СПЕЦобзор "Пуленепробиваемые"


 

Эту спецтехнику легко узнать по характерной кремово-песочной окраске кузова и горизонтальной ярко-зеленой полосе сбоку. Так выглядят бронеавтомобили, предназначенные для перевозки денежной выручки и ценностей. Спрос на них резко вырос в 90-е годы прошлого века и продолжает расти. Нынешние броневики уже не те, что работали в период распада СССР, но у них есть и немало общего.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Из того, что было…

В свое время Алена Апина пела песню «Узелки» со словами «Я его слепила из того, что было, а потом что было – то и полюбила», которую долгое время иронично применяли при характеристике броневиков того времени. Независимо от того, будь то отечественный образец или зарубежный, переделанный у нас, степень его защищенности оставляла вопросы. На просторах бывшего Советского Союза инкассаторские машины то и дело попадали под обстрел и не всегда выходили из него без потерь…

Своей четко налаженной базы в стране тогда не было, и новые коммерческие банки использовали то, что могли приобрести. Доходило до того, что выручку возили в броневиках на базе американских Chevrolet Tahoe и Suburban, предназначенных для сопровождения VIP-персон. Представление об усиленной защите было примитивное: на уровне того, что основой служит броневая сталь и бронестекла. На самом деле используются также арамиды, керамика, титан, алюминий, сверхвысокомолекулярный полиэтилен и другие высокотехнологичные особо прочные материалы.

В настоящее время заказчиков интересуют бронеавтомобили, способные противостоять пулям калибра 7,62 мм со сверхпрочным сердечником. Он может быть разрушен только при ударном соприкосновении с керамикой или высоколегированной броневой сталью – например, такой, что выпускает «Завод корпусов» в г. Выкса. Проблема в том, что специальная керамика – жутко дорогой материал, да и особую сталь дешевой никак не назовешь. Повышение класса стали (а значит, уменьшение толщины брони и массы автомобиля при тех же защитных свойствах) имеет зависимость в геометрической прогрессии по отношению к цене. Если череповецкая броневая сталь до кризиса стоила около 850 долларов США за тонну, то ее аналог следующего уровня качества – уже 5 тыс. долларов США.

Но хорошая стальная защита – всего лишь полдела. Часто при нападении огонь из стрелкового оружия открывают не по корпусу, а по стеклам броневика, считая их более уязвимыми. Цель такого обстрела – вывести из строя экипаж и обездвижить транспортное средство, перевозящее деньги и/или ценности. Каждая компания выбирает производителя бронестекол на свое усмотрение или, исходя из пожеланий заказчика. Чаще всего обращаются к лидерам отрасли – таким, как «НИИ техстекла» и «Магистраль ЛТД». Но наличие даже самых дорогих и укрепленных бронестекол еще не гарантирует полную безопасность водителя и инкассатора. При большой плотности огня любое бронестекло рано или поздно утратит заданные свойства из-за повреждения определенным количеством пуль.

Вот почему бронеавтомобилю важно не только защитить экипаж, но и как можно скорее покинуть зону обстрела. Исходя из этого, бронируют если не весь моторный отсек, то, как минимум аккумуляторную батарею. И особое внимание уделяют шинам. Нет, их не делают цельнолитыми, но используют специальные вставки, позволяющие при полной потере давления двигаться на небольшой скорости на расстояние в несколько десятков километров. Обычно такую опцию заказывают при перевозках за городом и в горячих точках. Применять ее на технике в городской черте нецелесообразно: шина может быть повреждена при наезде на бордюр, переезде через трамвайные рельсы и попадании в выбоину.

 

Наши и иномарки: кто кого?

Сразу после распада СССР и провозглашения независимости России потребность в бронеавтомобилях для инкассации стала расти как на дрожжах. Спрос рождал предложение, и появились предприимчивые люди, ставшие импортировать бронированные иномарки. Но при всей внешней грозности бронированной защиты на поверку она оказывалась недостаточной.

Дело в том, что за рубежом другие критерии и требования. Скажем, в подавляющем большинстве бронеавтомобили европейского производства на тот момент имели 3-й класс защиты. Он способен уберечь от пистолетного огня, обычных пуль и самопальных боеприпасов малой мощности, а вот от русских патронов с упрочненным сердечником – нет. Вот почему у нас применяются более высокие классы защиты, вплоть до 6-го.

Разница заключается еще и в том, что в Америке и Европе существует немало фирм, строящих под бронеавтомобили специальные шасси. В РФ же чаще всего для бронирования используют платформу серийных машин с усиленной подвеской. Неудивительно, что в первые годы таких экспериментов у отечественных бронеавтомобилей обмерзали и запотевали стекла, были проблемы с кондиционированием кабины. Позже появился принудительный обогрев многослойного стекла и дополнительная вентиляция. За два постсоветских десятилетия российские компании так поднаторели в изготовлении «бронеодежки», что сегодня не только не уступают, но в чем-то превосходят зарубежные аналоги на одинаковом шасси. Правда, из-за лучшей адаптации иностранных шасси под установку брони и высокое качество сборки бронеавтомобили зарубежного производства считаются более долговечными.

