Выставки "Ганновер-2014: кто на новенького?"


 

Выставка коммерческого транспорта IAA в Ганновере традиционно в центре внимания транспортного сообщества. Вопреки прогнозам скептиков, в этом году она не съежилась, а стала второй по масштабу за последние 22 года. Свою продукцию и услуги на этот раз демонстрировали 2066 компаний (+9% к 2012 г.) из 45 стран. Площадь занятых площадей составила 265 000 м2. Главными героями текущего показа стали грузовики, о них и поговорим.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

У всех на устах

В дни работы выставки только и было разговоров, что о рецессии и последних тенденциях. Экономический спад коснулся не только перевозчиков, но и поставщиков оборудования, продавцов техники, производителей аксессуаров и компонентов. По экспертным оценкам, 2014 г. завершится спадом в разных сегментах рынка. Просадка по тяжелым грузовикам составит до 12% при уменьшении количества первых регистраций до 215 тыс. ед. Падение рынка РФ ожидается в пределах 20-30%, до 19,5 тыс. ед.

Ситуация в отрасли вынуждает транспортников все больше внимания уделять совокупной стоимости владения. В таких условиях не до гибридов и машин на спирте в тяжелом классе, не до дизель-электрических среднетоннажников и не до электромобилей в классе легких грузовиков. На время приглушена тема использования биодизеля и альтернативных видов моторного топлива. Зато набирает вес тема газовых двигателей, работающих на метане в сжатом и сжиженном состоянии. Такие версии, в частности, есть на магистральных тягачах IVECO и Scania.

Среди тенденций следует отметить увеличение спроса на перевозку объемных легких грузов, что стимулировало появление удлиненных шасси на низкопрофильной резине. Примеры можно было найти на стендах Mercedes-Benz и DAF Trucks. Голландский производитель отреагировал и на тенденцию уменьшения уровня шума моделью CF Silent. А Volvo Trucks презентовал первую в мире на тяжелых грузовиках автоматическую трансмиссию с двойным сцеплением I-Shift Dual Clutch. На прошлой выставке шведский производитель тоже удивил всех независимой подвеской передних колес для магистральных тягачей.

Перевозчикам предлагаются новые системы помощи наподобие мерседесовского прогнозирующего круиз-контроля Predictive Powertrain Control. Он не только регулирует скорость, но и на основе 3D-карт перед подъемом на вершину холма сбрасывает газ, а при движении под уклон применяет торможение двигателем. Главное достоинство такого устройства – экономия топлива. Аналогичные системы кроме Mercedes-Benz используют DAF Trucks, Volvo Trucks и Scania.

Актуальным является и подключаемый привод вроде Hydrodrive или Hydraulic Auxiliary Drive. Вместо карданных валов в нем задействуются гидромоторы, вмонтированные в ступицы передних колес. Подобные технические решения есть у MAN, Mercedes-Benz и Renault Trucks. На машинах меньшей грузоподъемности, напротив, в чести постоянный полный привод, чему примером – самосвальный Fuso Canter 4x4 и бортовой Mercedes-Benz Sprinter 4x4.

На повестке дня и компьютеризация транспортных средств и, в частности, повальное внедрение гаджетов в процесс управления как отдельным автомобилем, так и целым автопарком. Смартфоны и планшетные компьютеры используют в качестве эффективной альтернативы выносным пультам дистанционного управления погрузочно-разгрузочными операциями. Актуальны они и для «беспилотного» маневрирования на складах и грузовых терминалах. Такие инновации коснулись и тяжелых грузовиков, и прицепного состава.

 

Мировые премьеры из Европы

Пока большинство участников рынка испытывают серьезный спад, Mercedes-Benz шаг за шагом укрепляет свои позиции. В 2013 г. рыночная доля бренда составляла 14,1%, а в текущем году она уже выросла до 16,0%.

Как и подобает мировому лидеру, в Ганновере у Mercedes-Benz занял самый большой стенд. В центре экспозиции был выставлен тягач Actros IV – ключевой элемент инновационной концепции «Mercedes-Benz Future Truck 2025». Инженерные умы концерна задействованы на совершенствовании идеи автономного движения. В интеллектуальной системе Highway Pilot грузовик, оператор и транспортная инфраструктура посредством электроники связаны воедино. Водитель получает информацию о том, что происходит на дороге впереди и позади и может отвлечься от управления, доверив его автоматике.

