Аналитика "СПАД, который прогнозировали"


 

Все познается в сравнении. В сентябре 2015-го грузовой рынок РФ по отношению к сентябрю 2014-го сократился более чем на 39%. За тот же период почти на 9% упали продажи новых автобусов. Объем реализации LCV с иголочки просел ниже 31%. Теперь только ленивый не вторит экспертам, что на финише сезона сбыт новой коммерческой автотехники в России ни при каких условиях не приблизится к значениям годичной давности...

 

Александр ТРОХАЧЕВ

Фото автора

 

Грузовики в сентябре

К покупкам новых грузовиков охладели не только регионы, но и федеральный центр с долей парка в 31,3%. В сентябре уровень охлаждения платежеспособного спроса в Москве и Московской области достиг 37,1%. Более медленную динамику падения спроса на новый подвижной состав продемонстрировали Сибирский и Южный федеральные округа. Все остальные ушли в минус более чем на 40%. Пикового значения спада в 44,4% достиг Приволжский ФО.

Крупные игроки вроде «Деловых линий», «Магнита», «Пятерочки» стали сдержаннее в своих порывах и очень избирательно выбирают новый подвижной состав. Некоторые фирмы сохраняют преданность ранее одобренным торговым маркам, а иные в поисках эффективности предпочитают экспериментировать. В итоге парки «Мираторг», «ЖелДорЭкспедиция» и других транспортных операторов пополняются самым современным и экономичным подвижным составом.

Кстати, сентябрьский спад продаж в 39,2% — самый умеренный в текущем сезоне. В августе реализация новых грузовиков полной массой свыше 6 т падала на 45,1%. В июне продавцы не досчитались 46,7% объемов сбыта от значений четырнадцатого года, а в апреле и вовсе 62%.

В количественном выражении просадка в начале текущей осени составляла 2,4 тыс. ед. Сбыт новой техники полной массой свыше 6 т балансировал на уровне 3,5-4 тыс. ед. Кто-то поспешил с выводами о том, что рынок достиг дна, но не время спешить с авансами. Сентябрь-2015 закончился реализацией 3762 коммерческих автомобилей без пробега, из которых почти две трети (2415 ед.) пришлись на российские грузовики и 1347 ед. — на иномарки. По отношению к сентябрю минувшего года продано на 2427 ед. (-39,2%). И в количественном, и в долевом выражении сильнее пострадали грузовики зарубежных брендов, что и неудивительно: спрос торпедирован взбесившимися ценниками.

Лидером спроса остался КАМАЗ: продано 1429 машин, на 293 ед. или на 17% меньше значений годичной давности. Бренд повысил свое присутствие до 38% против годовалого значения в 27,8%. Девятый месяц года был отмечен знаком «минус» и для Горьковского автозавода. В сентябре своих владельцев обрели 543 новых грузовика ГАЗ, что на 202 ед. или на 27,1% меньше, чем 12 месяцев назад. Сентябрьская доля на рынке выросла до 14,4% против 12% годом ранее. Свою скрипку сыграли «Урал NEXT» и особенно заметно «ГАЗон NEXT». Первую тройку наиболее успешных продавцов замкнула Scania: 270 отгруженных машин (-109 ед. или -28,8%). Доля Scania поднялась с прошлогодних 6,1 до нынешних 7,2%.

В первую пятерку вошли также МАЗ и Mercedes-Benz с количеством проданной техники 242 ед. (-51,7%) и 185 ед. (+2,8%) соответственно. Самым востребованным новым грузовиком в России в сентябре был КАМАЗ-65115 – продано 374 ед. Второе место в рейтинге отгрузок занял КАМАЗ-43118 численностью 275 ед. Замкнул самую успешную тройку «ГАЗон NEXT» с результатом 253 ед.

 

Траки за 9 месяцев

За минувшие три квартала рынок новых грузовиков в России съежился на 47%. В количественном выражении покупательская активность снизилась на 3785 ед. подвижного состава. На протяжении января-сентября наблюдалось устойчивое падение сбыта не только иномарок Большой семерки европейских производителей, но и техники отечественных марок. Перед изменчивым курсом валют и прочими неблагоприятными обстоятельствами не устояли и посыпались продажи китайских, а вслед за ними корейских машин. Под угрозой прежние объемы сбыта машин японских брендов.

С января по сентябрь текущего года спад продаж грузовиков Камского автозавода достиг 40,2% или 8015 ед. Было продано 11934 новых автомобилей. Сбыт техники ГАЗ полной массой свыше 6 т сократился на 1634 ед. или на 22%. Всего реализовано 5778 новых машин. Третье место за шведами. Если в сентябре «бронзовый призер» Scania теряла менее трети своих продаж, то по итогам первых девяти месяцев просадка составила 56,7% или 2447 ед. Всего удалось поставить заказчикам 1866 ед. грузового транспорта. П итогам трех кварталов занимающий четвертое место МАЗ ушел в минус на 2677 ед. или 59,5% и сумел поставить только 1821 ед. новой техники. Спад продаж грузовиков Mercedes-Benz составил 813 ед. или 42,1% (продано 1120 ед.).

