СПЕЦтехника "«Спецназ» на Comtrans’15"


 

Шесть осенних дней, свыше 300 компаний, десятки новых моделей транспорта в трех павильонах и открытой экспозиции на площади свыше 30 тыс. кв. м – так в сентябре проходила международная выставка Comtrans’15. В этом году она привлекла до 30 тыс. посетителей и имела ярко выраженный акцент на спецтехнику на автомобильном шасси. Сегодня в обзоре – «иностранцы».

 

Александр ТРОХАЧЁВ
Фото автора

 

Инновации Volvo Trucks

Отрывал экспозицию стенд Volvo Trucks площадью 1500 м2, на котором были представлены восемь строительных новинок. Речь не просто об автомобилях для данного сегмента, а об инженерных инновациях, направленных на оптимизацию транспортного бизнеса и извлечение коммерческой выгоды.

Одна из новинок – задняя пневмоподвеска в комбинации с передним ведущим мостом на самосвале Volvo FMX (8x4). С учетом того, что в ноябре компания возобновляет выпуск техники на заводе в Калуге, это хорошая новость. Впервые на российском рынке шведский бренд представил передние сдвоенные мосты повышенной грузоподъемности и систему динамического рулевого управления для них Volvo Dynamic Steering. Последняя ассоциируется с роликом, где стоя на кабинах двух едущих назад грузовиков Volvo Жан-Клод ванн Дамм садится на шпагат.

Свежее техническое решение – и система автоматического подключения переднего ведущего моста Automatic Traction Control. На автомобилях в тяжелом строительстве это обеспечивает лучшую маневренность и сниженный расход топлива. Были показаны и более простые решения, например, новый усиленный бампер на флагманской модели FH16 – их обычно используют в качестве тягачей для перевозки строительной спецтехники в сложных условиях стройплощадок и отсутствия асфальтированных дорог. На повестку дня встали и пятиосные грузовики Volvo Trucks с колесной формулой 10х4 и 10х6 серийного, а не заказного исполнения.

Очень актуальная новинка – электронная тормозная система (EBS) для барабанных тормозов. Прежде она была исключительно прерогативой системы с дисковыми механизмами. И, наконец, еще одна впечатляющая инновация на седельных тягачах 6х4 для самосвальных и других автопоездов – механизм подъема ведущей оси в двухосной задней тележке Tandem Axle Lift. Была представлена автоматизированная коробка передач I-Shift для строительного сегмента и 10 лучших услуг в области готовых транспортных решений. Что же касается грузовиков, то под маркой Volvo экспонировались седельные тягачи, самосвалы с кузовами Meiller, Wielton и Schmitz Cargobull, а также автобетоносмеситель Stetter и мусоровоз с надстройкой Faun. Показ получился весьма убедительным.

 

Не вымирающее племя

Тестируя и год, и два назад новый Ford Cargo 1846Т, я и представить не мог, что в строю останется проданная с иголочки целая армия топливозаправщиков, миксеров, мусоровозов на шасси этой модели второго и даже первого поколения! Но именно такие машины и были представлены в «Крокусе». Впрочем, перевозчики не капризничают: сейчас важна не столько новизна продукта, сколько его окупаемость и конкурентоспособность. А с этим у турецкого грузовика в России, судя по всему, пока полный порядок.

 

Строители из Франции

Расположенный напротив шведского стенда плацдарм Renault Trucks по площади оказался более чем вдвое меньше (650 м2) и в строительной ипостаси припарковал только две машины: самосвал для тяжелого строительства К430 (6х6) и седельный тягач С430 Air (6х4).

Скажу по личному опыту: автомобили заслуживают платежеспособного внимания перевозчиков. Сейчас их просто недооценили. Одних пугает новизна: после любимого Kerax трудно привыкнуть к новой К-серии. Другие боятся проблем со сбытом на вторичном рынке (из желающих приобрести «француза» очереди не выстраиваются). У третьих, четвертых и пятых другие свои резоны. Вот и получается, что достойная техника массово не востребована. Понятно, что явление это временное, только представителям марки в России от этого не легче.

Полноприводный самосвал для тяжелого строительства Renault Trucks K430 (6х6) оборудован кузовом «Бецема» объемом 16 м3, который можно встретить и на шасси других европейских производителей. Под его кабиной стоит славящийся своей надежностью и экономичностью дизельный двигатель DXi11 уровня Евро-5 с потенциалом в 430 л.с., с которым работает 14-ступенчатая коробка передач и моторный тормоз Optibrake. Отдельные компоненты адаптированы для эксплуатации в России, например, 445-литровый стальной бак и усиленный чугунный картер маховика двигателя.

