Универсальная спецавтотехника "И прямо, и влево, и вправо…"


 

 Валентин ОЖГО

Фото автора и производителей

 

И прямо, и влево, и вправо…

В сегменте производителей ковшово-вилочной грузоподъемной техники изготовители погрузчиков с поворотной стрелой как-то незаметно выделились в отдельную группу. Присутствие на мировой площадке всего 4–5 маститых брендов явно указывает на эксклюзивность их продукта: таким спецмашинам ярко выраженной индивидуальности не занимать…

 

Раз-два и… обчелся

Наши хозяйственники даже в столь мизерном количестве разработчиков и изготовителей фронтальных погрузчиков со стрелой на поворотном круге назовут разве что немецкие машины с клеймом Paus (Hermann Paus Maschinenfabrik) да Atlas (Atlas weycor). Могут еще вспомнить Ahlmann (Mecalac Ahlmann Group) с поворотной стрелой. И все. На российской торговой площадке бренды машин такого исполнения можно пересчитать по пальцам. Да и на престижных выставках такие погрузчики тоже не всегда встретишь.

Этим летом на самой крупной российской выставке строительной техники и технологий СТТ-2015 и весной на Доркомэкспо-2015 погрузчики с   поворотной башней в виде надстройки на самоходном шасси и классические фронтальные погрузчики были в огромнейшем количестве и в разных размерных группах. Со стрелой на поворотном круге или малом пилоне – ни одного.

Дело не в санкциях. Причины в том, что, во-первых, уважающий себя производитель без заслуживающей внимания новизны на выставку за тридевять земель не поедет. Во-вторых, мизерные продажи по итогам выставок заставляют производителей, их дилеров на местах искать другие формы и методы популяризации техники.

Есть и третий фактор: такой товар на нашем рынке пока не идет... По приблизительным подсчетам удельный вес поставленной за это время техники такого исполнения относительно ввезенных классических фронтальных погрузчиков на целостной и сочлененной раме не превысил 6%.

 

Крутится-вертится ковш на стреле

Новинки в Россию идут медленно. Ближе к осени 2014-го компания «Технокор», получившая еще в мае 2013-го статус официального дилера PAUS Maschinenfabrik GmbH, предложила российским потребителям новую серию 0.7 фронтальных погрузчиков PAUS, ставших преемником машин 55-й серии. Изменения, в основном, коснулись производительности, внешнего вида, эргономики и экологии.

У машин новый дизайн, шикарная кабина, в которой помимо эргономичного рабочего места оператора (его кресло по центру салона) существенно снижен уровень шума, увеличена площадь остекления до практически кругового обзора. Все выключатели разработчики перенесли в боковую консоль, а счетчики и прочую атрибутику визуального контроля установили на цифровую панель дисплея.

В качестве силового наполнения в моторную нишу на задней полураме под переработанный и более современный капот с усиленным звукоизолирующим материалом поставили двигатели Deutz с диапазоном 60, 75 и 100 «лошадок». Они по нормам Евросоюза относятся к экологическому классу III B, в котором относительно стандартного класса III A минимизировано количество вредных выбросов в атмосферу. Использование новых дизельных двигателей позволило конструкторам полностью отказаться от системы пылевых фильтров и снизить расход топлива, что автоматически снижает стоимость владения такой техникой.

У новичков серии 0.7 стоит гидростатическая трансмиссия. Разработчики увеличили производительность гидравлического потока и дополнительно оптимизировали управление клапанами. Улучшилась чувствительность джойстика, что позволяет эффективно и точно работать ковшом или другим сменным рабочим оборудованием (вилами, лопатой, фрезой, ямобуром, кусторезом, газонокосилкой, гидромолотом…). Там же на джойстике поставили кнопку, нажатием которой оператор может легко блокировать дифференциалы мостов.

Здесь усовершенствованная тормозная система, которая обладает моментальной реакцией на ситуацию, что очень важно в условиях пересеченной местности. Стоит машине остановиться или оператору выключить зажигание, как тут же срабатывает электрический стояночный тормоз.

 

Как год начнешь …

Известный производитель строительной техники Terex 2015 г. на своем заводе Terex Compact Germany GmbH в Крайльсхайме (Германия) начал с трех новых моделей погрузчиков (TL80, TL100, TL70S), один из которых (TL70S) с поворотной стрелой. Этот вид машин тамошний Terex начал изготавливать со стрелой рычажного типа с классической Z-образной схемой механизма, в которую привнесен ряд конструкционных новшеств.

Новичок, по словам разработчиков, не только является новой ступенью развития «фронтовиков» и относится к машинам со статусом «Поколение 2015», он расширил продуктовую номенклатуру производителя. В России такую технику уже предлагают, правда, зимний показ начался с буклетов, проспектов, фотографий и видеороликов.