 

Грузовики… денег

В постсоветский период в России появилось несколько десятков фирм, избравших своей специализацией бронирование автомобилей для нужд инкассации. На плаву удержались немногие. Но те, кто пережил дефолт 1998 г. и кризис 2008-го, и сейчас выпускают «сейфы на колесах». Основой служат внедорожники, фургоны, грузовики.

Один из примеров тяжелых броневиков для банковских служб – «Русич-29456» на базе КАМАЗ-53215 (6х4). Он имеет 3-й или 5-й класс защиты и грузоподъемность до 12 т. У него лобовое стекло штатных размеров, аварийный люк, усиленные петли и механическая блокировка дверей, бронеконтейнеры топливного бака и аккумулятора и две бойницы скрытого типа. На момент выхода модели на рынок цена бронирования составляла от 10,7 тыс. у.е.

Целый спектр бронеавтомобилей на грузовом шасси производит компания «ДИСА». Скажем, на базе ЗИЛ-4331, -133Г42 и -534330 с колесной формулой 6х4 выпускался ДИСА-3936, оборудованный по 3-му классу защиты. Экипаж состоял из пяти человек: двоих в кабине и троих в отделении для охраны. Броневик способен перевозить более 3,5 т ценных грузов, при этом цена бронирования в докризисный период составляла от 1,3 млн руб.

Такой же экипаж и у броневиков ДИСА-58386 на платформе трехосных (6х4) автомобилей из Набережных Челнов: КАМАЗ-53212, -53213, - 53229, -53205, -55111. Они подготовлены по 3-му классу защиты и обладают грузоподъемностью от 5,5 до 9 т. Есть и двухосные варианты, но уже на базе «Бычка» ЗИЛ-5301. При способности машины везти от трех до пяти человек и 3-м классе защиты ДИСА-29551 берет на борт без малого 2 т груза.

Зиловский «Бычок» послужил основой и для навешивания «доспехов» в компании «Техника» – готовый продукт получил громкое имя «Буйвол-29457». Этот же производитель делал на заказ «Русич-29456» на шасси КАМАЗ.

Есть в бронированной рати и пассажирские версии. Например, корпорация «Защита» еще в прошлом десятилетии изготовила подвижный блокпост ПБП-1 на базе автобуса ЭЗСА-4217 (г. Энгельс Саратовской области), с бронезащитой по 4–6А классам ГОСТа. Экипаж состоял из пяти-восьми человек, на борту была предусмотрена система полного автономного жизнеобеспечения. История знает и примеры создания мобильных обменных пунктов, которые были чрезвычайно популярны в середине-конце 90-х и начале нулевых годов нового столетия. Но все-таки подавляющее большинство инкассаторских машин подготовлено на шасси серийных внедорожников и фургонов как с моноприводом, так и со всеми ведущими колесами.

 

Внедорожники в стальных латах

В истории современной России промелькнуло столько образцов бронированной техники, что о них впору издавать энциклопедию. Проблема в том, что отдельные образцы техники строятся под конкретного заказчика и в серию не идут. Одобрение типа транспортного средства и лицензии тоже имеют ограниченный срок действия. Меняется рыночный спрос, да и сами фирмы работают не в тепличных условиях. Тем не менее, даже на шасси внедорожников и минивэнов российского производства бронетехники выпущено предостаточно.

Вам ни о чем не говорит название Бронто-212090 «Инкас Вэн»? А специалист сразу определит в нем пятидверный ВАЗ-2120 «Надежда» (4х4), оборудованный по 2-му классу защиты и способный выдержать обстрел из пистолета ТТ пулями калибра 7,62 мм. Остальные модели Волжского автозавода представлены исключительно полноприводными вездеходами семейств «Нива» в трех- и пятидверном исполнении, а также более свежих Chevy Niva 4х4.

У той же компании «Бронто» из Тольятти в модельном ряду есть несколько модификаций трехдверной «Нивы», объединенной названием «Форс». Например, модель с цифровым индексом 212182 имеет удлиненные передние двери и соответствует 3-му классу защиты. Остекление по кругу способно выдержать стрельбу не только из пистолета ТТ, но и из автомата Калашникова пулями калибра 5,45 и 7,62 мм. Есть и представительская версия инкассаторского броневика с приставкой «754» в индексе и добавлением аббревиатуры VIP. Она имеет скрытое бронирование – даже ветровое стекло не из двух половинок, а панорамное, без перегородки.

