Подвижной состав "Третье поколение бестселлера Daily"


 

Спустя год после мирового дебюта в итальянском Турине в Москве состоялась российская премьера IVECO Daily третьего поколения. Она с размахом прошла на территории стадиона «Открытие арена» в Тушино, где состоятся матчи Чемпионата мира по футболу 2018 г. Во время тест-драйва корреспондент журнала «АС» опробовал все версии новинки, от открытой бортовой платформы с одинарной и двойной кабиной до цельнометаллического фургона и до микроавтобуса.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Настоящий хит продаж

Малотоннажный Daily можно по праву считать самым успешным IVECO за всю историю бренда. Начиная с первого поколения 1978 г., ежегодно его продают десятками тысяч штук в 110 странах мира. На момент дебюта 2014 г. заказчикам было передано свыше 2,6 млн экз. Завидный успех! И различных наград у «итальянца» – хоть отбавляй. Победитель конкурса «International Van of the Year 2015» имеет все шансы взять новые рыночные высоты, ведь не зря на его разработку было потрачено полмиллиарда евро!

В нескольких странах в структуре сбыта Daily значится на первых ролях. В России его успехи скромнее, но все равно делают погоду в продажах. Например, в 2014 г. в РФ было реализовано 1396 ед. полной массой от 3,5 до 6,0 т, что соответствует восьмому месту среди одноклассников и рыночной доле более чем 1,8%. В других рыночных нишах успехи заметнее. Скажем, среди шести- и семитонных автомобилей IVECO Daily на пятом месте с долей почти 4,4%.

К моменту российского дебюта в 2015 г. IVECO Daily занимал по продажам пятую строчку в разряде новой коммерческой техники полной массой 3,5–6,0 т (299 ед. или 1,74% рынка). Впереди были только ГАЗ, Mercedes-Benz, Ford и FIAT. Позади остались Renault, Isuzu, Citroen, Volkswagen, Peugeot, Nissan, Hino, Hyundai, JAC, BAW, JMC… Пятое место у «итальянца» и в классе техники полной массой 6,0-7,0 т: по состоянию на май текущего года было реализовано 83 ед. (более 3% рынка).

В середине прошлого года новый Daily стали выпускать на европейских заводах IVECO: в Италии – цельнометаллические фургоны, в Испании – шасси и бортовые платформы. С минувшей осени продажи итальянского бестселлера стартовали в Турции. Позже они начались в Германии, Франции, странах Бенилюкса и наконец-то пошли в России. Упреждая вопрос перевозчиков, отметим: цена на Daily-2015 на 3–5% выше стоимости моделей предыдущего поколения в сопоставимой комплектации (ранее – от 1,7 млн руб.). По некоторым модификациям с учетом курсов валют разница может достигать и 7–10%. Прогресс стоит денег!

 

Принцип матрешки

Несмотря на то, что название у модели одно, исполнений – десятки, а вариантов оснащения – сотни. О том, насколько широк модельный ряд новинки, можно было судить по тестовым автомобилям. Среди них были металлические фургоны с односкатной и двускатной ошиновкой задней оси, со стандартным и увеличенным задним свесом, с низкой, средней и высокой крышей. Только базовых вариантов цельнометаллических фургонов по колесной базе, длине, высоте и полезному объему –  восемь штук! А всего в модельном ряду IVECO Daily ни много ни мало – 8 тыс. различных комплектаций автомобилей полной массой до 7,2 т, способных перевозить до 4,9 т груза.

В палитре Daily-2015 есть бортовые грузовики с однорядной и двухрядной кабиной, платформами разной длины и высотой бортов. Для перевозчиков подготовлены и шасси, способные принять кузовные надстройки российских производителей. О том, насколько широка линейка новых малотоннажников, можно судить и по экспонатам сентябрьской выставки коммерческого транспорта в Москве, где экспонировались различные версии 4х2 и 4х4.

Двигатели преимущественно дизельные, но есть и газовые. Всего клиентам доступны девять модификаций 4-цилиндровых рядных моторов. Диапазон их мощности и крутящего момента простирается от скромных 106 л.с./ 277 Нм для короткобазных версий до 205 л.с./ 470 Нм для тех, кто любит «погорячее». В этом меню есть и газовый мотор с потенциалом в 136 л.с./ 350 Нм. Итальянцы уверяют, что запас хода на метане составляет до 580 км.

Кстати, в прошлом году 5% проданных в России «Дэйликов» имели оборудование для потребления натурального природного газа – метана. В текущем году спрос прогнозируется еще выше. Есть и битопливная модификация: когда на Daily CNG заканчивается метан, система питания переключается на 15-литровый бензобак – его достаточно для того, чтобы доехать до ближайшей заправки. Правда, «бензиновый» режим считается аварийным: при нем мощность и крутящий момент ограничиваются половиной от максимальных значений.

