Спецавтотехника "Миксеры нового сезона"


 

Российский рынок автобетоносмесителей (АБС) даже на падающем рынке продолжает насыщаться новыми моделями. Барабанные установки производства РФ активно монтируют теперь не только на шасси МАЗ и КАМАЗ, но также на платформы иномарок – как собранных в России, так и ввезенных из-за рубежа.

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

АБС: не путать с ABS!

Времена, когда аббревиатуру автобетоносмесителя (АБС) путали с сокращением антиблокировочной системы (ABS), остались в прошлом. Сегодня даже новички строительной отрасли знают: АБС – это не отдельная система, а средство для доставки готовой бетонной смеси с сохранением ее свойств в пути следования и выгрузку в место укладки или бетонотранспортные устройства.

В линейке новых моделей увеличилась доля российских грузовиков с двигателями Евро-4, причем не только с дизельными, но и с газовыми. Наряду с самыми массовыми моделями шасси 6х4 выросло и количество изготовленных на заказ установок на двухосном шасси 4х2. В нише АБС увеличенного объема на платформе автомобилей 8х4 доминируют КАМАЗы и отдельные иномарки российской сборки. Белорусские шасси МАЗ и МАЗ-MAN под барабаном встречаются реже, поскольку конкуренцию им успешно составляют корейские и китайские машины. Украинских грузовиков с миксером нет вообще: автопром этой соседней страны буквально поставлен на колени…

Новые установки российских производителей характеризуются современным дизайном, качественной окраской, простотой конструкции, удобством эксплуатации, минимальными затратами на техобслуживание и низкими расходами на плановый ремонт. Одни из самых раскупаемых миксеров в настоящее время – производства Туймазинского завода автобетоновозов. Их ставят на шасси КАМАЗ, МАЗ, «Урал», Ford и технику других грузовых брендов. В текущей линейке предприятия строителям доступны полтора десятка моделей АБС данной марки полезной вместимостью от 5 до 12 м3. В то же время, есть и альтернатива в виде техники других заводов.

Ценно то, что в виде опции по требованию заказчика изготавливают зимний вариант оборудования (смесительный барабан и водобак) с дополнительной термоизоляцией. Специально подобранные современные материалы с высокими теплоизоляционными свойствами надежно защищают бетонную смесь в условиях низких температур до –40 ºС. И если для российских АБС это норма, то на некоторых импортных моделях такая опция отсутствует. Новым техническим решением для отечественных АБС является обогрев водобака с помощью термомата от бортовой сети автомобиля. Раньше подобное благо не было доступно по умолчанию.

 

Изготовленные в России

Семейство АБС Туймазинского завода автобетоновозов на шасси КАМАЗ насчитывает 14 базовых моделей полезной вместимостью от 6 до 12 м3. В качестве шасси служат грузовики из Набережных Челнов с двигателями экологического класса Евро-3 и Евро-4. В новом поколении строительных машин используется рестайлинговая кабина, усиленная рама и смесительный барабан улучшенной конструкции и лопастной системы.

В Москве была представлена модель 58149W на шасси КАМАЗ-6520-3910 К4 (6х4) с 390-сильным дизелем Cummins. При геометрическом объеме 14,3 м3 вместительность барабана по выходу готовой смеси составляет 9 м3. Грузоподъемность по бетонной смеси достигает 18 400 кг, частота вращения барабана – до 14 об/мин. Высота загрузки – 3 800 мм, высота выгрузки – в пределах 400–2 350 мм. При подвижности бетонной смеси не менее 5–6 см скорость выгрузки не менее кубометра в минуту. При массе технологического оборудования 4 200 кг снаряженная масса транспортного средства равна 13 825 кг, а технологически допустимая полная масса АБС составляет 33 100 кг.

Другая модель, 58147G установлена на трехосном шасси КАМАЗ-65115-3958 А4. Под кабиной стоит дизель Cummins Евро-4 мощностью 291 л.с. и 9-ступенчатая коробка передач ZF. Геометрический объем смесительного барабана не менее 12,5 м3, а вместимость по выходу готовой смеси – 7 «кубов». Винтовая линия усовершенствованной конструкции обеспечивает тщательное перемешивание смеси, а также сокращает время ее загрузки и выгрузки. Модель характеризуется низким центром тяжести и для нее приготовлен ряд новых опций. Частота и скорость загрузки/выгрузки здесь такие же, как на ранее описанной модели, но высота загрузки другая – 3 560 мм, равно как и высота выгрузки в 150–2 200 мм. Вместимость бака для воды чуть меньше – 650 л (против 800 л), но топливный бак точно такой же – 350 л.

 

Восточный экспресс

Уловив тенденцию платежеспособного спроса на миксеры, китайские производители грузовиков стали предлагать в розницу комплектные АБС. В частности, дилер Shacman в ЦАО РФ, компания «Спецавтотехника» вывела на рынок сразу несколько моделей миксеров.

