Спецавтотехника "От перестановки слагаемых результат… улучшается"


 

 Валентин Ожго

Фото автора и производителей

 

От перестановки слагаемых результат… улучшается

В нынешнем году 17-я по счету Российская агропромышленная выставка «Золотая осень–2015» впервые проводилась не в залах ВДНХ, а в выставочном комплексе «Крокус Экспо». Смена площадки не повлияла на новизну, количественные и качественные показатели главной аграрной выставке страны.

 

Отступать дальше некуда

Впервые выставку открыл председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев, который и раньше не обделял форум аграрников своим вниманием. Ныне он в ходе торжественного открытия награждал лучших работников сельского хозяйства России: государственных наград и почетных званий «Заслуженный работник сельского хозяйства» были удостоены 22 человека.

Столь пристальное внимание правительства к аграрному сектору экономики в нынешнем году особо заметно на фоне санкций, когда защита своего производителя и рынка пошла сразу по нескольким направлениям. В текущем году на развитие сельского хозяйства из бюджета направлено 237 млрд рублей, в прошлом – не многим более 151 млрд рублей.

Взоры государства к селу обращены обоснованно, но можно завалить село самыми современными, производительными, экономичными и компьютеризированными комбайнами, тракторами и сеялками, однако, вся эта техника останется на приколе без омоложения кадрового потенциала села. На этот раз в выставочных залах и на открытых площадках было очень много молодежи – студенческой из аграрных учебных заведений и сельской из глубинки, приехавшей в виде поощрения от фермерских хозяйств, сельхозпредприятий и агрофирм в Москву на главную сельскохозяйственную выставку страны. Это были животноводы, механизаторы, специалисты среднего и высшего звена.

 

Импортозамещение: своего уже много…

Как всегда, блистал «Агромашхолдинг» с техникой концерна «Тракторные заводы». На его площадке стояло около десятка колесных тракторов с газовыми и дизельными отечественными двигателями. В группе гусеничных машин выделялись модернизированный Агромаш 90ТГ и недавно пущенный в серию супер-инновационный Агромаш-Русланс (340 л.с.) с треугольной конфигурацией гусеничного движителя. Сегмент зерноуборочных машин был представлен продукцией самого молодого в России Волжского комбайнового завода (г. Чебоксары). Оттуда привезли зерноуборочный комбайн Агромаш 4000 с двигателем Д-3045КР (230 л.с.) Алтайского моторного завода. Впрочем, в моторной нише может стоять и финский движок Sisu модели 74 DSBAE (250 л. с.), который почти полностью производит Владимирский моторо-тракторный завод.

На экспозиции также демонстрировалась еще непривычная для номенклатуры концерна дождевальная машина Агромаш-Ниагара. Не меньшую заинтересованность специалистов аграрного сектора вызвали тракторные плуги и прицеп, погрузочно-щеточное оборудование, газопоршневой агрегат, двигатели Алтайского моторного завода. Весь этот интерес подогревала программа импортозамещения, курс на которую взял концерн.

Если о самоходных машинах Агромаш мы не раз писали в обзорах, упоминали о тракторах и комбайнах в ленте новостей на наших сайтах, то о прицепных системах мы рассказывали мало. Между тем, эта тема получила развитие. Нынешней осенью в номенклатуре появился прицеп АГРОМАШ – ЛПТ 10-2П, изготовлением которого занялся «Липецкий прицеп». Это предприятие новое, создано всего два года тому назад на базе бывшего цеха каркасных кабин Липецкого тракторного завода. Теперь появилась линейка из двух моделей – до «десятки» на этой площадке выпускали тракторный одноосный прицеп ЛПТ-5,5-1П грузоподъемностью 5,5 т. Правда, нынешний новичок сезона 10-тонный двухосный прицеп для российского рынка получился более инновационным.

Но примесь иноземных кровей и здесь присутствует: разработчики не стали «изобретать колесо», а взяли за основу европейские ноу-хау, что с одной стороны ускорило выпуск «на-гора» такого прицепа, а с другой – превзошло многие имеющиеся в российском машиностроении аналоги. Новизны много. Во-первых, дышло прицепа представляет собой вращающуюся поворотную петлю сцепного типа. Это уменьшает нагрузки на сцепные устройства трактора и прицепа при движении по неровной местности: на небольшом уклоне вектор тяги прицепа отклоняется от вектора тяги трактора из-за колебания прицепа. Была бы петля не поворотной, то под нагрузкой срок службы сцепного устройство трактора или прицепа был бы меньше, а так – долгожитель.