Выразительную внешность «сеньора» дополняет первая у малотоннажников 8-ступенчатая АКПП Hi-Matic с максимальным крутящим моментом в 470 Нм – лучшим в классе. В сравнении с прежней роботизированной коробкой Agile она легче на 4 кг и экономичнее на 4%. Hi-Matic обеспечивает ездовой комфорт, повышает порог утомляемости сидящего за рулем и позволяет неопытным водителям беречь трансмиссию и экономить топливо. По утверждению итальянцев, расходы на обслуживание и ремонт могут быть снижены на 10%. Хорошо, если это не просто рекламное утверждение… Сторонникам «классики жанра» адресованы три 6-ступенчатые «механики» с четким алгоритмом смены передач, коротким ходом и надежной фиксацией рычага переключения. Их характеризует пик крутящего момента соответственно в 350, 430 и 470 Нм.

Гарантийные обязательства на Daily-2015 остались прежними, и даже ТО в России рекомендовано проводить так же – через каждые 20 тыс. км, т.е. вдвое чаще, чем в Европе.

 

Изменения и впечатления

Предыдущий IVECO Daily разошелся в России «тиражом» 6,8 тыс. экз., что свидетельствует о его популярности. Новая версия бестселлера призвана закрепить успех, и в его фундамент забетонированы улучшения. Они коснулись дизайна, эргономики, агрегатной базы и компонентов.

В конструкции нового Daily изменениям подверглись четыре из пяти кузовных деталей. Свою геометрию и вес сохранили элементы, чью рокировку проводить было нерационально с точки зрения инвестиций и здравого смысла. Таким образом, 20% деталей полностью взаимозаменяемы с деталями Daily второго поколения. Инженерным составом были улучшены важнейшие параметры. В частности, оптимизированы весовые характеристики узлов и деталей, умерен топливный аппетит линейки моторов, повышена грузоподъемность.

При детальном рассмотрении Daily-2015 можно обнаружить новую подвеску – как рессорную, так и с пневмоподушками. Малолистовые рессоры применяются на легких версиях, многолистовые – на тяжелых. Пневматика ориентирована на автобусы. Налицо усиленная рама П-образного профиля с более высокой жесткостью на изгиб и кручение. В целях оптимизации развесовки масс цельнометаллические фургоны получили уменьшенный задний свес. Но при этом вариативность колесной базы и высоты крыши позволяет получить и грузовой отсек внушительного объема – 19,6 м3. Во время ознакомительного теста все это скорее подразумевалось, чем испытывалось, но говорит о большом потенциале автомобиля.

Симпатичная снаружи кабина нового Daily приятна и внутри, и не только по части дизайна. В ней отмечаешь удобную посадку, выверенную эргономику, улучшенную шумоизоляцию – управлять машиной стало приятнее! Итальянцы улучшили панель приборов, не забыв при этом ввести в арсенал перевозчика дополнительные боксы и вещевые отсеки. Правда, исполнение отдельных деталей оставляет желать лучшего. Например, чехол кулисы механической КПП имеет свойство выпрыгивать из точек фиксации, что смазывает общее позитивное впечатление. Правый перчаточный ящик расположен довольно низко, и  нему нужно кланяться.

Расстояние от уровня пола до уровня дороги на новом Daily инженеры сократили буквально на спичечный коробок – на 55 мм. Кому-то это покажется незначительным, но если речь идет о курьерской доставке, значение имеет каждый сантиметр. Уменьшенная погрузочная высота означает и ускорение погрузочно-разгрузочных операций с помощью вилочного погрузчика, а это тоже хоть маленький, но все же плюс. А самый весомый плюс – в выросшей топливной экономичности. На новых версиях «итальянца» потребление ДТ уменьшено до 5,5%, а при наличии EcoPack – до 14% в режиме «городском цикл». Выходит, конструкторы старались не напрасно, а более высокая цена оправдана.

 

Восьмерка фургонов

На одном из тестовых фургонов была нанесена цветографическая схема возможных вариантов длины кузова и высоты крыши с указанием полезного объема грузового пространства. Оказывается, фургонное изобилие пополнилось четырьмя новыми вариантами колесной базы. Стандартные 3 000 мм отныне дополняют модификации 3520, 3520L, 4100 и 4100L. Теперь габаритная длина фургонов составляет 5 001–7 498 мм.

С таким внушительным расстоянием от бампера до бампера у машин должна быть отличная управляемость, и в этом плане Daily-2015 на высоте. Нужные характеристики автомобилю обеспечивает передняя подвеска Quad-Leaf с двойными поперечными рычагами и поперечной стальной рессорой. За счет улучшенной конструкции допустимая нагрузка на переднюю ось выросла до 1900 кг. И это не все: грузоподъемность выросла на 40 кг, а боковое ускорение – до 0,74 g. Собственно, такие незаметные на первый взгляд мелочи и обеспечивают конкурентное преимущество.

