Подвижной состав "Оптимальный компромисс"


 

NAVECO С-300 – так называется новая модель на российском рынке грузовиков полной массой свыше 6 т. Она хотя и создана в Китае, по своей философии ближе к корейским и японским среднетоннажникам. Сходство с европейскими одноклассниками объясняется наличием узлов и агрегатов IVECO, добротными материалами и комплектующими. С учетом российских надстроек базовых модификаций уже больше дюжины. Конкурентам самое время обеспокоиться…

 

Александр КАЛУГИН

Фото автора

 

Двое из ларца: С-300 и С-300L

У нового представителя КНР в России уйма конкурентов. В их числе китайские бескапотники Foton Aumark BJ1051 и BAW Fenix 3346, южнокорейский Hyundai HD65, японские Isuzu NPR75LK, Mitsubishi Fuso Canter и Hino 300. Есть также российский «Валдай» и другие. Впрочем, и для новобранца есть место под солнцем.

Закономерен вопрос: что это такое – NAVECO C-300 и с чем его едят? Никакой тайны из корней автомобиля импортеры не делают. Предприятие NAVECO Ltd. совместно с Nanjing Automobile Corporation является дочерней компанией Shanghai Automotive Industry Corporation (Китай) и IVECO S.p.A. (Италия). Оно работает на рынке с 1996 г., имеет 13 отделений, 8 заводов и филиалов. В общем, это не фирма из подворотни, а ее продукция – не самопал.

Надо отдать должное дизайнерам: грузовики NAVECO обладают броской внешностью. В ней нечто среднее между техникой японского и европейского производства. Все детали функциональны. Например, угловые дефлекторы уменьшают загрязнение боковин, светодиодные ходовые огни обладают долгим сроком службы. У кабины большая площадь остекления и отличный обзор по складным зеркалам. Но хвалить незнакомца до проведения тест-драйва было бы слишком легкомысленно, и потому при описании машины я воздержусь от превосходной степени.

На российском рынке китайский выскочка отдуплился. В торговую сеть поступили NAVECO C-300 со стандартной (3308 мм) и C-300L с длинной (3808 мм) колесной базой. Длина фургонных надстроек может достигать 4600 мм на автомобиле со стандартной базой и 5200 или 5400 мм на удлиненной версии. Литера «L» в индексе характеризует удлиненную на 500 мм раму и наращенный карданный вал. В качестве опции для C-300L предусмотрен стабилизатор поперечной устойчивости задней подвески. Вариантов комплектации шасси три: Standart, Comfort, Lux. Кабин три: одинарная трехместная, одинарная двухместная со спальником и двойная на 6 мест, включая водителя.

 

В экстерьере – азиатский микст

С учетом жесткой конкуренции машину должны были создать с учетом специфики эксплуатации и лучших решений. И первое впечатление о модели NAVECO С-300 именно такое.

Каждая деталь на своем месте, максимально функциональна и без излишеств. Подгонка деталей экстерьера добротная, без выступов и перепадов. Зазоры между дверями и проемами кабины равновеликие. Окраска равномерная, без подтеков. Исключение составляет только спойлер на крыше, но, возможно, его ставили не на заводе, а уже у дилера. По всему остальному видно: автомобиль собран на совесть.

Зеркала заднего вида в «подстаканниках» при маневрировании можно сложить. Но ручек, за которые можно было бы держаться при вставании на бампер для очистки ветрового стекла, здесь явно не хватает. Угловые дефлекторы – скорее дань моде, а вот прикрытая удлинителем пластмассовая ступенька – настоящее благо: в кабину будет попадать меньше грязи. В случае ее повреждения замену можно произвести быстро, открутив всего шесть болтов.

В раме мало отверстий для монтажа кузовных надстроек. Вероятно, производитель не стал превращать стальной хребет в дуршлаг, чтобы не ослаблять конструкцию. В конце концов, кто захочет – просверлит там, где надо. Других замечаний по раме нет: и окраска безупречная, и укладка электропроводки аккуратная. Навесное оборудование закреплено как следует, подтягивать болты и гайки не нужно.

Конструкция хорошо продумана. Например, 85-литровый пластиковый бак не подвержен коррозии. Топливный фильтр-влагоотделитель с подогревом упрощает пуск в холода. Этому способствует и АКБ емкостью 120 Ач. На заказ можно заказать ящик для АКБ, и тогда батарея не замерзнет в морозы. Электропроводка в гофре защищена от пыли, влаги и грязи. Уровень жидкости в бачке стеклоомывателя контролируется по смотровому окну в торце передней панели. Запас охлаждающей жидкости всегда на виду благодаря полупрозрачному расширительному бачку слева за кабиной. Жиклеры встроены в поводки дворников, что обеспечивает лучшее очищение и экономию жидкости стеклоочистителя. Впечатление такое, что автомобиль идеально приспособлен к работе в России.

