Грузовые перевозки "Фрахт в России: что почем?"


 

Нынешний год запомнится российским перевозчикам рекордным ростом издержек. Транспортные компании, занятые на доставке грузов автомобильным транспортом, испытывают бремя девальвации рубля, кризиса неплатежей и падения спроса на переброску грузов. В текущем году больше остальных пострадали международные перевозчики, но и тем, кто работает в России, не сладко...

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Реальные тренды

По оценкам экспертов, в 2015 г. автомобильная доставка товаров в РФ не достигнет объемов прошлого года. В первом полугодии по сравнению с январем-июнем годичной давности перевозки упали до 2186,4 млн  т (-13,1%). И это при том что на автомобильный транспорт приходится половина всех доставок – больше, чем промышленный железнодорожный и ж/д общего пользования, вместе взятые (35 и 14%). В структуре грузоперевозок другие виды транспорта занимают куда более скромные объемы: внутренний водный — 1%, морской — 0,1%, воздушный — 0,01%.

Количество доставленных грузов ежемесячно уменьшалось на протяжении двух первых кварталов года. Больше всего лихорадило частных перевозчиков и предприятия малого бизнеса, но и остальным досталось. Объем грузов, перевезенных крупными и средними компаниями, в январе-июне текущего снизился на 9%. В I квартале 2015 г. обвал достиг 56,4 млн  т: перевезено 250,4 млн  т против 306,8 млн  т годом ранее. Во II квартале падение замедлилось и составило всего 3,1 млн  т, с 357 млн. т в январе-марте 2014 г. до 353,9 млн  т в январе-марте 2015-го.

Только кажется, что обвал рынка международных автоперевозок не коснулся перевозок внутренних. Между странами ЕС и РФ за семь месяцев 2015 г. доставка товаров упала более чем на треть (-36%). Сократился импорт продуктов питания и полуфабрикатов, бытовой техники и электроники, товаров химической и металлургической промышленности, цветов и пр. Немалую часть этих грузов доставляли в крупные мегаполисы — Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург и т.д., а оттуда их развозили по городам и весям России. Внутри страны сократились контейнерные и рефрижераторные перевозки, доставка легковых машин автовозами. Промтоварные фургоны с тентованными фурами не имеют былых объемов и периодичности загрузки, за бортом спроса остаются другие виды грузоперевозок. Что поделаешь: девальвация рубля, падение доходов населения и как следствие — снижение объемов потребления...

В нынешнем году в России сократилась и численность персонала, занятого в сфере автомобильных грузоперевозок. В прошлом году это было свыше 271 тыс. человек, сейчас — немногим более 259 тыс. человек (-4,7%). При этом рост заработной платы отставал от темпов индексации коллег: в целом по транспортному комплексу уровень оплаты труда вырос на 5,4%, тогда как по автомобильным грузоперевозкам он прибавил всего 2,1%. И это — заметьте — на фоне нехватки кадров: объявления о приеме на работу водителей можно встретить буквально повсеместно.

 

Рост издержек

С 1 января 2015 г. волевым решением сверху был изменен порядок уплаты НДС: теперь его нужно платить в полном объеме. До этого перевозчики не самого крупного калибра работали с применением ЕНВД и УСН. Транспортные услуги они продавали с НДС через фирмы-однодневки, а на выходе они получали выигрыш на уплате налогов в меньшем объеме. Теперь прежние схемы не применимы. Издержки дальнобойщиков выросли на 10%.

Давайте не будем забывать, что в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 21.08.2013 г. № 273 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами» с начала года стал актуален монтаж бортовых самописцев на грузовой автотранспорт. Цена тахографа составляет 35–50 тыс. руб. плюс стоимость установки и обслуживание. Отсутствие прибора учета времени труда и отдыха водителя карается штрафом.

Кстати, о штрафах. Их не только никто не отменял. Все федеральные трассы утыканы видеокамерами, и на слуху «письма счастья». Заметьте: мы даже не затронули темы платных участков автодорог, сезонных и зональных пропусков, разрешений на движение по МКАД вокруг Москвы и КАД в объезд Санкт-Петербурга. А есть еще охраняемые стоянки, склады временного хранения и прочее, на что в той или иной степени тоже нужно раскошеливаться, и где расценки тоже не замерли на месте, как каменные истуканы острова Пасхи. Про подорожавшее в 1,5 раза ОСАГО и другие виды страхования, про кредиты с лизингом тоже промолчим — тема бездонная.