Перевозчик получил возможность выбора Daily с грузовым чревом нужной величины. Например, цельнометаллические фургоны с низкой крышей Н1 высотой 1545 мм предоставляют полезный объем 7,3 и 9,0 м3. Версии с крышей Н2 высотой 1900 мм вмещают по 16,0 и 17,5 м3 при длинной колесной базе – как и на предыдущем поколении малотоннажников. Кроме того, стали доступны модификации ЦМФ с отсеком на 10,8 и 12,0 м3 груза. Наконец, разновидность Daily с крышей Н3 высотой 2100 мм предлагает объемом 13,4 м3 и две самые вместительные в классе модификациями на 18,0 и 19,6 м3.

Специалисты не поленились подсчитать индекс эффективной загрузки. У «итальянца» с кузовом на 10,8 м3 длина грузового отсека составляет 3 125 мм. У ближайшего соперника в лице Mercedes-Benz Sprinter 10,5 м3 она равна 3265 мм (+140 мм), а у Renault Master 10,8 м3 – только 3 083 мм (–42 мм). «Итальянец» выигрывает по габаритной длине 405 мм у «немца» (значит, маневреннее) и 27 мм у «француза». При одинаковом с Master объеме кузова Daily вместительнее «Спринтера» на 0,3 «куба». В итоге IVECO обладает индексом эффективной загрузки 0,57 против 0,55 у Mercedes-Benz и 0,55 у Renault. А индекс эффективной загрузки Daily с 12-кубовым грузовым отсеком и вовсе составляет 60.

 

Познается в сравнении

Если говорить о фургонах конкурентов, то их немало. Например, Volkswagen Crafter Kasten на российском рынке доступен габаритной длиной 5 240–7 340 мм, с грузовым пространством объемом от 7,5 до 17 м3 (всего 8 версий), грузоподъемностью 681–2 735 кг полной массой 3, 3,5 и 5 т. У автомобиля три варианта колесной базы и четыре разновидности грузового отсека. Выбор дизельных двигателей у «немца» скромнее: мощностью 109, 136, 143 и 163 л.с.

Пожалуй, один из достойных противников «итальянца» на рынке LCV – новый Ford Transit Mk V с моноприводом 4х2 и всеми ведущими колесами 4х4. С августа прошлого года для рынка РФ его собирают в Елабуге. Доступны версии габаритной длиной 5 531–6 704 мм (три варианта), две разновидности колесной базы (3 300 или 3 750 мм), два исполнения высоты крыши (2 550 или 2 781 мм). Полная масса автомобиля – от 2,9 до 4,7 т, объем грузового пространства – 9,5–15,1 м3, грузоподъемность – 857–2 197 кг. По желанию заказчика фургоны оснащают дизельными моторами рабочим объемом 2,2 л и мощностью 125, 135 или 155 л.с. и 6-ступенчатой «механикой».

Кто еще достойный соперник? Конечно, Mercedes-Benz Sprinter NCV3 (W906) с колесной формулой 4х2 и 4х4. Этот фургон поставляют к нам с конца 2013 г. с тремя разновидностями колесной базы . Он имеет расстояние от бампера до бампера 5 261–7 361 мм (четыре варианта длины), объем кузова 7,5-17 м3 (восемь вариантов), грузоподъемность 1 080–2 580 кг. Его импортируют в вариантах полной массой 3, 3,5, 4,6 и 5 т. На усмотрение заказчика машины комплектуют дизельными моторами Евро-5 в 95, 129 и 163 л.с. (все объемом 2,1 л) и трехлитровым в 190 сил. Есть и 1,8-литровый бензиновый двигатель прытью в 156 л.с., который доступен и в газовом исполнении CNG. Коробок передач две – 6-ступенчатая «механика» и 7-ступенчатый «автомат».

Выбор цельнометаллических фургонов Renault Master в РФ и вовсе невелик. С осени 2014 г. обновленная версия поступает с габаритной длиной 5 048–6 848 мм, объемом кузова 7,8-15,8 м3 (семь вариантов), грузоподъемностью 1 105–2 059 кг. Передне- и заднеприводные фургоны L1H1 полной массой 2,8–4,5 т предлагают с тремя вариантами колесной базы и длины грузового отсека, что явно меньше, чем у IVECO Daily. А силовая линия вообще без вариантов: только 4-цилиндровый 125-сильный дизель и 6-ступенчатая механическая короба передач. Утешением служит то, что за 100-литровый топливный бак доплачивать не надо (у «итальянца» в базе 70-литровый).