 

А что за внешностью?

Если по философии экстерьера С-300 – японец, то по философии интерьера он точно «китаец». Дверь открывается и закрывается без усилий, с «благородным»звуком. А вот и первое отличие от «японцев»: в проеме нет стальных поручней. Чтобы забраться на место водителя или пассажира, пользуются широкой ручкой на стойке кабины. В принципе, для развозного грузовика это разумная достаточность. Подвесные педали освобождают пространство для ног, но его негусто. Слева от педали сцепления есть компактная площадка отдыха. Пустячок, а приятно!

Рулевая колонка регулируется по углу и вылету, сиденье водителя – по наклону и продольному смещению. Двухспицевый руль оптимального диаметра не перекрывает щиток приборов. В правой части фронтальной панели есть два закрытых бокса. Дверные панели из серого пластика с глубоким карманом и нишей для литровой бутылки. В потолке находится люк с удобным регулятором. В сложенном положении центральное сиденье превращается в столик с двумя подстаканниками.

Внутри кабины – абсолютная доминанта серого цвета. Выступающий «затылок» увеличивает полезное пространство. Приглядевшись, начинаешь понимать: здесь ценили каждый сантиметр. Окошко в тыльной части позволяет контролировать процесс погрузки/разгрузки и состояние груза, не выходя наружу. За креслами ввинчены пластиковые крючки для верхней одежды, но места для нее – кот наплакал. Впрочем, ждать большего от маленького грузовичка не приходится.

Сиденья в машине «зачетные», даром что итальянские. У них хорошая поясничная поддержка, удобная форма подушек и высокая спинка с интегрированным подголовником. Не помешал бы подлокотник, но производитель счел его лишним, равно как и электрические стеклоподъемники, которые доступны в качестве опции. Рулевая колонка регулируется по углу наклона, а руль – еще и по вылету. Диапазон не бог весть какой, но для удобной посадки достаточный.

Карманы и полочки я не считал, но они есть. В боксе под потолком и дверях сделаны ниши под бумаги формата А4. Напротив пассажира есть два вещевых отсека с крышками. В передней панели полно гнезд под магнитолу, спутниковый навигатор, СВ-радиостанцию и другие устройства. И заглушек для клавиш управления вспомогательными приборами справа от «аварийки» – семь штук. Комбинация приборов хорошо читаемая, с мягкой контурной подсветкой: обозначаются только стрелки, цифры и шкалы, а не вся площадь циферблатов. Это позволило отказаться от корректировки яркости.

При кажущемся скромном оснащении минимализм С-300 оправдан: он позволяет уменьшить розничную стоимость автомобиля. Кому спартанский стиль не по нутру – могут воспользоваться списком опций. Только в этом случае ценовая привлекательность будет ниже.

 

Почти «Италия»

Мы уже сказали, что С-300 сконструирован с использованием итальянской агрегатной базы. Под кабиной установлен дизель IVECO Sofim 8140/43D4 Евро-4 c топливной системой Common Rail от Bosch. Его разработали специалисты FIAT Powertrain Technologies. К слову, такой же мотор используется на породистом IVECO Daily. С рабочим объемом 2,8 л он развивает мощность 125 л.с. при 3000 об/мин. Для небольшого грузовика снаряженной массой 2310 кг и полной массой 6700 кг это приличное значение!

Коробка передач IVECO 2830.5 механическая, 5-ступенчатая. Короткий рычаг управления расположен на подиуме. Однодисковое сцепление Valeo рассчитано на долгий срок службы. Синхронизаторы с двойным конусом обеспечивают точность и плавность включения, создают меньше шума. На осях используют шины Chaoyang 7.00 R16. Российские перевозчики со временем наверняка заменят ее на отечественную или европейскую.

На заказ доступны электрические стеклоподъемники, стабилизатор поперечной устойчивости для передней подвески, коробка отбора мощности (в том числе с четырьмя режимами), кондиционер, круиз-контроль. В опциях иммобилайзер, центральный замок, парктроник, обтекатель на крышу. За доплату монтируется радиоприемник с CD/MP3-плеером или DVD плюс навигатор GPS с сенсорным экраном.

