Тест-драйв "HAD и TRC против бездорожья"


 

Во II квартале 2015 г. Daimler Trucks рассекретил новое оружие в конкурентной борьбе. Его эффективность продемонстрировали в щебеночном карьере Эркенбрехтсвайлер, в горах Швабские Альпы. В ходе тест-драйва «Arocs HAD Driving Experience 2015» на машинах строительной гаммы Mercedes-Benz Arocs испытания прошли вспомогательный гидравлический привод Hydraulic Auxiliary Drive (HAD) и сцепление с турборетардером Turbo Retarder Clutch (TRC).

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Среди камней и скал

Местом тест-драйва Arocs HAD стал действующий карьер площадью 42 га в окрестностях Штутгарта. Здесь добывают природный камень и превращают его в щебень. Ежедневно 2500 м3 породы перерабатывают на близлежащем щебеночном заводе. Mercedes-Benz Arocs 4151 с четырьмя ведущими мостами (8х8) чувствует себя здесь как в родной стихии. Впрочем, на многоуровневых каменистых террасах не пасуют и мерседесовские звезды 6х6 со стажем.

Накануне прошел ливень, и глинистые участки стали почти непроходимыми. Но Arocs HAD демонстрирует чудеса тяги, эффективного торможения и проходимости на вязком грунте. При сочетании хорошей тяги и нового сцепления с турборетардером изрезанный рельеф стал для нового Mercedes-Benz игровой площадкой.

Для тест-драйва были приготовлены три десятка строительных версий Mercedes-Benz Arocs, включая седельный тягач Arocs 1845 LS 4x2 HAD и самосвал Arocs 4151 8x8 TRC. Наличие HAD выдают передние ступицы с характерной выпуклостью. Есть и другие подсказки. Между блоком управления эмиссией и задней осью расположен резервуар для масла с охладителем и блок клапанов дополнительной системы привода. Объем гидравлического бака составляет 9 л, а всего в системе 32 л. Маслопроводы соединяются с насосом высокого давления, установленным позади двигателя. Выходная мощность насоса достигает 112 кВт, при этом он прокачивает до 350 л/мин при максимальном давлении 450 бар.

Магистрали высокого давления от насоса идут к гидравлическим моторам в ступицах передних колес. Они включаются клавишей на инструментальной панели, имеют малый вес и снижают расход топлива. Магистрали не перекашиваются при поворотах, а значит, долго служат. HAD создан для строительной техники при выполнении комбинированных операций. Аббревиатура расшифровывается как Hydraulic Auxiliary Drive и означает дополнительный гидравлический привод. Он используется только при необходимости, и кардинально отличается от механического полного привода с раздаточной коробкой, приводным валом и дифференциалом.

 

По карьеру – на полном газу

Прежде чем ехать на щебеночный завод, нужно взвеситься. Actros 1845 LS (4х2) с трехосным полуприцепом тянет на 14,8 т, из которых 8,2 т приходится на тягач. Кстати, вспомогательный гидропривод весит всего 400 кг против 800 кг у самосвала с классическим полным приводом, раздаткой, дифференциалом, валом привода колеса и более толстой рамой (9 мм вместо 8 мм).

Асфальт сменяется гравийкой, и на спуске самое время переключаться вниз. Там уже ждет автопогрузчик, чей ковш вываливает в полуприцеп более 7 т гравия «калибром» 11–22 мм. Теперь нужно выбираться из карьера с полной нагрузкой. Режим «off-road» включается легким нажатием. При этом на автоматизированную коробку Mercedes PowerShift 3 подается сигнал о повышении точки переключения на 200 об/мин. Сорокатонный автопоезд Arocs 1845 LS легко трогается с места. Отката назад нет благодаря механизму, удерживающему грузовик на уклоне при выключенном сцеплении. Он активируется нажатием кнопки на панели управления и автоматически отпускает тормоз при воздействии на педаль акселератора.

Рядный 6-цилиндровый движок объемом 12,8 л имеет длинный (156 мм) ход поршня и цилиндр диаметром 132 мм. Он выдает почти четыре с половиной сотни «лошадей» при 1800 об/мин. По ощущениям, дизель очень эластичен и не грешит капризами. Пик крутящего момента 2200 Нм он развивает уже при 1100 об/мин. Кстати, мотор OM 471 выпускают в четырех вариантах мощности от 310 кВт (421 л.с.) до 375 кВт (510 л.с.) и крутящего момента от 2100 до 2500 Нм. Двигатель OM 471 и АКП Mercedes PowerShift 3 сочетаются идеально, чему доказательством – плавное переключение передач. Сцепление имеет два диска, но возможности не безграничны даже у него, поэтому все коробки оснащены защитой от перегрузки.

