Автобизнес "Как отразится налог для 12-тонников на стоимости перевозок?"



Роман МУРАШОВ

С 15-го ноября 2015 г. вступает в силу норма, в соответствии с которой за проезд грузовых автомобилей с разрешенной массой более 12  тонн по федеральным автодорогам общего пользования будет взиматься плата в счет возмещения вреда, наносимого дорогам.

Идея взимать очередную плату за вред, наносимый грузовиками автомобильным дорогам общего пользования,  созрела более трех лет назад.

В начале 2012 г. Министерство транспорта России подготовило проект постановления Правительства РФ, согласно которому планировалось с 2013 г. взимать плату за проезд по трассам общего пользования федерального значения с автомобилей максимальной массой более 12 тонн в размере 3,5 руб. за километр пути.

Такая плата вводится в качестве возмещения вреда, причиняемого дорогам большегрузным транспортом. Средства должны направляться в Федеральный дорожный фонд для финансового обеспечения дорожной деятельности. Ориентировочно сумма оплаты проезда по маршруту Москва – Санкт-Петербург составит около 2,5 тыс. рублей, Москва – Нижний Новгород – 1,5 тыс. рублей, Москва – Челябинск – 6,3 тыс. рублей и т. д.

Планируется, если грузовики весом свыше 12 тонн имеют задолженность за пробег по федеральным трассам, то их не будут выпускать за пределы России. Если владелец тяжелого грузовика не рассчитается в течение месяца с даты направления требования о погашении задолженности, то оператор системы взимания платы сможет взыскивать задолженность за проезд по федеральным трассам в судебном порядке.

Учитывать пробег по дорогам будут с помощью навигационной аппаратуры.

В Европе давно существует такая система для большегрузов, и там один километр проезда по автомагистралям обходится в 8 рублей в пересчете на российскую валюту по докризисным ценам. В случае поломки, утери или кражи бортового устройства, когда нет возможности его установить до выезда на автодорогу, владелец грузовика все равно обязан заплатить за проезд. При этом тариф рассчитывается, исходя из заявленного маршрута.

Оператор системы взимания платы обязан сдавать в аренду или продавать бортовые устройства владельцам транспортных средств в специальных местах выдачи. Ориентировочная стоимость такого аппарата российского производства – 12 тыс. рублей. Придется ли платить за них владельцам грузовиков или приборы достанутся им бесплатно, будет ясно ближе к дате введения оплаты проезда – 15 ноября 2015 г.

Система взимания платы за проезд по федеральным трассам получила название «Платон», оператором системы взимания платы стало ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы».  Для взимания платы с 12-тонников на 50 тыс. км федеральных трасс России установили почти 500 рамок. Окончательный размер тарифа еще не установлен: его размер обсуждается в пределах от  64 копеек до 3,7 рубля за километр.

Напомним, что в настоящее время все автовладельцы в России платят ежегодный автотранспортный налог, дорожный налог, скрытый в виде акциза в цене литра углеводородного топлива. Для владельцев большегрузного подвижного состава нынешний дорожный сбор станет третьим автомобильным налогом.

Специалисты называют разные данные о росте стоимости услуг автоперевозчиков, как минимум – от 10-15%. Логично предположить, что оплата федеральных грузо-километров автоперевозчиками в конечном итоге будет переложена на плечи конечных потребителей перевозимого ими груза. Как это отразится на розничных ценах продуктов и товаров для населения – остается только ждать и гадать.

Для удобства пользователей системы «Платон» будет работать специальный сайт, мобильное приложение, call-центр. Кроме того, ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» откроет 103 офиса в регионах России (примерно по одному офису в каждом регионе). 35 офисов будут располагаться на пограничных переходах.

Чтобы подорожание транспортных услуг не повисло камнем на шее перевозчиков и конечных покупателей, российское деловое сообщество обратилось к премьер-министру с просьбой отложить введение платежа. Авторы обращения просят на год ввести нулевой сбор, а после 15 ноября 2016 г. постепенно увеличивать тариф до 1 января 2019 г. По мнению представителей деловых кругов, такой шаг позволит перейти к новому положению плавно, без кризисных последствий для транспортного рынка.

 

Накануне введения сбора платы с 12-тонников за проезд по федеральным трассам автоперевозчики готовятся перекрыть дороги в знак протеста. Бизнесмены недовольны тем, что теперь стоимость грузоперевозок резко возрастет. Они уверены, что такой шаг в итоге приведет к подорожанию социально-значимых товаров в магазинах. Об этом сообщил на пресс-конференции, посвященной этому вопросу, председатель Центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко.

В настоящее время в комитете Госдумы по транспорту готовится обращение к главе Правительства РФ Дмитрию Медведеву и Президенту Владимиру Путину — грузоперевозчики просят отменить решение о введении «вредоносного сбора».