Тройка наиболее популярных моделей по итогам трех кварталов та же, что в сентябре (см. выше). Далее следуют самосвал КАМАЗ-6520 (6х4), двухосные тягачи Scania R и Mercedes-Benz Actros, среднетоннажный ГАЗ-3309, КАМАЗ-5490 и развозной Isuzu NQR, оба с колесной формулой 4х2. Замыкает первую десятку КАМАЗ-53605 (4х2). В столбике под ним числятся полноприводный «Урал-4320» (6х6), Hyundai HD-Series (4х2), КАМАЗ-5350 Mustang (6х6), ГАЗ-3308 «Садко» и другие.

 

Автобусный вернисаж

Сентябрьский спад продаж новых автобусов достиг 8,8%. Относительно сентября-2014 продажи сократились всего на 77 ед. и составили 796 новых автобусов, включая 732 российских марок: 360 ПАЗов, 112 УАЗов, 103 МАЗа, 82 НЕФАЗа, 31 КАВЗ, 26 «Уралов» и 15 «Волжанинов». Количественный спад техники РФ оказался заметнее иномарочного: 53 против 24 ед. Павловский автобусный завод хоть и занял первую строчку, но реализовал техники на 31,6% меньше прошлогоднего. Его рыночная доля сузилась с 60,3 до 45,2%. Автобусы иностранных брендов в сентябре продавались так: Higer – 12, Scania – 7, MAN – 5, KingLong и Toyota – по 4, Setra и Golden Dragon – по 2, Hyundai – 1 ед.

Приятно отметить, что в первый месяц нынешней осени выросли поставки в Северо-Западный, Уральский и Севро-Кавказский федеральные округа. После майского спада продажи новых лайнеров подросли, но еще не достигли апрельского уровня в 813 ед.

Обладатель первой позиции, ПАЗ за девять месяцев текущего года в сравнении с таким же отрезком годичной давности растерял 15,2% объемов продаж (-609 ед.). Сознание того, что ПАЗ-3205, ПАЗ-3204 и ПАЗ-4234 занимают 1-ю, 3-ю и 5-ю строчки рейтинга самых востребованных моделей, служит слабым утешением. Всего в январе-сентябре заказчики приобрели 3401 новых ПАЗов.

В сентябре нынешнего года Ликинский автобусный реализовал на 9 ед. или на 8,7% лайнеров больше, чем в начале минувшей осени. А по итогам трех кварталов ушел в минус на 180 ед. или на 20,3%. Горькую пилюлю подсластил рост по итогам сентября рыночной доли ЛиАЗа с 11,8 до 14,1%. В первой десятке наиболее хорошо продающихся автобусов есть и две низкопольные модели из Ликино-Дулево: на втором месте — городской 5292, на шестом — 5256.

Третий по объемам сбыта новых автобусов в РФ за три квартала — Минский автобусный завод. В сентябре он совершил рывок с 37 до 103 ед. Это второй по численному ранжиру показатель за текущий год. Больше (151 ед.) удалось реализовать лишь в феврале. В мае продано 8 ед., в июне — 12 ед., в июле — снова 8 ед. Потом чуть ли не пятикратный подъем до 37 ед. в августе и, наконец, без малого трехкратный рост в сентябре. По итогам трех кварталов МАЗ продал только 403 ед. автобусной техники — на 303 ед. или на 42,9% меньше, чем за три квартала прошлого года. Зато доля пассажирских МАЗов подпрыгнула с 3,7 до 12,9%.

В топ-5 вошли также НЕФАЗ и КАВЗ. За сентябрь-январь текущего года продажи Нефтекамского автозавода выросли на 228 ед. или на 34,4%, а Курганский автобусный реализовал на 16 машин или на 7,9% больше. В топ-10 оказались Irisbus, АЗ «Урал», «Волжанин», Higer и Scania. Ближайший преследователь первой десятки — бренд MAN, у которого есть шансы потеснить конкурентов. Нынешней осенью в Москве состоялся дебютный показ пригородной версии Lion's Intercity и прошел тест-драйв на Дмитровском автополигоне.