 

Немецкие горки

Очередное испытание HAD на самосвале Arocs 4151 AK 8x8/4 ведет на верхнюю полку многоуровневого карьера. Прямо по курсу – уклон в 15%. И вряд ли то, что простирается впереди, можно назвать дорогой: гравий и камни вперемешку с грязью и песком, да еще с лужами. Тянуть 40 т груза, взбираясь по каше, то еще удовольствие. Кажется, что техника не справится. Включенная блокировка дифференциала заднего моста немного облегчает задачу. Наступает пора задействовать вспомогательный гидравлический привод.

Нажата кнопка на панели управления – и на ЖК-дисплее загорается символ переднего моста. Давлю на педаль газа – и графический значок сменяет цвет с белого на голубой. Теперь HAD в действии. Масло нагнетается в двигатели, встроенные в колесные ступицы, что добавляет к мощности каждого переднего колеса по 40 кВт, итого 80 кВт. Невероятно, но факт: с помощью HAD седельный тягач с полуприцепом медленно, но уверенно набирает скорость и преодолевает подъем.

На вершине нужно проехать 200 м по гравийному участку. На грунте глубиной 50 см начинать движение приходится после полной остановки. Кажется, что для 40-тонного автопоезда это невозможно. Включаю дифференциал и выключаю HAD. Переключаю трансмиссию в ручной режим и въезжаю на гравийный ковер на первой передаче при 1000 об/мин. Примерно через 40 м тягач с полуприцепом застревает... Надо включать вспомогательный привод. Благодаря давлению масла в 450 бар каждое мотор-колесо производит крутящий момент 6250 Нм. Мощности достаточно для того, чтобы выбраться из гравийной ловушки. Задним ходом сделать это еще проще: сочетание веса полуприцепа с крутящим моментом передних колес позволяет освободить застрявшие задние колеса. HAD снова на высоте!

 

Где применяется HAD?

В первую очередь, HAD применяется в строительстве. Там, где раньше гравий, песок и щебень возили самосвалами 6х4 и 8х4, а также 4х4 полной массой до 32 т и автопоездами с прицепом массой до 40 т. Вторая сфера – транспортировка лесоматериалов, которая характеризуется половиной порожних рейсов. Здесь нужно достаточно легкое транспортное средство, и перевозчики применяют технику массой до 40 т.

Третья сфера применения – снегоуборочные машины или тягачи 6х2 с полуприцепом, которым сложнее маневрировать на тяжелых грунтах после разгрузки. И четвертая сфера – грузовики 4х2, которые зимой задействованы как снегоуборщики, а летом работают как обычные самосвалы.

Дополнительный вес HAD составляет менее половины веса постоянного полного привода, что дает выигрыш в массе от 350 до 500 кг. Отсутствует необходимость обслуживания привода – даже фильтры менять не надо. В числе других важнейших плюсов – высокая тяга и пониженный до 8% расход топлива. Наконец, срок службы HAD равен сроку службы самого автомобиля.

 

Опыт Фишера

Доказательством эффективности HAD является опыт компании FISCHER Weilheim. Силой 280 сотрудников и 180 автомобилей она обслуживает 8 площадок в регионе. Основанная в 1927 г. фирма начинала с одного трактора и тягача, но и тогда возила щебень. Сегодня объем перевозки составляет 5 тыс. м3 или 10тыс. т материала в день или более 3 млн т насыпных грузов в год. В мае прошлого года компания приобрела Mercedes-Benz Arocs 1854 (4х4), а в октябре поставила на перевозки Mercedes-Benz Arocs 1848 (4х2) с системой HAD. Экономия по дизтопливу в объеме около 5% при годовом пробеге 85 тыс. км составила 2500 евро на один автомобиль. Только за счет использования HAD за семь лет в компании перевезли сверх нормы 560 т груза и сэкономили не одну тысячу евро.


Сцепление с турборетардером

Наряду с HAD инженеры Mercedes-Benz предлагают Turbo Retarder Clutch – сцепление с турборетардером второго поколения. Как опция оно доступно с 2014 г. Прежний агрегат ставили еще на Actros SLT третьего поколения для перевозки сверхтяжелых грузов. Его система охлаждения интегрирована в систему охлаждения двигателя, за счет чего уменьшен вес агрегата – он всего на 78 кг больше стандартного исполнения. Turbo Retarder Clutch можно ставить на одиночные грузовики и автомобили, работающие в составе автопоездов полной массой от 60 до 120 т.

Когда применим такой помощник? При трогании с места на подъеме и торможении на спуске на низких скоростях. Во время торможения турбинное колесо фиксируется, и рабочая жидкость вновь нагнетается в корпус – сцепление с турборетардером выполняет функцию первичного ретардера. Благодаря моторному тормозу Arocs обладает огромной тормозной мощностью, которая может достигать 475 кВт (646 л.с.). Встроенный первичный ретардер добавляет еще 350 кВт (476 л.с.). Для уменьшения нагрузки на узлы трансмиссии совокупная тормозная мощность ограничена до 720 кВт (979 л.с.).

