Проба руля "Йохан Мунктелл и спецтехника Volvo"


 

В центральной части Швеции расположился провинциальный городок Эскильстуна. Он знаменит металлургической и сталелитейной промышленностью. А еще в нем есть музей специальной техники Munktell Museum. Трактора, грейдеры, катки – все носит фирменный логотип Volvo. Это национальная гордость шведов, поскольку нигде больше нет такого уникального собрания раритов Volvo Construction Equipment.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Эпоха паровозов

Если не знать, что находится за старыми стенами из коричневого кирпича, здешние постройки легко можно принять за дореволюционные склады. Первый намек на музей появляется, когда выходишь из экскурсионного автобуса: на берегу реки как на подбор выстроены образцы дорожно-строительной и специальной техники. Самому «молодому» экспонату здесь уже под 30 лет, а самому «пожилому» давно перевалило за 160.

Под сводами музея и на открытой площадке собрано свыше 100 экспонатов: комбайны, катки, локомобили, тракторы, погрузчики, велосипеды, экскаваторы, самосвалы… Машины не выровнены по струнке как на параде. Вот у лесного погрузчика с древесиной в кузове повернута шарнирно-сочлененная рама, будто он совершал маневр на лесной делянке. У большого колесного трактора открыта дверь кабины – словно тракторист только что вышел. В военном двухзвенном гусеничном транспортере пусто так, словно он попал в аномальную зону: техника в рабочем состоянии, а внутри – ни души. И только запущенная от парового двигателя «колесница» с ленточным приводом возвращает вас из состояния оцепенения. Она располагается у края асфальтовой дорожки, а переодетые в форму местных жителей бородатые мужички демонстрируют, как с помощью этого устройства их предки пилили дрова.

По отрезку заасфальтированных с обеих сторон рельсов свои возможности демонстрирует первый шведский паровоз 1853 г. под серийным №2. Чудо техники XIX века, выпустив облачка пара, трогается с места, шевеля мускулистыми приводными штангами. Я не устоял перед соблазном закинуть в топку пару поленьев и прокатиться, правда, не с ветерком: жизненное пространство паровоза ограничено отрезком пути метров 100, не больше.

 

Транспорт прадедушек

Несомненная гордость этой экспозиции музея – первый шведский автогрейдер 1924 г. выпуска. Он прекрасно сохранился практически в оригинальном виде. Вообще большинство экспонатов не знали вмешательства реставраторов, и это хорошо заметно по обильным следам ржавчины на корпусах машин. Избранные образцы аккуратно восстановлены, на них вы не увидите подтеков краски или чужеродных деталей.

Желающие могут потрогать черный как смола промышленный паровой двигатель середины XIX в. А перед самим входом в музей можно сесть на лавочку и сфотографироваться на память с чугунной фигурой человека, чьим именем и названо собрание специальной техники – Йохана Мунктелла.

 

Сам себе гид

Не пользуясь услугами сотрудников Munktell Museum, по стендам с фотографиями я узнал, что в 1832 г. в местечке Эскильстуна была образована небольшая фирма Bolinder-Munktell. Основали ее братья Болиндер и Йохан Мунктелл. Большинство новаторских разработок Швеции связано именно с этой компанией. В частности, ей принадлежит национальная пальма первенства в создании колесного трактора и ряда других образцов специальной техники.

Самостоятельная история Bolinder-Munktell длилась до середины прошлого века, пока фирму не приобрела автомобилестроительная компания Volvo. В 1963 г. на базе одного из своих колесных тракторов шведские инженеры разработали тягач с самосвальным полуприцепом. Конструкция оказалась настолько востребованной, что данное решение на многие годы вперед задало вектор совершенствования заводских изделий.

В 1966 г. BM Volvo приступила к серийному выпуску шарнирно-сочлененного полноприводного (4х4) автосамосвала модели DR631. Он представлял собой одноосный тягач (!), соединенный с одноосным полуприцепом с опрокидывающейся назад самосвальной платформой. За сильно выступающий вперед зауженный моторный отсек в народе его прозвали «крокодилом».

Вслед за DR631 появились более мощные самосвалы серии: DR860 с колесной формулой 6х4 и полноприводный DR861 (6х6). Они оснащались моторами мощностью 150–170 л.с. и 4-ступенчатой гидромеханической трансмиссией. Машины развивали достаточную для стройплощадок скорость в 30 км/ч и были способны перевозить 15 т груза. К 1972 г. их было продано свыше 1000 единиц!

В 1973 г. Фирму переименовали в Volvo BM. Модельный ряд стал расширяться за счет увеличившегося спроса строительных организаций. В 1981 г. в массовое производство пошел трехосный самосвал Volvo BM 5350 с 6-цилиндровым двигателем мощностью 213 л.с. и полуавтоматической 5-ступенчатой коробкой передач. Машина обладала кузовом ковшового типа вместимостью 9,4 м3 и могла за раз перевозить 20 т груза со скоростью 48 км/ч. В 1983 г. гамма выпускаемой продукции Volvo BM пополнилась карьерными самосвалами шведской компании Kockums. Однако союз этот был непродолжительным: в 1996 г. японская корпорация Hitachi приобрела 60 % акций Volvo Construction Equipment. Это позволило японцам выкупить у VCE производство самосвалов Kockums и Euclid.

В 90-е годы прошлого века специалисты фирмы разработали для шведских вооруженных сил многоцелевой армейский транспортер Volvo A25 CM с колесной формулой 6х6 полной массой 40,3 т с шарнирно-сочлененной рамой, 260-сильным дизельным двигателем и полностью автоматической 5-ступенчатой коробкой передач. Автомобиль использовался как тягач тяжелых артиллерийских орудий, транспортно-заряжающая машина, средство для монтажа инженерного и ремонтно-эвакуационного оборудования. На некоторых образцах спецтехники Volvo устанавливалась бронированная кабина.

Чтобы детально изучить историю фирмы в Эскильстуне одного «беглого» захода в музей недостаточно. А для туристов, решивших посетить музей спецтехники в Эскильстуне, уточняю: в будни он работает с 10 до 16 часов по местному времени , в первую субботу каждого месяца – в те же часы, а в воскресенье – с 13 до 16 часов. Входной билет для взрослых – 20 шведских крон, для студентов и прочих льготных категорий – 1 крона. А если вам очень повезет, Вы сможете сфотографироваться на память с директором музея Ральфом Ангестамом.