Французский Peugeot Boxer Fourgon прежнего поколения в России на фоне героя нашего повествования – тоже скромняга. Его габаритные размеры – от 4963 до 6363 мм (четыре варианта), объем кузова – 8–17 м3 (шесть версий), полная масса – в пределах 3–4 т и грузоподъемность в границах 990–1 900 кг. Длина грузового отделения составляет 2 670–4 070 мм, и это не лучшие значения в классе. Про «пламенный мотор» и говорить нечего: российским перевозчикам доступен исключительно 2,2-литровый 130-сильный дизель, без вариантов. Но вот у нового поколения Peugeot Boxer (как и у его близнецов FIAT Ducato и Citroen Jumper) потенциал двигателей находится уже в коридоре 100–180 л.с. Впрочем, это тоже «неубедительно» на фоне IVECO Daily третьего поколения. Выходит, выскочка с Апеннинского полуострова действительно затыкает многих за пояс не по одному, а по целому ряду параметров.

 

База, пакеты и опции

Стандартное оснащение предусматривает наличие ESP, центрального замка с дистанционным управлением, электрические стеклоподъемники и подготовку для аудиосистемы. В базе идут кресло водителя с тремя регулировками, двойное пассажирское сиденье с ящиком под ним, регулируемое рулевое колесо, электрический усилитель управления, тонированные стекла и корректор фар основного света.

Пакет Daily Plus, кроме выше перечисленного, включает круиз-контроль, полку для хранения вещей, кондиционер и работающие с ESP поворотные противотуманные фары. Более богатый уровень оснащения предлагает пакет Daily Top. В нем вместо кондиционера в наличии климат-контроль, а также сиденье водителя с пружинной подвеской и четырьмя регулировками. Отличительной чертой «топа» служат полка-планшет в пассажирском сиденье и передняя панель с особой отделкой.

Разработаны и специальные пакеты. Например, ECO включает электронные системы EcoSwitch и Start&Stop. Первая ограничивает скорость до 125 км/ч и позволяет экономить топливо, вторая заточена только на сокращение расхода ДТ. Пакет WINTER предлагает отопитель Webasto, а также обогрев ветрового стекла и боковых зеркал заднего вида. Спецпакет TOWING вобрал в себя тягово-сцепное устройство, тахограф и 13-контактную розетку размера DIN. Кому и этого покажется мало, могут заглянуть в обширный список опций.

На заказ для шасси предлагается климат-контроль с функцией EcoMac (интеллектуальная система управления компрессором), электромагнитный ретардер, сиденье водителя с пневмоподвеской, система слежения за разметкой (LDWS), блокировка дифференциала, увеличенный с 70 до 100 л топливный бак, двойное тягово-сцепное устройство и более широкий профиль колес. Здесь и куча других устройств, о которых лучше всего вам расскажет дилер IVECO.

 

Совсем не «костотряс»

Логично предположить, что бортовые автомобили с рессорной подвеской не обладают высоким ездовым комфортом. С таким настроением я садился за руль очередного Daily, но уже с бортовой платформой. Оказалось, что груженый автомобиль никак нельзя сравнить с «костотрясом»: настолько комфортабелен он на ходу.

Вообще на тесте была представлена только малая часть фирменного многообразия шасси Daily. Их выпускают с шестью вариантами колесной базы: 3 000, 3 450, 3 750, 4 100, 4 350 и 4 750 мм. Версию с односкатной ошиновкой и стандартной базой 3 000 мм можно оснастить кузовом длиной 2 510–3 000 мм. Модель с расстоянием между осями 4 100 мм способна «приютить» грузовую площадку с длиной 4 005–4 495 мм. Шасси с двускатной ошиновкой и базой 3 000 мм оснащают кузовами длиной 2 830–3 316 мм. Максимально вытянутую надстройку (от 5 690 до 6 190 мм) обеспечивает шасси с базой 4 750 мм. При этом шасси с одинарной кабиной имеют полную массу 3,3–7,2 т, а с двойной кабиной – 3,3–7,0 т.

Эффективность перевозок с такими габаритами обеспечивают моторы уровня Евро-5. Сомневаюсь, что российские перевозчики будут делать ставку на самый слабый дизельный двигатель F1A рабочим объемом 2,3 л: его мощность в 106 «лошадок» и кутящий момент с пиком в 270 Нм ряд перевозчиков сочтут недостаточными. А вот версии с характеристиками мощности и крутящего момента 126 л.с./ 320 Нм, 146 л.с./ 350 Нм выглядят уже предпочтительнее. Но лично мне по забористости ближе трехлитровый мотор F1C в вариантах 146 л.с./ 350 Нм, 170 л.с./ 430 Нм и особенно – 205 л.с./ 470 Нм. На 170-сильном моторе поднят пик крутящего момента, а параметры 205-сильного – вообще вне конкуренции.

Знакомство с новым IVECO Daily способно влюбить в этот автомобиль кого угодно. Но не спешите отдавать предпочтение: на подходе Daily 4x4 и Daily Electric…