У седельного тягача Renault Trucks С430 для строительства та же силовая линия, вдобавок применяются электронные тормоза EBS с антиблокировочной системой ABS и антипробуксовочной ASR. Высокая кабина High Sleeper Cab оснащена спальным местом и обеспечивает приемлемый уровень комфорта. В общем, к этой технике следует присмотреться.

 

Адаптированные решения Scania

Каждый клиент уникален и требует индивидуальных решений, считают в ООО «Скания Русь». Отсюда стремление максимально оптимизировать расходы перевозчиков, где это возможно. А структура расходов давно известна: по 35% на топливо и зарплату водителей, 11% на приобретение автомобилей, 9% на техническое обслуживание и ремонт, 7% на администрирование и 3% на шины.

Несмотря на существенное падение российского рынка коммерческого транспорта, Scania занимает наибольшую долю среди «европейцев». По итогам первого полугодия 2015 года она составила 33,4% (на 1,3% больше, чем годом ранее). И на этот раз компания представила транспортные решения в разных сегментах. Например, в павильоне экспонировался полноприводный тягач G440 CA6x6EHZ для тяжелых условий эксплуатации. Рядом стоял Р400 СВ6х4EHZ – первый представитель обновленного модельного ряда стандартных самосвалов Scania. Аграриям был адресован зерновоз самосвального типа Р400 СВ6х4EHZ с надстройкой Wielton.

Уличная экспозиция отличалась не меньшим разнообразием. Посетители увидели карьерный самосвал повышенной грузоподъемности Scania P400 CB6x6EHZ для перевози сыпучих материалов в условиях полного бездорожья. Он может быть адаптирован не только под индивидуальные запросы клиента, но и к условиям конкретного рудника. Рассказывая об этой технике, представители компании обращали внимание на усиленный кузов для перевозки скальных и вскрышных пород, а также каменного угля. В разговоре выяснялось, что Scania предлагает строителям также топливозаправщики, смесительно-зарядные машины, автомобили технической помощи, колесосъемные манипуляторы для монтажа крупногабаритных шин. Есть также вахтовые автобусы 4х4 и 6х6 с односкатной ошиновкой для перевозки бригад, но всего показать невозможно.

Неподалеку стояли сортиментовоз G480 CB6x6 EHZ для транспортировки леса и мусоровоз с кузовом объемом 22 м3 на базе модели P360 LB6x2*4HNA. Он создан для доставки больших грузов (до 160 м3) не в ущерб маневренности на мусороперерабатывающих станциях и территории мусоросжигающих заводов. Кстати, мусоровозы на шасси Scania работают со всеми типами контейнеров объемом от 120 л до 10 м3, и могут оснащаться приспособлениями для мойки и дезинфекции контейнеров.

 

Под брендом MAN

Носители эмблемы царя зверей расположились не только на стенде ООО «МАН Трак энд Бас Рус», но и на стендах других фирм. Тем не менее, само представительство немецкой компании представило разные варианты применения спецтехники MAN.

Яркой лимонной окраской внимание к себе привлекал MAN TGS 40.480 6x6 BBS-WW с 600-литровым алюминиевым топливным баком. Оснащенный 480-сильным дизельным двигателем и 16-ступенчатой механической коробкой ZF, он нацелен на работу в составе автопоезда полной массой до 160 т. Наличие тягово-сцепного устройства позволяет использовать его в качестве «тяни-толкая», а также в сочетании с широким спектром современных модульных прицепов и тяжеловозных полуприцепов.

В свете софитов «Крокус Экспо» во всей красе предстала пожарная автоцистерна АЦ 3,2-40/4 на шасси MAN TGM 13.290 4x4 BL FW. Этот компактный брандмейстер способен выполнять полный разворот во дворах жилых домов и легко маневрировать на городских улицах с высокой плотностью движения. Его алюминиевая надстройка изготовлена по клеевой технологии, а пенобак и водобак выполнены из полипропилена, чрезвычайно устойчивого к коррозии и негативному воздействию внешней среды. К слову, водобак пригоден для транспортировки питьевой воды. Особенностями спецоборудования являются автоматическая система пеносмешивания Fix-Mix, удлиненная рукавная катушка и увеличенные отсеки для ПТВ без изменения габаритных размеров автомобиля.

В дни проведения выставки в статичной экспозиции на улице замер специальный тягач MAN TGX 41.540 8x4/4 BBS Евро-5 (с SCR). Его стихия – переброска сверхтяжелых грузов. Полная масса в составе автопоезда может достигать 230 т. Завод комплектует тягач двигателем мощностью 540 л.с., роботизированной коробкой передач MAN TipMatic с гидротрансформатором WSK440. Широкая кабина средней высоты XLX обеспечивает водителю надлежащий комфорт, а штатное и опционное оборудование делает немецкого «бурлака» максимально пригодным к самой тяжелой транспортной работе по доставке крупногабаритных неделимых грузов большой массы.