Российское прицепостроение уже начинает применять механизм с поворотной петлей на дышле, но такое исполнение пока редко встречается. И еще одно: дышло идет в исполнении с собственной 3-позиционной регулировкой по высоте – нижнее положение, среднее и верхнее. Это позволяет прицепу следовать по вектору тяги трактора, который в зависимости от модели, размера колес может иметь разную высоту расположения крюка или сцепного устройства.

Для облегчения сцепки прицепа с трактором поставили опору. С ее помощью тракторист вручную подгоняет высоту наклона хребтовой балки, ускоряя процесс агрегатирования и при этом физически не надрываясь. Вроде мелкая деталь, а – подкупает. Как и комплектация заднего сцепного устройства с дополнительными выводами пневматики, гидравлики и электрики. Думаете излишество? Хозяйственники так не считают, поскольку те разъемы под задним свесом позволяют составлять «тракторный поезд». Таким образом, за одну ходку трактор может тащить нескольких прицепов и перевозить не 10, а 20–30, а то и более тонн груза.

За счет использования в «десятке» двухпроводниковой тормозной системы с силовым и управляющим контурами можно без проблем агрегатироваться как с отечественными тракторами с однопроводниковой системой, так и зарубежными с двухконтурной разводкой, которая имеет ряд преимуществ. В этом случае механизатор для облегчения вождения и маневрирования в зависимости от загруженности прицепа может устанавливать одно из четырех положений: пустой прицеп, наполовину полный, полный прицеп или же тормоза выключены.

Что касается механизма опрокидывания кузова, то там задействован один цилиндр, расположенный по центру. Это позволяет осуществлять 3-сторонюю выгрузку: влево, вправо или назад. Для операций по нужной стороне механизатору достаточно закрепить «пальцы» в кронштейны по борту опрокидывания. Там  для улучшения стандартов техники безопасности поставили негласную «защиту от дураков» – пальцев два, а проушин – четыре…

 

И не два, и не три, и не пять…

Дальнее зарубежье было представлено мало. Виной тому не запреты или санкции, а высокий скачок курса валют, что привело к удорожанию логистики и стоимости выставочных площадей. Не приехали, не показали, аккумулируя финансовые возможности на «Агросалон-2015», который проводится раз в два года.

Из представленной зарубежной палитры можно выделить разве что немецкий 3-осный смеситель-кормораздатчик Siloking (Mayer Maschinenbaugesellschaft mbH) с 30-кубовым бункером и мотором Iveco (272 л.с.), который представлял не производитель, а его поверенный в России – компания «Русское поле». И все: другой техникой и оборудованием дальнее зарубежье представлено не было. Иностранцы в основном выставлялись на маленьких стендах с баннерами, обычными плакатами, презентационными видеороликами на мониторах. А вот свои или «наполовину свои» были с техникой. Появление колесных тракторов Mahindra (Индия) было знаковым – пришли на выставку с маркировкой сборочной площадки из Нижнего Новгорода. Выставили три машины – 42-сильный погрузчик-кабриолет грузоподъемностью 1,8т на базе модели 4530, 52-сильный трактор 6030 4WD без навесного инструмента и более сильную модель 8560 4WD на 83 л. с. с плугом на классическом 3-точечном кормовом сцепном устройстве.

Выставочное место традиционной экспозиции Бобруйского завода тракторных деталей и агрегатов (Беларусь) занял Всероссийский институт механизации (ВИМ). Там был представлен первый образец нового малогабаритного трактор ВИМ-6507, собранного в Москве из белорусских комплектующих. В ближайшее время планируют наладить сборочное производство. Новичка представляли специалисты двух сторон – ВИМ и БзТДА.

К слову, сборочные предприятия с высокой локализацией в России становятся популярными. Вот сибиряки (Хемель Сибирь) уже в следующем году запускают в серийное производство самоходные смесители-кормораздатчики на 2-осном шасси автомобилей КАМАЗ с разной колесной формулой под различные конфигурации привода. Спецмашина будет на 80% российской, исключение сделают только фрезе – ее будут брать машинокомплектом у немецкой компании Himel. Самой машины еще нет в серийном производстве, а заказы на нее уже есть.

Представители Петербургского тракторного завода уехали домой в хорошем настроении: только по одному подписанному на «Золотой осени» соглашению с Оренбургской областью они в 2016 г. поставят региону 50 тракторов «Кировец». По результатам первой половины 2015-го года доля предприятия на рынке продаж сельхозтракторов мощностью более 300 л.с. превысила 50%. К концу текущего года объем реализации «Кировцев» почти в 2 раза превысит прошлогодние показатели и в 3 раза – показатели 2013-го.

На хорошие заказы по итогам выставки надеются на заводе «Казаньсельмаш», представители которого показали в Москве отечественный самоходный опрыскиватель ОС-3000 «Барс».