Последствия перемен очевидные: интерес перевозчиков к приобретению нового подвижного состава существенно снизился. В нынешнем сезоне реальные затраты автоперевозчиков, по экспертным оценкам, выросли на 20–25%, а по отдельным регионам и видам доставки товаров — даже на 30–35%.

 

Спрос и предложение

Казалось бы, перемены в области грузоперевозок автомобильным транспортом должны были вылиться в аналогичный рост ставок фрахта, но этого не случилось. Индекс тарифов на автомобильные грузоперевозки за январь-июнь текущего года к первому полугодию прошлого сезона подрос только на 2,1%. Это даже несправедливо: за то же время трубопроводный транспорт поднял расценки на 8,1%, а железнодорожный — на 12,4%.

Спрос на доставку грузов автомобильным транспортом заметно упал. На территории крупных автохозяйств столичного региона еще в начале года мне доводилось видеть целые автостоянки грузовиков с логотипами известных компаний, которые являлись... банковским конфискатом. Удивляло то, что покупателями выступали даже индусы, а ведь у них там левостороннее движение!

Медвежью услугу российским коллегам оказали перевозчики Республики Беларусь и стран Балтии, предложив заказчикам более низкие ставки фрахта. И это неудивительно: у них более доступные кредиты, ниже удорожание по лизингу, и в целом ситуация стабильнее. Результат всех факторов: еще в I квартале 2015 г. доставка импортных товаров упала на 16%, а транспортные перевозки экспортных грузов потеряли от прежних объемов 24%. Сработал принцип домино, что незамедлительно отразилось и на сопутствующих сферах. Например, хранение и погрузка импортных грузов обвалилась на 41%, а экспортных — на 53%.

Индексы перевозочных тарифов скорректировал и приток международных автоперевозчиков на внутренние маршруты. Конкуренция стала жестче, и в условиях переизбытка предложений найти постоянную полную загрузку стало проблематично. Вместе с тем, во II квартале 2015 г. сократилось число «тяжеловесов» в отрасли: численность крупных перевозчиков упала с 553 компаний в первой половине четырнадцатого года до 522 фирм в первой половине пятнадцатого года. И если годом ранее 65% из них отрапортовали о получении прибыли, то сейчас таких везунчиков осталось 54%, т.е. на 11% меньше.

Расценки «крупняка» не всегда правильный ориентир. Да, в таких структурах есть четкое понимание размеров собственных затрат, но порой они работают с минимальной прибылью. Расчет тарифа ведется в оба конца (туда и обратно), а вот частные перевозчики порой демпингуют и берут за доставку в одну сторону, пригоняя автомобиль под загрузку порожняком за «спасибо». Неудивительно, что многие участники перевозочного процесса сейчас работают без прибыли, а иногда и в убыток. По состоянию на 1 июня 2015 г. статистика фиксирует 185 крупных и средних транспортных компаний РФ, получивших убыток в размере 2,2 млрд руб. Таких участников экономического процесса стало на 12,1% больше, чем за тот же период прошлого года. В списке тех, кто закрыл отчетный период с прибылью, 337 фирм (-34,2%), чей доход составил 5,04 млрд руб. Выходит, на рынке неуютно не всем?!

 

Правила игры сегодня

Перевозчики знают: небольшой груз габаритами до 0,2х0,15х0,2 м подлежит обязательной упаковке в картонную коробку. Стоимость таких услуг начинается с 80–100 руб. При более крупных габаритах подрядчик взимает плату за механизированные погрузочно-разгрузочные работы в размере 80 руб./м3 и 120 руб./м3 за ручной труд. Будете кочевряжиться — в перевозке могут отказать.

