеки для хранения вещей есть слева на 220 л и справа на 200 л. Их высота над уровнем дороги достигает 1500 мм. Для сравнения параметры одноклассников составляют 1570 мм у Scania, 1580 мм у Volvo и 1700 мм у Mercedes-Benz.

 

Для разных запросов

На рынок новый представитель тяжелого класса вышел с несколькими вариантами двигателей. Наибольший интерес для российских дальнобойщиков представляют 6-цилиндровые рядные моторы Powertec D6CC3H Евро-4 рабочим объемом 9960 см3 и 12344 см3 мощностью соответственно 380 и 410 л.с. при 1900 об/мин. С ними используется 16-ступенчатая механическая коробка передач ZF Ecosplit 4 16S1830 TO четвертого поколения. На предшественнике применяли аналогичную коробку, но третьего поколения. У нового агрегата максимальный крутящий момент выше на 100 Нм и составляет 1850 Нм. Новым является и ретардер. Он значительно улучшает торможение и увеличивает срок службы тормозных колодок почти в четыре раза.

В торговую сеть Hyundai Xcient поступил в виде тягача с колесной формулой 4х2 и 6х4, самосвала 6х4 и шасси 6х4 и 8х4. Двухосные тягачи идут с колесной базой 3600 и 3900 мм, трехосные – с базой 4650 и 4950 мм. На самосвалах предусмотрено расстояние между осями в 4590 и 5650 мм, а на шасси – 5650, 6100 и 7050 мм. Кстати, в кабинах самосвалов и миксеров есть складное спальное место габаритами 2120х480х360 мм.

Поставляемые в Россию двухосные тягачи могут иметь топливные баки суммарным объемом 1100 (800+300) или 1380 (930+450) л. Есть у новинки и другие достоинства: дневные ходовые огни, брызговики в цвет кузова, откидывающаяся на 80 градусов кабина, кондиционер с антибактериальным фильтром, 27-литровый холодильник, солнцезащитная шторка длиной 916 мм с электроприводом. У Hyundai Xcient задние фонари увеличенного размера 470х160 мм. Емкость гидронасоса увеличена с 625 до 1000 м3. Цикл замены воздушного фильтра может быть продлен с 48 тыс. км до 300 тыс. км. Аналогичные характеристики можно встретить не только на магистральном тягаче, но и на шасси, которое тоже востребовано в РФ.

 

Строительная жилка

Строители – люди крепкого телосложения, мускулистые, способные выполнять тяжелую физическую работу. И Hyundai Xcient такой же, точнее – его трехосное строительное шасси. Его конструкция стала жестче за счет усиленной швеллерной рамы лестничного типа. При высоте лонжерона 300 мм, ширине полки 90 мм и толщине металла 8 мм рама обладает высокой стойкостью на изгиб и кручение. Увеличенное на 60 мм расстояние между «рельсами» придало шасси больше стабильности и повысило ездовой комфорт.

Передняя ось на рессорах рассчитана на нагрузку в 8000 кг, а задний мост на балансирной подвеске – по 13000 кг на ось. Увеличенные нагрузки потребовали использования более мощных амортизаторов диаметром 45 мм против прежних диаметром 38 мм. Ходы подвески стали больше, что очень ценно при движении по стройплощадкам и карьерам. Повышен уровень комфорта и безопасности – на задней оси появился стабилизатор поперечной устойчивости.

Самосвальное шасси Hyundai Xcient (6х4) получило стандартный бампер с широкой откидной подножкой. Ее увеличили в размерах для облегчения обслуживания возросшего числа компонентов. В числе изменений – двойной фильтр очистки топлива с влагоотделителем, увеличенный объем цилиндра подъема кабины, дорожный просвет в 510 мм и вдвое сокращенное время проведения техобслуживания.

Выросшая глубина кабины Hyundai Xcient (6х4) позволила разместить складную кровать габаритами 2120х480х360 мм. Правда, это не базовое оснащение, а опция. На заказ можно поставить и складывающееся пассажирское кресло. В откинутом вперед положении оно образует горизонтальную поверхность с отбортованным обеденным столиком и встроенным держателем двух чашек. Подушку кресла пассажира можно сложить назад, освободив место для перемещения по кабине. Водительское кресло с кожаными чехлами на пневмоподвеске снабжено вентиляцией холодным и теплым воздухом. На строительных машинах такой уровень комфорта встретишь нечасто.

Монохромный дисплей борткомпьютера позволяет быстро считывать важнейшую информацию. Сюда выводится диагностика неисправностей, отображаются данные о поездке, выдается текущая информация о времени, температуре воздуха за бортом и т.п. «Офисную» обстановку дополняет мультимедийная система Q800 с функциями Bluetooth и Hands Free. Она включает радио, USB-порт, Aux-вход, CD-проигрыватель и iPod. Для ключей, карточек, денег для оплаты проезда и автостоянок предусмотрены глубокие ниши.

Но в Hyundai Xcient (6х4) не все безупречно. Скажем, напольный рычаг переключения передач на длинной стойке здесь как напоминание о прошлом. Зато на 16-ступенчатой «механике» ZF Ecosplit 4 16S1830 TO есть делитель, позволяющий задействовать как нижний, так и верхний ряд передаточных чисел и оптимально использовать мощность и максимальный крутящий момент двигателя.

В целом, Hyundai Xcient производит очень неплохое впечатление. Осталось проверить его в деле, и тогда можно окончательно расставлять точки над «i».