Надстройка Tigarbo 69365B на шасси Shacman SX3256DR384 (6х4) – одна из таких моделей. Шасси поставляется в специальной комплектации с адаптацией для РФ. У машин утепленная кабина, подогрев топливной системы, усиленная рама (швеллер в швеллере 30х8+7 мм), подогрев кузова отработавшими газами и в общей сложности более 30 специальных доработок. Дизельный двигатель уровня Евро-4 развивает мощность 336 л. с. при 1 900 об/мин и агрегатирован с 12-ступенчатой КПП FastGear. Главная передача – Shaanxi HanDe Axle c передаточным числом i = 5,73. Барабан полезным объемом 9 м3 имеет традиционный привод от двигателя шасси. Аналогичный миксер ставят и на платформу Shacman SX5256GJB DR384 (6х4) полной массой 33 500 кг.

Четырехосное шасси Shacman SX3316DТ366 (8х4) получило миксерную надстройку Tigarbo 69367B объемом 12 м3. Грузовик с колесной базой 1800+3200+1350 мм приводит в движение 375-сильный 11,6-литровый дизель с максимальным крутящим моментом 1 800 Нм при 1 400–1 900 об/мин. Коробка передач такая же, 12-ступенчатая FastGear. Допустимые нагрузки составляют п 6 500 кг на передние оси и по 13 000 кг на каждую из задних осей. Полная масса АБС достигает 39 000 кг.

Марка FAW российским транспортникам больше знакома по самосвалам и седельным тягачам, и вот теперь дилеры предлагают АБС FAW 5250 (GJBP66K2T1E4) с колесной формулой 6х4. Габаритные размеры 9620х2495х3830 мм позволили разместить на шасси «бочку» объемом 10 м3. Двухместная кабина FAW J6 с низким потолком снабжена одной спальной полкой. Подвеска и спереди, и сзади рессорная. На раме установлен 370-сильный дизель объемом 8,6 л с пиком крутящего момента 1 550 Нм в диапазоне 1 300–1 500 об/мин. Коробка передач на выбор 10- или 12-ступенчатая механическая. Допустимая полная масса АБС – 35 100 кг при снаряженной массе в 15 400 кг.

 

Лилипуты и карлики

В линейке спецтехники для перевозки бетона есть и совсем скромные (по габаритам) машины – такие, как АБС с самозагрузкой Dumec BT5000. Его задумывали как средство для автономного приготовления бетона в нужном месте с производительностью 4 м3 за один замес.

Этот «головастик» с усиленной рамой и барабаном за «спиной» обладает полным приводом с гидротрансмиссией. У него есть крабовый ход, а это означает, что АБС может работать даже в ограниченном пространстве. Гидростатическая трансмиссия обеспечивает возможность бесступенчатого регулирования тягового усилия и скорости. Дизельный двигатель IVECO мощностью 126 л. с. с пиком крутящего момента 525 Нм позволяет выполнять работу довольно быстро и обеспечивает скорость передвижения в 24 км/ч.

У бетоносмесительного барабана четыре заходные лопасти, позволяющие приготовлять качественный бетон за минимальное время. Загрузочный ковш снабжен электронным взвешивающим устройством. Его показания выводятся на дисплей или принтер, который установлен непосредственно в кабине оператора. Производительность «карликового» АБС составляет до 20 кубометров в час. А вот ценник у Dumec BT5000 не карликовый – 95 000 евро, разумеется, с НДС и в рублях по курсу ЦБ РФ.

 

Миксерный оливье

В столице были показаны и новые миксеры на старом шасси. Например, российское представительство турецкого Ford Trucks выкатило четырехосный Ford Cargo 4136M DC (8х4). Менее вместительный АБС с установкой Stetter объем 9 «кубов» на трехосной базе Ford Cargo 3536M DC (6х4) был представлен заочно. На удивление, стендисты дали описание шасси и никакой информации о самой надстройке.

Новая для рынка РФ модель – бетоносмеситель ЗАО «КОМЗ-Экспорт» (Tigarbo) на шасси японского Hino 52626 (FM8JLTD-TGR) полной массой 26 т. В отличие от большинства российских машин, у этого грузовика не дневная, а спальная кабина, хотя и с низкой крышей. Монтаж АБС объемом 7 м3 осуществило ООО «Автомастер». Максимальная масса перевозимой смеси – 13 510 кг, высота загрузки смесительного барабана – 3 670 мм. Привод выполняет автономный двигатель.

Группа компаний «СпецАвтоКомплект» заочно представила АБС торговой марки TrueMax. Их изготавливают из высокопрочной конструкционной стали 17г1с с толщиной стенок (в зависимости от модели) от 4 мм. В конструкции изделий объемом от 5,7 до 12 м3 с геометрической емкостью барабана 9,6-16,2 м3 угол наклона барабана составляет 13, 15 или 16 град. Производитель гарантирует наполняемость от 59 до 71% со скоростью не менее трех кубометров в минуту. Скорость выгрузки чуть меньше – 1,2 или 2 м3. На борту может быть установлен бак для воды емкостью 650, 800 или 1000 л. Из импортных узлов используются редуктор ZF (Германия), насос РМР (Италия) и гидравлический мотор Sauer или Eaton (США).