Переменчивый LCV

По продажам сегмент малотоннажников просел основательно. Сбыт машин полной массой до 6 т в сентябре 2015-го (7485 ед.) по отношению к сентябрю 2014-го (10897 ед.) не добрал 3412 ед. или 31,3%. Сентябрьским героем в плане динамики продаж стал Mercedes-Benz: отгружено 1148 ед. (+8,2%). Восходивший до этого УАЗ оступился и смог продать только 1331 ед. (-2,6%). Немного на фоне соперников растерял IVECO – продано лишь105 ед. (-11%). У других поставщиков LCV отрицательная динамика величиной от 16,7% на ТАГАЗе до 88,2% у Skoda. Первая пятерка лидеров сбыта изменений не претерпела: ГАЗ, УАЗ, Mercedes-Benz, Ford и Volkswagen. В следующей обойме — FIAT, Peugeot, Citroen, а замыкают сентябрьский топ-10 марки IVECO и Renault.

По итогам трех первых кварталов 2015 года рынок новых малотоннажников потерял треть былых объемов: -34% или -31674 ед. После четырех месяцев отмечен спад в 39,2%, по итогам полугодия — 35,4%, на финише восьми месяцев — 34,4%. Тенденция замедления налицо, но о прекращении падения говорить еще преждевременно. Реализация новых иномарок массой до 6 т усохла почти на половину (-20234 ед. или -49%), до 21027 ед. Тренд на замедление микроскопический: от 0,8% в августе по сравнению с июлем до 1,1% в сентябре по сравнению с августом.

Все три квартала наименьшие потери в сбыте LCV отмечались в СФО. На Северном Кавказе динамика спада не превысила уровень -12,2%, тогда как прежде благополучный ЦФО ушел в минус на 35,6%. Со скрипом идут поставки новых машин на Урале: здесь зафиксирован спад продаж в объеме 48%.

По спросу практически вне конкуренции остается «ГАЗель NEXT». Даже набирающему обороты сбыта Mercedes-Benz Sprinter Classic нижегородской сборки за ним не угнаться. А уж об идущей на третьей позиции ГАЗ-3302 «ГАЗель Бизнес» и говорить не приходится: в отдельные месяцы ее сбыт вдвое, а то и втрое уступает объемам сбыта новой полуторки. С выходом на рынок цельнометаллического фургона разрыв только увеличится.

На четвертом и пятом месте по спросу остаются УАЗ-3741 и 3909, на пятки которым наступает Ford Transit. Далее снова расположились три модели Горьковского автозавода — ГАЗ-2752 «Соболь», ГАЗ-2705 и ГАЗ-3221 «ГАЗель». Замыкает первую десятку российских любимцев новый FIAT Ducato.

 

Чего ждать?

В IV квартале 2014 года всплеска покупательской активности ждать не приходится. Фактом остается действие санкций, а раз так, ориентированные на международные перевозки рефрижераторы, металловозы, шторники, автовозы и другой транспорт будут стоять на приколе или числиться в объявлениях о продаже.

Без оздоровления экономики и улучшения макроэкономической конъюнктуры, снятия санкций и стабилизации курса рубля рассчитывать на быстрое восстановление прежних объемов, увы, не приходится. Это касается как занятых в строительстве тяжеловозов, так и дистрибьюторского сегмента развозных машин среднего класса, равно как и ранее благополучных малотоннажников. И автобусному сектору пока не встать с колен: туризм сокращается, количество перемещений граждан по стране — тоже. А раз так, остается хранить надежду и беречь транспорт, который в наличии — авось, до следующего обновления довезет.

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ГРАФИКОВ И ДИАГРАММ

 

ГРУЗОВИКИ

Реальные продажи новых грузовиков (более 6 т) в 2015 г.

Январь = 4640 ед.

Февраль = 4388 ед.

Март = 3770 ед.

Апрель = 3382 ед.

Май = 2704 ед.

Июнь = 3580 ед.

Июль = 3994 ед.

Август = 3451 ед.

Сентябрь = 3762 ед.

 

Изменение рынка новых грузовиков (более 6 т) в сентябре 2015 г. к сентябрю 2014 г.

Сибирский ФО = –28,1%

Южный ФО = –32,4%

Центральный ФО = –37,1%

Дальневосточный ФО = –41,7%

Северо-Западный ФО = –42,0%

Северо-Кавказский ФО = –43,5%

Уральский ФО = –44,1%

Приволжский ФО = –44,4%

 

Топ-10 продаж новых грузовиков (более 6 т) в январе-сентябре 2015 (2014) г.

КАМАЗ = 11934 (19949) ед.

ГАЗ = 5778 (7412) ед.

Scania = 1866 (4313) ед.

МАЗ = 1821 (4498) ед.

Hyundai = 1649 (3430) ед.

Isuzu = 1630 (1565) ед.

«Урал» = 1498 (2425) ед.

MAN = 1303 (3082) ед.

Hino = 1138 (1993) ед.

Mercedes-Benz = 1120 (1933) ед.

 

Топ-10 продаж новых моделей (более 6 т) в сентябре/августе 2015 г.

КАМАЗ-65115 (6х4) = 374/ 335 ед.