При доставке от двери до двери можно заказать услугу по погрузке и выгрузке товара. Минимальная цена вопроса — от 500 руб. при весе одного грузового места не более 30 кг и объеме груза до 0,25 м3. Стоимость в столичном регионе действует на уровне 2 руб./кг и 400 руб./м3. При подъеме в здании без лифта сумма перемножается на количество этажей.

Обычно ставки фрахта не меняются по нескольку недель, а то и месяцев кряду. Но бывают и исключения. Например, после прошлогодних событий в Крыму и Украине апрельские 33 руб./км на стандартный автопоезд грузоподъемностью 20 т провалились до 29 руб./км. Южное направление в соседнее государство практически умерло. Но уже к середине года грузовой автотранспорт фрахтовали по 35 руб./км. Катастрофическое падение рубля и галопирующая инфляция привели к тому, что в январе и феврале услуги грузоперевозчиков оплачивали по ставке фрахта 45 руб./км. А потом ставки фрахта вернулись на уровень 33 руб./км.

Неодинаковые тарифы применяются на перевозку внутри Таможенного союза, где стоимость доставки постоянно растет. Например, отправка из России в Республику Беларусь оценивается из расчета 33 руб./км, а обратно — уже по 50 руб./км. Львиная доля таких заказов достается дальнобойщикам РБ, а не РФ…

 

Размеры и примеры

Грузы с объявленной стоимостью должны быть застрахованы. Действующий тариф — 0,15–0,20% от объявленной стоимости, но не менее 80–100 руб. Не менее важна и упаковка. Например, помещение груза в прочный мешок оценивается от 70 руб. за единицу, в картонную коробку — от 90–100 руб. Минимальная стоимость дополнительной упаковки составляет от 75–90 руб. по тарифу 250 руб./м3 физического объема.  Упаковка груза в паллетный борт обходится от 120 руб. при тарифе 200 руб./м3. Самая дорогая — жесткая упаковка: 700 руб./м3, но не менее 300 руб. за место. При заказе такой упаковки или помещении в паллетный борт взимается дополнительная плата в размере 25–30%.

В III квартале 2015 г. стандартная «ГАЗель» с кузовом размерами 4,0х1,8х2,0 м или фургоном объемом 15 м3 грузоподъемностью 1,5 т фрахтовалась из расчета 1000 руб./м3 или 15000 руб. за машину на маршруте Москва-Санкт-Петербург. В удаленных от центра регионах стоимость перевозки более демократичная, например, при отправке из Барнаула в Бийск цена вопроса — 550 руб./м3 или 7500–7600 руб. за автомобиль. И, наоборот, есть дорогие маршруты. Доставка груза «ГАЗелью» или ее одноклассником из Волгограда в Санкт-Петербург обойдется в 3200 руб./м3 или 48000 руб. за машину с полной загрузкой.

Среднетоннажный автомобиль с грузовой площадкой 5,4х2,3х2,2 м или фургоном объемом до 27 м3 грузоподъемностью 4 т на маршруте из федеральной в северную столицу РФ везет грузы по ценам 700 руб./м3 или 18000 руб. за весь объем. Путь из Барнаула в Бийск оценивается по 400 руб./м3 груза или 9700–9900 руб. при фрахте всего автомобиля. Рейс Волгоград–Питер затребует от заказчика 3000–3050 руб./м3 груза или 81500–82000 руб. за комплексную доставку.

Длиннобазные «тенты» и фургоны с кузовами размерами 6,3х2,4х2,3 м и объемом до 35 м3 при способности везти 10 т груза среди одиночных грузовиков — самые выгодные. На дистанции Москва–Питер цена за кубометр груза уже падает до 600 руб., а весь автомобиль можно зафрахтовать за 21000 руб. Барнаул–Бийск радует получателя услуг расценками 450 руб./м3 или 14200–14500 руб. за грузовик. И, наконец, Волгоград–Питер тянут на 3150 руб. за «куб» или около 109000 руб. за весь фургон или борт с тентом.

Таким образом, чем больше размер транспортного средства, тем выгоднее перевозка из расчета на единицу размера и массы, и наоборот. И чем ближе регион к центру, чем меньше конкурентов и чем хуже дороги на пути следования, тем больше издержки перевозчика и тем «кусачее» маршрут.