В моторной нише TL70S поперечно установлен новый 2,9-литровый турбодизельный 4-цилиндровый двигатель Deutz, оснащенный интеркулером с охладителем циркулирующих отработанных газов.  По экологическому стандарту машина в выбросах соответствует европейскому формату III B, который является эквивалентом стандарта США EPA Tier 4 Final. При номинальной скорости 2200 об/мин он выдает «на-гора» 45 кВт (61 л.с.). Крутящий момент составляет 240 Нм, что по сравнению с предыдущими моделями более результативно и высокоэффективно для компонентов системы привода. Дизельный двигатель не требует сажевый фильтр, что снижает затраты на техническое обслуживание. Правда, по желанию заказчика фильтр может быть установлен.

Погрузчик TL70S с ковшом вместимостью 0,7–1,0 куб. м, глубиной копания 70–85 мм и высотой выгрузки 2,6 м, как и две другие упомянутые выше модели из линейки Terex «Поколение 2015», получили новый блок контроля и управления  Terex Smart Control (TSC). Новую систему электронного управления  подключили к такой же новой приборной панели и джойстику более современного дизайна и эргономики. Оператор порадуется тому, что теперь у него более удобный и усовершенствованный доступ к ПО непосредственно с помощью дисплея. При умелом обращении и пользовании это позволяет повысить производительность машины. С помощью программного обеспечения он также может выбрать для себя важные функции и установить индивидуальные предпочтения для быстрой оптимизации в рабочую среду.

Гидравлическая система (производительность насоса 65 л/мин.) чутко реагирует на команды оператора по точному и быстрому рабочему циклу с равномерной и плавной (без рывков) выдачей мощности. Водитель может использовать навесное оборудование для четырех независимых вспомогательных гидравлических цепей управления. Выбор здесь широкий, начиная от шести типов ковшей, в т. ч. с высокоподнятой режущей кромкой, с ножей, вилок и заканчивая рядом специальных инструментов. 

Изменений много. И все они направлены на удобство оператора и производительную работу машины. К примеру, появившиеся сверхбольшие и немного непривычные взгляду кнопки позволяют оператору пользоваться косметическими перчатками. Деталь вроде мелочная, но человеку удобно – не натираются мозоли на ладонях, не набиваются пучки пальцев, а руки всегда остаются чистыми.

 

С клеймом двух маститых и признанных

Разработчики из компании Mecalac (г. Аннеси, Франция) в рамках апрельской международной выставки Intermat, проходившей в Париже, показали новый 11-тонный фронтальный погрузчик AS1600 с поворотным механизмом стрелы, который пришел на замену 13-летнему флагману высшего класса производительности AS 150. Как и ранее выпускавшиеся здесь модели, машина предназначена для работы в ограниченном пространстве, в т. ч. на точечных площадках или узких проездах.

Погрузчик с новым тяговым приводом (MDrive) укомплектовали турбодизельным движком водяного охлаждения Deutz мощностью 90 кВт (122 л.с.) экологического формата EU Stage IIIB с катализатором окисления (DOC). Поворотный круг позволяет работать в 180-градусном фронтальном диапазоне по горизонтали – по 90 град. влево/вправо и при этом транспортировать груз, в т. ч. по неровной поверхности, поскольку машина оснащена системой стабилизации.

Рабочий потенциал вырос. К примеру, стандартный ковш теперь больше, чем у предшественника, емкость может колебаться от 1,6 до 2,5 куб. метра. Размер этого рабочего инструмента зависит от материала, его вида и плотности. Подкупает и высота выгрузки – 3,4 м, что позволяет обслуживать не только автомобильные самосвальные кузова с наращенными бортами, но и железнодорожные вагоны.

Стараясь не отставать от конкурентов, хотя прямыми конкурентами здесь могут быть разве что Paus и Atlas, поскольку с Ahlmann (г. Бюдельсдорфе, Германия) Mecalac породнился еще в первой половине нулевых годов, французы солидную заявку сделали на придание рабочему месту оператора высокой эргономичности. Они встроили все основные элементы управления в многофункциональный джойстик.

Интеллектуальные возможности погрузчика тоже не высоком уровне: данные всех систем и агрегатов анализируются системой Mecadiag, которая в критичный момент оповестит о неисправностях, подскажет о приближении времени замены расходных материалов. Она также ведет статистику сделанного, в т. ч. фиксирует итог по массе перемещаемого груза за смену, неделю или же месяц. Гидравлическая система распределяет потоки и анализирует данные тоже с помощью диагностической системы Mecadiag.

Ожидается, что новая машина в зависимости от места выпуска будет носить клеймо того изготовителя, на площадке которого делалась – Mecalac AS 1600 или же Ahlmann AZ 160. Российские продавцы эту машину уже продвигают, но предложения пошли пока виртуальные в виде проспектов, видеороликов и фотографий с ТТХ.