Внедорожнаяспецтехника "Бульдозерные малолитражки уже не одиноки"


 

Фото автора и производителей

Валентин Ожго


Производители бульдозерной техники весьма активно начали развивать практически новый для землеройных машин сегмент малолитражек. Правда, новизна здесь условная: в этой размерной группе уже давным-давно засветился патриарх российского машиностроения гусеничный трактор ДТ-75...

 

Нашего полка прибыло?

Волгоградская «семидесятипятка» действительно «живее всех живых» и практически до снятия с производства в августе 2009-го не имела конкурентов. Трактору ДТ-75 также принадлежит мировой рекорд конвейерного долгожительства.

Однако время берет свое и в группу легких бульдозерных машин устремили свой взор многие разработчики. Первыми перспективность малолитражного бульдозерного формата просекли не маститые производители тракторной техники, а долго державшиеся в тени амбициозные конструкторы из китайской компании YTO Group Corporation. Там создали не столько аналог трактору ДТ-75, сколько конкурента. Если силовое исполнение волгоградской машины менялось даже не при каждой модернизации, то у китайской – при создании каждой новой модели этой размерной группы.

 

 

Поначалу цифровой индекс нашей модели действительно соответствовал заявленной мощности двигателя – 75 л. с. Но потом вместо мотора СМД-14 начали применять более сильные двигатели СМД-14НГ (80 л. с.), А-41 (90 л. с.), СМД-18НГ (95 л. с.). Начали ставить даже 100-сильный РМ-120. При этом цифровой индекс модели не менялся, базовый трактор оставался под все тем же названием ДТ-75. Лишь в наши дни появилась рестайлинговая версия  Т-75 с новым названием ВТ-90 (Агромаш-90ТГ), в которой цифровой индекс приближался к истинному силовому уровню машины. Ее выпуском занялся все тот же Волгоградский тракторный завод (ВгТЗ). У машины есть два основных исполнения – с алтайским двигателем А-41СИ-01 (90 л. с.) и с финским 4-цилиндровым линейным мотором Sisu-44DTA (95 л. с.).

 

Какая же песня без… Китая

Китайцы из КБ YTO создали целую линейку гусеничных тракторов в диапазоне от 60 до 100 «лошадок». К примеру трактор YTO-С602 с фронтальным бульдозерным оборудованием и навесным экскаватором (BHSM-225) кормового исполнения. В семействе малолитражек это действительно самый легкий бульдозер – масса 3,7 т, а мощность мотора всего-то 60 л. с.

В таком силовом диапазоне к нам на рынок не поступает ни один гусеничный трактор. Довольно близко к нему мог бы расположиться патриарх российского конвейера ДТ-75 с 90-сильным дизельным мотором, но он  весит почти в два раза больше. Был еще в свое время ДТ-60 мощностью 60 л. с., но он по массе доходил до 5,7 т. Здесь же у YTO-С602 при ширине трака гусеницы в 31 см и благодаря небольшой массе (3,7 т) удельное давление на грунт составляет 34,5 кПа. Зато тяговые возможности на мягких, вязких почвах, у него колоссальные.

 

Однако наиболее приближенным к нашему бульдозеру ДТ-75 оказался бульдозер YTO Т80. Относительно наших моделей ДТ-75 и ВТ-90 (Агромаш-90ТГ) он практически одинаков по силовому наполнению. «Китаец» имеет две версии мотора – 81,5 и 95,1 л. с. Волгоградские машины в зависимости от моторной комплектации получили 93–95 л. с. В габаритных размерах YTO Т80 короче ВТ-90 на полметра, шире на 63 и ниже на 35 см.

Как видим, «китаец» оказался чуть выигрышнее нашей машины по опорному контуру ходовой базы. С учетом меньшей высоты он получил более низкий центр тяжести, что придает машине лучшую устойчивость при работе на склонах. Правда, китайская машина более тучная – в массе она имеет 8,6 т, а у нынешнего «волгоградца» вес на 1,1 т меньше.

А он и поныне «живее всех живых»

В России конкуренцию «китайцу» YTO Т80 составляет не только наш ВТ-90 (Агромаш-90ТГ), но и «дедушка» ДТ-75, который и поныне выпускается небольшими партиями в Волгограде. Уточним: ДТ-75 ВгТЗ снял с конвейера, заменив рестайлинговой машиной ВТ-90, а на предприятии «Волгоградская тракторная компания», которое создано на мощностях «Волгоградстройдормаш», освоили его мелкосерийное производство.

На прежнюю серийную машину нынешний ДТ-75 похож отчасти. Если раньше кузов дизайнеры перелицовывали в стиле «прямой геометрии», что было характерно советской школе тракторостроения, то нынешний дизайн с криволинейными контурами и некоторыми элементами аэродинамики позаимствован у зарубежных коллег. К примеру, в чертах капота нынешнего исполнения угадываются элементы автомобиля Ford Mustang пятого поколения. И если культовый «американец» больше резвится на трассе, то новый дизайн тихоходного «волгоградеца» больше ориентирован на коммерческую привлекательность машины.

 

При сравнении ДТ-75 серийного и нынешнего мелкосерийного выпуска найдем много общего, но появилось и много нового. К примеру, начали использовать ресивер, который успешно применяется на грузовиках Mercedes-Benz, а также пневматику, позаимствованную с тяжелой техники Scania. О печке тоже не забыли, поставив немецкий отопитель салона, что лишь добавило комфорта рабочему месту тракториста. Что касается силового наполнения, то здесь остались верны алтайскому дизелю А-41СИ-01 и минскому двигателю Д-245.