КАМАЗ-43118 (6х6) = 275/ 256 ед.

«ГАЗон NEXT» (4x2) = 253/ 236 ед.

КАМАЗ-6520 (6х4) = 172/ 136 ед.

Scania R-Seies (4x2) = 152/ 66 ед.

Mercedes Actros (4x2) = 141/ 121 ед.

ГАЗ-3309 (4х2) = 134/ 128 ед.

КАМАЗ-5490 (4х2) = 104/ 42 ед.

Isuzu NQR (4x2) = 102/ 113 ед.

КАМАЗ-53605 (4x2) = 96/ 113 ед.

 

АВТОБУСЫ

Реальные продажи новых автобусов в 2015 г.

Январь = 812 ед.

Февраль = 827 ед.

Март = 575 ед.

Апрель = 813 ед.

Май = 566 ед.

Июнь = 608 ед.

Июль = 625 ед.

Август = 797 ед.

Сентябрь = 796 ед.

 

Изменение рынка новых автобусов в сентябре 2015 г. к сентябрю 2014 г.

Северо-Кавказский ФО = +466,7%

Уральский ФО = +107,2%

Северо-Западный ФО = +72,9%

Сибирский ФО = –4,1%

Центральный ФО = –18,1%

Дальневосточный ФО = –51,5%

Южный ФО = –32,4%

Приволжский ФО = –52,4%

 

Топ-10 продаж новых автобусов в январе-сентябре 2015 (2014) г.

ПАЗ = 3401 (4010) ед.

НЕФАЗ = 891 (663) ед.

ЛИАЗ = 708 (888) ед.

МАЗ = 403 (706) ед.

«Волжанин» = 258 (130) ед.

КАВЗ = 219 (203) ед.

«Урал» = 183 (194) ед.

Higer = 60 (162) ед.

Hyundai = 52 (261) ед.

«Богдан» = 45 (117) ед.

 

Топ-10 продаж новых моделей автобусов в сентябре/августе 2015 г.

ПАЗ-3205 = 219/ 176 ед.

ЛИАЗ-5292 = 71/ 15 ед.

ПАЗ-3204 = 68/ 42 ед.

МАЗ-203 = 56/ 20 ед.

ПАЗ-4234 = 49/ 50 ед.

ЛИАЗ-5256 = 39/ 12 ед.

НЕФАЗ-5299, КАМАЗ-5297 = 34/ 175 ед.

МАЗ-206, -226 = 33/ 2 ед.

НЕФАЗ-4208, КАМАЗ-4310 = 29/ 24 ед.

Iisbus Crossway = 27/ 0 ед.

 

LCV (ЛЕГКИЕ ГРУЗОВИКИ)

Реальные продажи новых LCV в 2015 г.

Январь = 6619 ед.

Февраль = 6016 ед.

Март = 6488 ед.

Апрель = 6975 ед.

Май = 6242 ед.

Июнь = 8143 ед.

Июль = 7414 ед.

Август = 6113 ед.

Сентябрь = 7485 ед.

 

Изменение рынка новых LCV в сентябре 2015 г. к сентябрю 2014 г.

Северо-Кавказский ФО = –10,9%

Южный ФО = –13,6%

Сибирский ФО = –18,0%

Дальневосточный ФО = –23,7%

Центральный ФО = –30,2%

Северо-Западный ФО = –36,7%

Приволжский ФО = –38,9%

Уральский ФО = –46,2%

 

Топ-10 продаж новых LCV в январе-сентябре 2015 (2014) г.

ГАЗ = 26503 (40259) ед.

УАЗ = 13932 (11592) ед.

Mercedes-Benz = 6520 (6001) ед.

Ford = 3544 (5868) ед.

Volkswagen = 2578 (6381) ед.

FIAT = 2344 (3808) ед.

Peugeot = 1340 (5187) ед.

Citroen = 1152 (4073) ед.

Renault = 1098 (3353) ед.

IVECO = 783 (1572) ед.

 

Топ-10 продаж новых моделей LCV в сентябре/августе 2015 г.

«ГАЗель NEXT» (4x2) = 1442/ 1128 ед.

Mercedes Spinter (4x2) = 971/ 592 ед.

«ГАЗель Бизнес» (4x2) = 804/ 769 ед.

УАЗ-3741 (4x4) = 583/ 601 ед.

УАЗ-3909 (4x4) = 361/ 291 ед.

Ford Transit (4x2) = 353/ 227 ед.

ГАЗ-2752 «Соболь» (4x2) = 329/ 204 ед.

ГАЗ-2705 «ГАЗель» (4x2) = 311/ 199 ед.

ГАЗ-3221 «ГАЗель» (4x2) = 247/ 255 ед.

FIAT Ducato (4x2) = 234/ 241 ед.