На подъемах с включенной передней передачей подача рабочей жидкости позволяет нагруженному автопоезду намеренно медленно скатываться назад. Интенсивность скатывания регулируется педалью газа. Функция «управляемого спуска» позволяет скатываться без расхода сжатого воздуха. В то же время Arocs может быстро начать движение вперед.

Достоинства Turbo Retarder Clutch доказаны в седельных тягачах Actros SLT и Arocs SLT. Сцепление с турборетардером компактно, обладает небольшим весом и в то же время является очень мощным ретардером. Примером может служить равномерное распределение насыпного груза или точное маневрирование седельного тягача, буксирующего тяжелый груз. И в том, и в другом случае водитель может работать на высокой передаче без износа сцепления.

Как только рычаг переключения передач установлен в положение для движения вперед, включен режим «off-road», а стояночный тормоз опущен, коробка передач Mercedes PowerShift3 выбирает третью передачу. На ровной поверхности даже при легком нажатии на педаль газа Arocs 4151 трогается с места. В режиме «off-road» он двигается на этой передаче до тех пор, пока стрелка тахометра не достигнет отметки 1800 об/мин. Затем включится следующая передача. Управлять четырехосным автомобилем очень легко. За это спасибо электрогидравлической системе рулевого управления Servotwin с функцией активного возврата руля. Она сокращает любые усилия, и даже при низких скоростях позволяет с легкостью повернуть «баранку» одним пальцем.

Передача выбирается в зависимости от нагрузки, угла подъема и установленного режима трансмиссии. К тому моменту, когда я добираюсь до вершины холма, КПП уже выбрала седьмую передачу, и на спидометр 30 км/ч. Далее предстоит одолеть глубокий рыхлый грунт. Утапливаю в пол педаль газа. На центральном дисплее появляется значок сцепления с турборетардером. Усилие передается от двигателя к узлам трансмиссии только посредством масла. Автомобиль неспешно, но без труда начинает движение.

Следующее препятствие – подъем в 27%. Останавливаю самосвал Arocs 3343 AK (6x6) на полпути вверх. Мне даже не надо держать ногу на тормозе. Мягкого нажатия на педаль газа достаточно, чтобы удержать автомобиль. Для испытания первичного ретардера разворачиваюсь, и впереди простирается спуск. И здесь Arocs – чемпион по торможению. В результате автомобиль катится под уклон на третьей передаче со скоростью 4 км/ч. На десерт еще один крутой подъем – в 30 %. Из трех механизмов блокировки дифференциала включаю только блокировку промежуточного моста – первое положение переключателя.

Известно, что для работы ретардера нужна скорость 65 км/ч и выше, а турборетардер эффективен на более низких скоростях. Сцепление с турборетардером может устанавливаться на Arocs 6x4 и 6x6, а также 8x4 и 8x8. Оно применяется на автопоездах массой от 30 до 60 т и седельных тягачах от 6x4 до 8x4 для автопоездов массой до 120 т. Всем хорош Turbo Retarder Clutch, только цена у него «кусачая» – 20600 евро…

 

Элементарная физика

Высокая охлаждающая способность в 20 кВт обеспечивает непрерывную работу автомобиля на бездорожье при скорости до 15 км/ч. При более высокой скорости передается небольшой крутящий момент, а HAD работает в полную силу в течение пяти минут. Расход топлива увеличивается пропорционально мощности. На Arocs 1843 LS с полуприцепом на дороге с выключенным HAD он лишь на 1,5 % больше. Потребление ДТ в грузовиках с подключаемой системой полного привода увеличивается до 8%, а с постоянным полным приводом – до 10% по сравнению с автомобилем, оснащенным HAD и задним мостом с гипоидной главной передачей.

При повреждении магистрали высокого давления гидросистемы Arocs HAD сможет продолжить движение. Блок управления клапанами перекрывает подачу масла к поврежденной магистрали, переводит насос высокого давления в режим нулевого расхода и предотвращает полную утечку масла. На панели инструментов высвечивается сообщение о повреждении и раздается звуковой сигнал. Задний привод позволит дотянуть до мастерской.

HAD запрограммирован на движение задним ходом на первой и второй передаче. При движении вперед он может работать на 5-й или 6-й передаче. Только при скорости выше 25 км/ч система переключается в пассивный режим. Если после этого водитель не отключает кнопкой вспомогательный гидропривод, он автоматически включится, когда скорость упадет ниже 25 км/ч.

В общем, в распоряжение перевозчиков поступил новый эффективный инструмент. Жаль только, что больно дорогой. Разница между подключаемым передним и постоянным полным приводом (4х4) составляет 2600 евро, между полным приводом и HAD – 5 тыс. евро, между подключаемым полным и HAD – 7500 евро. Но торговая надбавка за подключаемый гидравлический привод составляет 18 тыс. евро. Сказать «дорого» – ничего не сказать…