Логистика "В складе пусто и услуг не густо "


Александр ЛУЦЕВИЧ

 

В отличие от мировой практики, когда терминальная и складская инфраструктура формируется сообразно предложению и спросу на рынке, белорусскую модель облекли в государственную программу развития логистики, придав ей направления, показатели, планы. Пятилетний этап ее реализации заканчивается в текущем году и экспертам еще предстоит оценить действенность выбранного подхода и полученный эффект. Тем не менее, некоторые предварительные выводы имеются.

 

В рамках государственной программы в Беларуси построено 19 логистических центров. Семь расположены поблизости от областных центров, 12 – в Минском регионе. Еще 18 логистических центров открыто вне «предусмотренных плановых заданий» за счет средств национальных и иностранных (из России, Азербайджана, Украины, Ирана и Бельгии) инвесторов. Общая площадь складов класса «А» и «В» составляет порядка 520 тыс. кв. м, в том числе склады общего пользования – 402 тыс. кв. м, СВХ и таможенные склады – 82 тыс. кв. м, низкотемпературные и склады-холодильники – 36 тыс. кв. м.

По оценке экспертов эффект госпрограммы не только в строительстве современных транспортных, торговых, таможенных, оптовых терминалов и складских комплексов на основных маршрутах движения товаропотоков, создании новых рабочих мест, инвестировании в экономику. Она выполнила задачу формирования логистической системы, охватывающей различные сферы деятельности, привлечения дополнительных грузопотоков в страну. Теперь на пути дальнейшего развития предстоит формирование институциональных и правовых механизмов, которые бы позволяли достигать максимальной эффективности в логистической деятельности, которой, увы, не достает.

В первую очередь не прослеживается комплексность оказываемых услуг. В совокупности логистические центры Беларуси выполняют около 20 функций, в то время как западноевропейские порядка 50–70. По оценке института «Транстехника» Министерства транспорта и коммуникаций логистические центры республики оказывают около 90 видов услуг из 770 тех, которые могут осуществляться вообще. В Европейском союзе за счет логистики формируется 20–25% ВВП, в Беларуси – 6%.

Если, к примеру, в Германии аутсорсинг в пределах 65%, Франции – 60%, Англии – 57%, Китае – 48%, то на белорусском рынке этот показатель составляет 3%. В принципе логистические центры республики готовы взять у национальных производителей не свойственные им процессы, что в мировой практике является эффективным путем снижения себестоимости экспортной продукции. Тем не менее, предприятия не уверены в том, что им предложат актуальные логистические услуги, стоимость которых позволила бы отказываться от собственных складов. Посему превалирует принцип: хоть плохонькое, но – свое. При этом подсчитано, что если в республике аутсорсинг поднимется до уровня 40–50%, то позиция Беларуси по индексу эффективности логистики LPI Всемирного банка улучшится на порядок. На этом пути предстоит решить еще одну важную задачу, вытекающую из того, что темпы роста издержек по оказанию логистических услуг в стране превышают темпы роста выручки от оказания этих услуг.

У белорусских логистических операторов, использующих арендованные площади, рентабельность составляет 10–25%, у логистических центров, владеющих собственной инфраструктурой, она доходит до 55%. В структуре себестоимости логистических услуг логистических центров и логистических операторов, использующих арендованные площади, основная часть приходится на аренду (40%) и заработную плату (37%). Собственники логистических центров в условиях экономической неопределенности, высоких процентных ставок по кредитам и инвестиционных рисков ориентированы на скорейший возврат финансовых вложений и зачастую завышают стоимость складской аренды. Вследствие этого логистические операторы, использующие арендованные площади, вынуждены повышать стоимость логистических услуг или работать на уровне себестоимости, чтобы не потерять клиентов.

Тарифы на услуги, оказываемые логистическими центрами и логистическими операторами в Беларуси, выше по сравнению со странами-соседями – Литвой, Латвией, Польшей, при этом заметно отставание в качестве. Национальный транспортно-логистический сектор представлен в основном компаниями, оказывающими транспортно-экспедиционные и складские услуги, а рынок 3PL-провайдеров развит слабо. Беларусь входит в число стран с высоким уровнем логистических издержек, что отражается на эффективности производства и торговли, конкурентоспособности компаний.

В настоящее время в республике подготовлена концепция новой государственной программы развития логистической системы на 2016–2020 гг. Предлагается включение в нее подпрограмм развития транзитного потенциала, автодорожных и железнодорожных пунктов пропуска на границе. В перечне основных задач стандартные приоритеты: совершенствование законодательства в области логистической деятельности, повышение качества и комплексности сервиса, развитие инфраструктуры и эффективности ее использования, международное сотрудничество, участие в проекте «Шелковый путь», информационно-коммуникационное развитие. Целесообразной видится ориентированность на ведомственные логистические системы с подключением в построение экспортных логистических цепочек государственных структур – Белорусской железной дороги, товарной биржи, таможни. Посыл понятен, ведь государственные предприятия формируют значительную долю ВВП республики.

С целью создания рынка конкурентоспособных комплексных транспортно-логистических услуг эксперты считают необходимым рассмотрение возможности принятия нормативного правового акта о логистическом операторе, разработку стандартизированного комплекса услуг логистического оператора (3PL-провайдера).

В предыдущей государственной программе не был учтен аспект генеральных схем развития транспортных узлов, что предопределяло бы местоположение логистических центров относительно перспектив развития населенных пунктов, пропускных и перерабатывающих способностей транспортных коммуникаций и пр. Поэтому концепцией новой программы предлагается строительство логистических центров на основе маркетингового исследования товарных и транспортных потоков в различных видах сообщения, развитие сети контейнерных логистических центров.

На ход выполнения будущей государственной программы могут влиять риски экономического и геополитического характера, связанные, например, с перераспределением товарных потоков в обход Беларуси, низкой конкурентоспособностью национальной логистической системы. С целью их минимизации предусмотрено внесение изменений в законодательство, усиление международной координации в рамках интеграционных проектов, расширение географии и увеличение товаропроводящих сетей экспортеров, улучшение логистического сервиса.

В целом же сутью государственной программы логистики на предстоящее пятилетие является разработка таких мероприятий, которые будут способствовать развитию логистической системы, повышению количественных и качественных показателей, минимизации издержек, оптимизации затрат, стимулированию использования прогрессивных логистических технологий, развитию мульти- и интермодальных перевозок, притоку инвестиций. В этой связи рассматривается актуальный вектор организации грузопотоков в восточном направлении.