 

Брешь в нише уже… залатали

Линейка гусеничных бульдозеров легкой размерной группы расширилась за счет отечественных и зарубежных производителей. В этом сезоне к российской номенклатуре землеройной техники Агромаш-90ТГ примкнул бульдозер Четра Т6 Чебоксарского завода. Среди зарубежных изготовителей бульдозерной «маломеркой» блеснули Komatsu и Dressta.

«Промтрактор» вывел на рынок своего «малыша» отнюдь не в качестве альтернативы гусеничному трактору Агромаш-90ТГ, который все-таки ближе к технике сельскохозяйственного предназначения со свойственной таким задачам ходовой базой и трансмиссией. А чебоксарская «шестерка» создавалась как промышленно-строительная машина. Для этого трансмиссию специально снабдили гидростатикой, что весьма удобно на городских точечных объектах, где требуется высокая маневренность. По сути, эти машины могут дополнять друг друга, но не соперничать.

 

Привлекательность бульдозера Четра Т6 (масса 9,4 т) в том, что гидростатическая функция одновременного противовращения гусениц в разных направлениях позволяет машине разворачиваться на месте, чего в классической схеме ходовой с торможением одной гусеницы и движение другой не достичь. К тому же гидростатика избавляет оператора от лишней работы «гонять» рычаг переключения передач вверх-вниз при изменении нагрузок, поскольку эту функцию разработчики переложили на автоматику.

К слову, гидростатическую трансмиссию для бульдозера брали не зарубежную, а у нашего производителя «Пневмостроймашина». Бортовой компьютер с ПО для системы управления тоже сделали наши – НПО «Автоматика». Напомним, здесь используется интуитивное управление одним джойстиком. На трактор поставили 100-сильный дизель А-41СИ-03 Алтайского моторного завода. Двигатель прекрасно себя зарекомендовал как в южных широтах, так и за Полярным кругом в условиях минусовых критических температур.

 

Поворотный отвал трансформируется по размерам из-за складывающихся боковин. При транспортировке бульдозера на полуприцепе такая схема позволяет вписаться нормативные размеры ПДД. На рабочих операциях лепестки боковин раздвигаются на полную паспортную ширину лопаты, что позволяет расширить обрабатываемую полосу. Земляной бульдозерный отвал для послойного снятия/волочения грунта перекашивается и поворачивается в плане.

Легкий бульдозер DT-8M (85,6 л. с.) легче чебоксарской «шестерки» на 1,3 т. Это почти альтернатива гусеничному бульдозеру ДТ-75. Правда, польская машина из-за комплектации турбонаддувным дизельным 4-цилиндровым мотором Cummins B 4.5 экономичнее нашей мелкосерийной «семидесятипятки». К тому же DT-8M имеет почти вдвое больший ресурс силового агрегата. Правда, она и дороже…

 

Dressta довольно активно развивает маломерную бульдозерную группу. Помимо упомянутой «восьмерки» у нее есть укомплектованные моторами Cummins бульдозеры DT-7M (74 л. с., 7,64 т), DT-9M (93 л. с., 9 т) и показанная нынешним летом в Москве модель DT-10M (100 л. с., 8,7 т). Столь широкой номенклатуры бульдозеров легкой размерной группы у других производителей пока нет, хотя разработки уже ведутся: маркетинговые исследования показали, что в период экономического кризиса хозяйственники склонны не столько гигантизму (тяжелые карьерные бульдозеры не в счет), сколько к экономичным землеройным машинам легкой размерной группы.

 

Летом нынешнего года со своим легким бульдозером модели D37EX-22 в Москву подтянулась и компания Komatsu. В данной машине производитель воплотил все свои новейшие наработки по гидрообъемной трансмиссии (HST). Такое исполнение ходовой позволяет из двух режимов управления скоростью машины выбирать позицию на быстрое переключение скоростных диапазонов хода или же режим задания предельной скорости передвижения.

Для этого Komatsu задействовала два замкнутых контура с двумя регулируемыми насосами и двумя регулируемыми гидромоторами хода. Имеющийся гидрообъемный привод управления поворотами устраняет необходимость применения бортовых фрикционов и тормозов, обеспечивая возможность плавного выполнения поворотов.

 

Нашим операторам должна понравиться система управления гидрообъемной трансмиссией. Там контроллер отслеживает мощность, развиваемую двигателем, и нагрузку, воспринимаемую рабочим оборудованием системы передвижения. Он регулирует рабочий объем насосов и гидромоторов гидрообъемной трансмиссии, чтобы оптимизировать скорость хода и тяговое усилие. Поскольку повороты и развороты с противовращением гусениц осуществляются без разрыва потока мощности, это делает бульдозер особенно маневренным.

Управление передвижением производится при помощи одного джойстика (PCCS). Им подают команды на ход, изменение скорости хода и развороты с противовращением гусениц. Для операционной работы тоже используется джойстиковая система управления отвалом (PPC). Поскольку здесь на-гора выдается пропорциональное регулирование давления, то оператор легко добивается точности управления: гидравлическая система регулирования по нагрузке с закрытым центром (CLSS) обеспечивает прямо пропорциональную взаимосвязь между величиной перемещения джойстика управления отвалом и скоростью перемещения отвала независимо от нагрузки и скорости хода.

 

В моторной нише «37-го» стоит экономичный двигатель SAA4D95LE-5, развивающий мощность 66 кВт 89 л. с. при частоте вращения 2 200 об/мин. Он имеет турбонаддув, непосредственный впрыск топлива и воздушное охлаждение наддува воздуха с целью максимального повышения мощности, топливной экономичности и экологичности.  Разработчики обещают прекрасные показатели силового агрегата и бульдозерного фронтального оборудования как на планировочных операциях, так и на послойной разработке с перемещением грунта. Будет ли именно так – покажет время. Пока же эту машину наши хозяйственники продолжают изучать и пробовать «на зуб»…