Премьерой стал Mercedes-Benz Econic 2630 NGT. Его приводит в движение 6-цилиндровый двигатель Mercedes-Benz M 936 G уровня Евро-6, работающий на природном газе. С рабочим объемом 7,7 л он развивает мощность 301 л.с. при 2000 об/мин и создает пик крутящего момента 1200 Нм в диапазоне 1200-1600 об/мин – на 20% больше, чем аналогичный дизельный мотор. Кроме того, уровень эмиссии СО2 на 22% ниже. Трехосный автомобиль с управляемым поддерживающим мостом позади ведущего (осевая формула 6х2 ENA) экспонировался в виде шасси с колесной базой 3900 мм. Именно такие в Европе используют в качестве мусоровозов (основные рынки сбыта – Германия и Великобритания). Крутящий момент передает 6-ступенчатая автоматическая коробка передач. Econic 2630 NGT укомплектован баками объемом 600 и 100 л, и для нескольких рабочих смен этого вполне достаточно.

Вторым по масштабу экспонентом 65-й IAA стала компания MAN Truck & Bus. Ключевая новинка – TGX D38, флагман с двигателем D3876. Шестицилиндровый рядный дизель рабочим объемом 15,2 л имеет три настройки мощности: 520, 560 и 640 л.с. при 1800 об/мин. Максимальный крутящий момент создается на уровне 2500, 2700 и 3000 об/мин в диапазоне 930–1350 об/мин.

При оснащении одним из таких моторов грузовик может работать в составе автопоезда полной массой до 250 т. Ценно и то, что моторный тормоз EVB обладает мощностью до 462 л.с., а с новым, более оборотистым Turbo-EVB, она достигает 816 л.с.

В Ганновере дебютировало второе поколение экономичных грузовиков TGX EfficientLine 2. С момента старта программы первого поколения в 2010 г. по всему миру ее участниками стали 27 тыс. клиентов. Серийно на новую версию сверхэффективных магистральных тягачей ставят EfficientCruise, программу увеличения крутящего момента TopTorque и модуль MAN TeleMatics повышенной производительности. С таким арсеналом перевозчик способен улучшить топливную экономичность своего грузовика на 6%.

На IAA компания заявила о расширении линейки своей техники, работающей на компримированном природном газе. Первым метановым грузовиком стал MAN TGM с раздаточной коробкой. Он пригоден для коммунального хозяйства, почтовой службы, доставки товаров для сетей аптек и розничной торговли. Выгода от применения газового транспорта налицо: расходы на топливо сокращаются на 35%, а уровень шума – примерно на 3 дБ.

Грузовая рать MAN Truck & Bus вобрала в себя и другие заслуживающие пристального внимания экспонаты: 640-сильный тягач TGX для перевозки сверхтяжелых грузов, TGM с 280-сильный газовым двигателем, Concept MAN TGX Hybrid с гибридным приводом и другие продукты немецкого машиностроения.

 Одна из главных новинок сезона DAF Trucks – развозной CF Silent с уровнем шума менее 72 дБ(А). Это позволило сертифицировать его как «малошумный грузовой автомобиль». Подсказку дизайнеры изобразили в виде наклейки с указанием количества децибел. Для перехода в «тихий» режим нужно нажать клавишу Silent на приборной панели. Эффект «приглушения» практически моментальный. Крутящий момент 10,8-литрового двигателя с потенциалом 286–435 л.с. ограничивается электроникой. Переключение передач происходит при меньших, чем обычно, оборотах. Уровень шума снижен и за счет специальной изоляции кожуха рычага КПП. Седельный тягач и шасси CF Silent 4х2 и 6х2 с кабинами Day Cab, Sleeper Cab и Space Cab пойдут в серию в начале 2015 года.

Дебютантами сезона стали тягачи CF и XF Low Deck с колесной базой 3600 и 3800 мм. На них применяются низкопрофильные шины размером 315/45 R22.5. Высота седла понижена с 960 до 910 мм. В подвеске применяют адаптированные под нагрузку пневмоподушки. Для передней оси предусмотрены одиночные параболические рессоры. Новый дефлектор крыши на флагманском DAF XF Low Deck с кабиной Super Space Cab улучшает аэродинамику и позволяет снизить расход топлива и объем выбросов СО2 на 1,5%. Голландские низкопрофильники оснащают моторами PACCAR MX-11 объемом 10,8 л и 12,9-литровым PACCAR MX-13. Тягачи CF и XF Low Deck рассчитаны на работу с полуприцепами со внутренней высотой 3 м и объемом свыше 100 м3.

Новинка-2014 – круиз-контроль с функцией прогнозирования. Он базируется на использовании данных GPS-навигатора для точного определения местоположения автомобиля и «считывания» дорожных условий на удалении 1-2 км по пути следования. «Всевидящий» круиз-контроль будет доступен перевозчикам для заказа с января 2015 года. И еще одна новость от DAF: для сидений, рулевого колеса и дверных панелей CF и XF в качестве опции предлагается кожаная обивка медного цвета Cooper.