C-300 хорошо продуман с точки зрения активной безопасности. На заводе его оснащают ABS с EBD, облегчающей торможение на мокрой дороге. Передние тормозные механизмы дисковые, задние – барабанные, с автоматической регулировкой. Ресурс тормозных накладок продлевает эффективный «горный тормоз». Вроде все по делу. Интересно, как оно работает…

 

Проверка дорогой

Бьюсь об заклад, что если человека с завязанными глазами посадить за руль NAVECO С-300 и дать проехать, он наверняка будет сбит с толку. Определить, что это за машина, только по ощущениям очень трудно.

Все органы управления находятся в удобной зоне, и пользоваться ими можно интуитивно. Двигатель IVECO Sofim 8 работает тихо, а его потенциала в 125 «лошадей» для города за глаза достаточно. Педаль сцепления Valeo очень мягкая – как на легковушках, и это значит, что ее не надо выжимать «со всей дури». Короткий рычаг 5-ступенчатой механической коробки передач IVECO 2830.5 очень удобный, и переход с одной ступени на другую легкий. Жаль только, что передач маловато – при езде по МКАД и за городом шестая передача точно не была бы лишней.

Перед началом тест-драйва я ждал, что в движении «оживут» пластиковые детали и появятся посторонние шумы и скрипы. Ничего подобного! Даже при въездах в гору, резких поворотах, ускорениях и смене полосы движения никаких «стонов». Шумоизоляция кабины достойная, и сетовать на дискомфорт могут разве что заядлые нытики. Правда, перевозчики утверждают, что скрипы могут появиться позже, по мере увеличения пройденных километров. Чего явно не хватает – так это кондиционера. В летнее время не заметить данного упущения просто невозможно.

Особого упоминания заслуживают обзорность и маневренность. Без посторонней помощи на NAVECO С-300 можно парковаться и выезжать со стоянки там, где на некоторых других грузовиках требуется чья-то помощь или большее количество приемов маневрирования. Гидроусилитель работает тихо, а главное – с высокой производительностью. Еще один плюс – «хваткие» тормоза, а в плотном транспортном потоке это не последнее дело: и машину сохранишь, и груз убережешь.

В рамках однодневного знакомства с NAVECO С-300 всех нюансов, конечно, не выявить. Но первое впечатление от автомобиля позитивное. Он прост, добротен, укладывается в заявленные заводом характеристики. Например, расход топлива в смешанном цикле составляет около 15 л/ 100 км.

 

Варианты надстроек

На рынок РФ C-300 поставляют в шести вариантах окраски кабин. Из обычных эмалей доступны белый, желтый и зеленый, из «металликов» – серебристый, красный, синий. Рама у всех черная. Поставщики дают на автомобиль гарантию сроком 3 года или 100 тыс. км пробега, на надстройку – 1 год. Сервис доступен в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Брянске, Рязани, Волгограде, Набережных Челнах, Ростове-на-Дону и Смоленске.

Импортер выводит на рынок семейство машин с различными надстройками российских и европейских «бодибилдеров». В частности, грузовики NAVECO комплектуют бортовыми платформами «Центр ТрансТехМаш» (г. Рязань). Доступны варианты каркаса с тентом и без него, европлатформа с тентом и воротами, с алюминиевыми бортами. Вариант борт+тент на шасси С-300L обладает размерами 5,4х2,3х2,2 м. «Трехсотый-L» есть и с подъемно-сдвижной эвакуаторной платформой SP2. Ее длина в 5,65 м позволяет перевозить даже внедорожники, пикапы, фургоны, «каблуки» и минивэны.

Самосвал комплектуют итальянской платформой Cantonic с разгрузкой на три стороны.

Перевозчикам предлагается бортовой автомобиль с КМУ производства Ferrari Corp. (Италия). Например, пятиступенчатая модель с индексом 330 А3 обладает вылетом 1,48-5,20 м и грузоподъемностью от 460 кг на максимальном вылете до 1830 кг без выдвижения. Установка съедает не так уж много места. Так, на NAVECO C-300L с Ferrari 531 A2 в распоряжении перевозчика остается кузов длиной 4,5 м и шириной 2,3 м.

Палитра фургонов представлена версиями из оцинкованного и плакированного металла белого цвета и из коричневой ламинированной фанеры. Есть модификации из сэндвич-панелей. Рефрижераторы комплектуют холодильным оборудованием Zanotti (Италия), Thermo King и Carrier (США). Возможно оснащение гидробортами Dhollandia (Бельгия) и BAR Cargolift (Германия) с лопатой по ширине надстройки, с ножным или дистанционным управлением.

Многообразие кузовных надстроек делает NAVECO С-300 привлекательной альтернативой некоторым одноклассникам. А раз так, то у него есть рыночная перспектива.