И, конечно, MAN не мог не представить под открытым небом полноприводный карьерный самосвал TGS 40.480 6x6 BB-WW. Кузов KH-Kipper объемом 16 м3 разработан совместно с инженерами SSAB, что вкупе с применением новых решений позволило снизить его массу до 5 т без потери механической прочности. Постоянный полный привод позволяет брать груз массой 25 т и уверенно покорять расстояния на бездорожье.

 

Звездных войн не будет!

Как ни странно, Mercedes-Benz не стал акцентировать внимание на спецтехнике тяжелого класса, и сосредоточил усилия в сегменте LCV – наиболее перспективном с точки зрения продаж. Кроме того, бренд «отстрелялся» на устроенной тремя месяцами раньше выставке СТТ.

В отсутствие самосвалов, мусоровозов и миксеров, представленных в первом полугодии, героями осеннего показа стали разные версии немецкого MB Spinter и МВ Sprinter Classic российского производства. В частности, на шасси из Нижнего Новгорода были изготовлены передвижная автолавка и инкассаторский броневик, фургон для перевозки спортбайков и маршрутный автобус. Конструкция автомобиля позволяет легко превратить даже обычный фургон в транспортное средство специального назначения: ремонтную мастерскую, измерительный дорожный комплекс, мобильный штаб спасателей, криминалистическую лабораторию, передвижной пункт контроля скорости и т.д.

На повестку дня выходят и бортовые европлатформы из алюминия, равно как и грузовики с кран-манипуляторными установками. И как бы громко ни звучали призывы к импортозамещению, без итальянских, турецких, шведских замков и запорных устройств, петель и ограничителей, уплотнителей и прочей фурнитуры отечественным кузовостроителям никак не обойтись. Более того, максимального качества требуют заказчики, а игнорировать их запросы – себе в убыток.

 

Итальянский микст

В отсутствие новинок в тяжелом классе ООО «Ивеко Руссия» устроила на своем стенде микст из техники разных рыночных ниш. Гвоздем экспозиции, безусловно, стал IVECO Daily третьего поколения. Обилие вариантов шасси открывает широчайший простор строителям кузовов, а версия 4х4 позволяет рассматривать автомобиль и как потенциального труженика на стройке – в качестве мини-самосвала, бортовой платформы с КМУ, буровой установки, компактной вахтовки и чего угодно.

В «большом» размере были представлены трех- и четырехосный IVECO Trakker, изготовленные на СП «ИВЕКО-АМТ» в г. Миасс Челябинской области. Кузова на них как собственные, так и от итальянской фирмы Cantoni, традиционными объемами 16 и 20 «кубов». В связи с замедлением темпов строительства спрос на уральские самосвалы охладел, да и китайские конкуренты поджимают более лояльными ценами. А потребители и рады стараться – не то время, считают некоторые из них, чтобы серьезно вкладываться в приобретение транспорта, который не сегодня-завтра возможно придется ставить на прикол…

 

Салют, Япония!

Одна из двух новинок 2015 года от Isuzu – автогидоподъемник на платформе модели Elf 9.5 Long (NQR 90L-L) с удлиненной колесной базой. В нем применена надстройка Skymaster SK27 японской компании Aichi. Ее телескопическая стрела с четырьмя секциями позволяет поднимать корзину с монтажниками на предельную рабочую высоту 29 м.

Второй образец спецтехники – бортовой автомобиль Isuzu Foward 12.0 Extralong (FSR 90SL PCUS) с японским КМУ Unic URV-504. Он способен перевозить 5630 кг груза и при небольшой габаритной длине в 6,5 м обладает высокой маневренностью. Алюминиевая бортовая платформа вмещает 16 европаллет, а КМУ обеспечивает полный вылет стрелы в 10,8 м и обладает максимальной грузоподъемностью 3030 кг.

Уместно сказать, что грамотная стратегия «Соллерс-Исузу» во главе с генеральным директором Фабрисом Горлье позволяет компании наращивать объемы продаж. Самыми активными потребителями японских грузовиков являются Центральный федеральный округ с долей 35,7%, Приволжский (13,2%), Северо-Западный (13,1%), Сибирский (11,4%), Уральский (10,4%). На долю компактной модели Elf приходится 68% продаж, на Forward – примерно треть (30%) и оставшиеся 2% занимает сбыт Giga.

Из всех проданных автомобилей Isuzu 21,2% занято на грузоперевозках и складировании, 10,5% в строительстве (включая производство и продажу стройматериалов). Самые популярные надстройки в сегменте спецтехники – самосвалы (4,5%). Только 0,6% приходится на седельные тягачи и 0,4% на автоцистерны. Зато мультилифты, автовышки, лаборатории, эвакуаторы, кран-манипуляторы суммарно занимают 8,3% всего ассортимента.