Из 16 выставленных автомобилей IVECO половина была нацелена на магистральные перевозки. В их числе – четыре версии Stralis, включая двухосную модификацию LNG на сжиженном природном газе и трехосную SLT. Внимание перевозчиков привлекла и облегченная модификация Stralis Super Light c оптимизированной до 6500 кг собственной массой. Компанию им составил 18-тонный Eurocargo. Он доступен для заказа с начала 2015 г. и придет на смену 12-тонной версии, которую транспортники называли между собой «Mautkiller» (убийца таможни), подразумевая отсутствие пошлин.

На некоторых машинах можно было увидеть стикер Hi-SCR, что означает наличие нового поколения двигателей FPT Industrial уровня Евро-6. По сравнению с предшественниками экологического класса Евро-5 расход топлива на них примерно на 2,3% ниже.

На улице находился магистральный тягач Stralis Hi-Way AS440S48T/P-E, созданный к 150-летию марки Magirus. Он экспонировался в «юбилейной» черно-красной окраске. Под кабиной смонтирован 6-цилиндровый 480-сильный рядный двигатель Cursor 13. В силовой линии используется и 12-ступенчатая коробка ZF EuroTronic.

 Renault Trucks выстроил свои грузовики в парадную шеренгу, возглавил которую магистральный тягач Т-серии, «Грузовик года-2015». На базе флагмана французская компания создала мобильную лабораторию Optifuel Lab 2, чей макет был выставлен на всеобщее обозрение. С ее помощью специалисты намерены изучать возможности экономии топлива и улучшения экологии дизельных грузовиков. Кстати, первый опыт Renault Trucks по созданию оптимизированных с точки зрения топливной экономичности автомобилей датирован 2009 г. Тогда улучшения касались магистральной серии Premium Route.

Не считая строительных шасси К- и С-серий, экспозицию составили и разные модели D-Series. С ними связаны большие надежды как в Европе, так и на других рынках сбыта Renault Trucks. Палитра представленных силовых агрегатов охватывает все сегменты. У подножия находятся 4-цилиндровые DTI 5 объемом 5,1 л и мощностью 210 и 240 л.с. (максимальный крутящий момент 800 и 900 Нм). На вершине – 6-цииндровые DTI 13 объемом 12,8 л с отдачей 440, 480 и 520 л.с. (пик крутящего момента 2200, 2400 и 2550 Нм).

Scania козырнула обновленной моделью Streamline. Было представлено и второе поколение двигателей Евро-6, включая новейший 13-литровый мотор мощностью 450 л.с. В список премьер попал и софт – обновленные продукты Scania Fleet Management и Scania Driver Support Systems.

Второе поколение дизелей уровня Евро-6 включает 6-цилиндровые рядные моторы рабочим объемом 12,7 л. Диапазон их мощности – 410, 450 и 490 л.с. при 1900 об/мин, а пик крутящего момента – 2150, 2350 и 2550 Нм при 1000-1300 об/мин. Теперь транспортникам доступны силовые агрегаты Scania мощностью 250-730 л.с.

Новинка сезона – газовый тягач G340 (4x2). Он оснащен 9-литровым 5-цилиндровым двигателем мощностью 340 л.с. при 1900 об/мин. Автомобиль обладает колесной базой 3700 мм, комплектуется кабиной Highline и 6-ступенчатой автоматической коробкой передач. Топливом служит природный газ в сжатом и сжиженном состоянии.

 Изюминкой у Volvo Trucks стали флагманский FH16 с 750-сильным мотором и коробка передач с двойным сцеплением I-Shift Dual Clutch.

Новый Volvo D16 Euro 6 с потенциалом в 750 сил находится на вершине 6-цилиндровых дизелей рабочим объемом 16,1 л. Кроме топ-версии есть еще два мотора данной серии с отдачей в 550 и 650 л.с. с максимальным крутящим моментом до 3550 Нм. Эластичность двигателей отражена и в оборотах, при которых достигается пик крутящего момента: 900-1350 об/мин для 550 л.с., 950-1450 об/мин для 650 л.с. и 950–1400 об/мин для 750 л.с. Нормы Евро-6 на новом поколении двигателей соблюдаются благодаря DPF-фильтру и SCR-катализатору. Рекомендованный интервал замены масла составляет 100 тыс. км или один раз в год.