ООО «ГАС» из Санкт-Петербурга в 2000-е годы тоже использовало шасси ВАЗ-21213 и -21214 для создания 4-местного бронеавтомобиля модели 1943 «Камия». При габаритах 4250х1680х1860 мм его бронировали по 2-му и 3-му классу со снаряженной массой соответственно 1500 и 1700 кг. Цена дооборудования составляла от полумиллиона рублей.

Серийную пятидверную «Ниву» ВАЗ-2131 для превращения в пуленепробиваемую инкассаторскую машину выбрали несколько российских фирм. Например, «Бронто» из Тольятти (модель 213102) и научно-производственная фирма «Практик» из г. Дзержинска Нижегородской области (модель 1955-01). Преимущественно длинной базы и складные сиденья второго ряда позволяют перевозить крупногабаритные предметы, например, сейфы и материальные ценности – предметы искусства, антиквариат и прочее.

В настоящее время самые распространенные автомобили ВАЗ в броне, конечно же, «Шеви Нива» ВАЗ-2123. Рассчитывать на то, что они будут оборудованы по очень высокому классу, не приходится: двигатель, ходовая и вся конструкция имеют допустимые пределы рабочих нагрузок, и традиционный для них уровень бронирования – 2-й класс. Тем не менее, такие машины делают производственное предприятие ЗАО «Техника» из Москвы («Оса-194204»), ООО «ГАС» из Санкт-Петербурга («19431 Леда»). Есть они в числе разработок питерской компании «Лаура-С.А.М.» и тольяттинского Объединения специальных автомобилей.

Наряду с ВАЗовскими моделями популярна и защищенная броней продукция Ульяновского автозавода. Здесь есть модификации как на платформе UAZ Hunter, так и на базе более поздней модели УАЗ-31622. Одно время пользовались спросом инкассаторские «ДИСА-29525» на шасси УАЗ-31519. Они имели 3-й класс защиты, грузоподъемность 500 кг и были рассчитаны на экипаж из трех-четырех человек. «Практик-19271» на базе ульяновского внедорожника с индексом 3153 обладал 2-м классом защиты и снабжался эвакуационным люком. Но их превзошел «Есаул-29455», построенный на базе УАЗ-31622.

Этот пятидверный автомобиль имеет несколько вариантов бронирования, вплоть до 5-го класса защиты. Броней закрыт не только салон, но и жизненно важные топливный бак и аккумулятор. У него пять бойниц открытого типа для ведения оборонительного огня, аварийный люк, усиленные петли и механическая блокировка дверей. При этом грузоподъемность на 50 кг больше – до 550 кг. Но и это не самые массовые «извозчики» денежной наличности и ценностей.

 

Фургоны, набитые наличкой

Как бы ни были популярны инкассаторские броневики на шасси внедорожников, им трудно тягаться по количеству бронируемых версий с фургонами отечественного и импортного производства. Причем картина радикально изменилась с появлением в 1994-м году нижегородской «ГАЗели».

До ее появления основную нагрузку в инкассаторской службе несли «буханки» Ульяновского автозавода – такие, как «Практик-1927» (2-й класс защиты) на базе УАЗ-3741. Это наиболее бюджетный вариант с внутренней навесной броней и моллированными стеклами. Из допоснащения только люк в крыше, механические запоры дверей да проблесковый маячок.

Чуть больше спектр дополнительного оборудования у «Буйвола-29457» на базе «Бычка» ЗИЛ-5301СС. Эти машины укрепляли не только по 2-му, но и по 3-му классу защиты, оснащали тремя бойницами скрытого типа, дифференцированной защитой топливного бака и АКБ. Но несмотря на грузоподъемность в 2300 кг широкого распространения они не получили – у самого завода начались не лучшие времена, а теперь он вообще почил в бозе.

Зато «ГАЗели», «Соболи» и «Баргузины» сослужили хорошую службу. Модификациям инкассаторских броневиков на их базе несть числа: 1929 «Контак», 19291 «Солен», «ДИСА-2952», «Имя-2968», «Практик-2964» и т.д. Есть не просто перевозчики денег из торговых точек и банков в хранилища, но и машины для проведения выездных кассовых операций. Им не требуется подключение к стационарным источникам питания. Они так и называются: ПОК – передвижная операционная касса. Такую можно встретить, например, на базе модели 1929-01 «Контак».

Гигантское число модификаций в песочной раскраске с зеленой полосой создано в России и на базе иномарок европейской и отечественной сборки. Базой для такой спецтехники служат короткобазный Mercedes-Benz Sprinter и реже более компактный Vito, классический Ford Transit и миниатюрный Transit Connect, массовый Volkswagen Transporter T5 и более вместительный LT46. Есть и другие иномарки, зашитые в броню, со своими особенностями и достоинствами. Впрочем, это уже тема другого обзора.