Главный акцент Volvo Trucks все-таки сделала на I-Shift Dual Clutch. Первое в мире двойное сцепление для грузовиков тяжелого класса гарантирует переключение передач без разрыва потока мощности. Пока автомобиль двигается на одной передаче, второе сцепление готовит к работе другую передачу. Переключение происходит мгновенно, автомобиль не теряет скорость и не рискует потерять темп. При этом экономится топливо, а водитель избавлен от переживаний из-за переключений. Это ценно для движения по городу, при преодолении подъемов, транспортировке тяжелых грузов.

Грузовая «заграница»

Наряду с европейской техникой в Ганновере было показано немало новинок из других стран и не только для Европы, но и для локальных рынков.

Среди гостей издалека оказалось структурное подразделение MAN Latin America. Оно привезло в Ганновер VW Constellation 25.420 (6x4) V-Tronic, производимый в Бразилии. Он обладает полной массой 28100 кг, а оснащают его дизелем Cummins ISL 420 Common Rail уровня Евро-5 с отдачей в 420 л.с. и с максимальным крутящим моментом 1850 Нм при 1300 об/мин. В комплектацию включена 16-ступенчатая автоматизированная коробка передач ZF 16 AS 2230 TD. На раму установлена кабина шириной 2507 мм (без зеркал), глубиной 2113 мм и высотой 3322 мм.

Кроме трехосной модели есть и четырехосная (8х4), у которой грузоподъемность шасси на 6 т больше. Двигатель мощностью 420 л.с. предлагают в паре с 6-ступенчатой коробкой-«автоматом». Жаль только, что официально VW Constellation в Европу не поставляют.

Daimler India Commercial Vehicles, дочернее предприятие Daimler Trucks, доставило бортовой грузовик Fuso HDT-2528R (6х2) из серии FJ6. Его «растянутая» колесная база в 4500 мм позволяет «женить» шасси с очень длинными кузовами. Чаще всего это открытые платформы или «борта» с тентом, фургоны и изотермы. Полная масса автомобиля 25 т.

С учетом такой специфики 6-цилиндровый рядный дизель объемом 6,4 л и мощностью 280 л.с. выпускают с настройками уровня Евро-3, Евро-4 и Евро-5. Крутящий момент с пиком 1100 Нм достигается при 1200–1600 об/мин на колеса передает 6-ступенчатая механическая коробка передач Mercedes G85-6. Ссылка на звездного покровителя имеет магическое действие: некоторые перевозчики и впрямь считают, что это Fuso FJ6 – это Mercedes, только сделанный в Индии.

Даймлеровским продуктом является и магистральный тягач Western Star 5700 (6х4) из Северной Америки Его поставки начнутся с 2015 г. А пока автомобиль успел засветиться на киноэкранах. «Американец» Western Star 5700 ОР сыграл главную роль в фантастическом фильме «Transformers 4: Age of Extinction» (Тансформеры-4: эпоха истребления). Аббревиатура ОР символизирует имя героя Optimus Prime (Оптимус Прайм). У серийного, а не «киношного» автомобиля много общих компонентов с грузовым флагманом Mercedes-Benz Actros IV – глобализация, понимаете ли.

Dongfeng привез магистральный тягач KX модели DFH4250C (6х4) с колесной базой 3300+1350 мм. В его экстерьере легко угадываются стилевые черты MAN и Scania, что сделано в угоду потребителям. При снаряженной массе 10200 кг и полной 25000 кг новый грузовик способен развивать скорость 120 км/ч. Ее обеспечивает 13-литровый дизель Dongfeng Cummins уровня Евро-5 (с SCR) мощностью 480 л.с. при 1900 об/мин. Это как раз тот потенциал, который нужен европейским перевозчикам.

В серийную комплектацию Dongfeng KX входит коробка ZF с автоматизированным переключением 14 передач переднего и двух передач заднего хода. Допустимая нагрузка на переднюю ось составляет 7 т, на задние – 26 т (по 13 т на каждую). Минимальный дорожный просвет равен 208 мм. У тягача пневматическая подвеска всех колес. За безопасность отвечают дисковые тормоза, моторный тормоз, ретардер, EBS и ESC. Кабина сделана на европейский манер, что также отражает амбиции.

Фирма CAMC выставила несколько грузовых новинок, включая трехосный тягач Н08-М с колесной базой 3350+1450 мм и высокой крышей High Roof. Передняя ось САМС Н08-М должна выдерживать нагрузку в 8 т, передаточное отношение ведущей оси составляет 4.11. В моторный отсек имплантирован 420-сильный дизель, к которому пристыкована механическая 14-ступенчатая КПП. Тягач снаряженной массой 8650 кг комплектуют алюминиевым топливным баком объемом 450 л.

С другими новинками Ганновера мы познакомим вас в следующем номере журнала «Автоперевозчик. Спецтехника» и на сайте. До встречи!