Землеройная техника "Много шума и… ничего"


 

Виталий Котвицкий

Фото автора и производителей

 

По поводу применяемых против России санкций и запретов, а также попыток наших производственников найти достойную альтернативу импортной технике, оборудованию и технологиям страсти не просто бурлят – закипают! Правда, дальше нагнетания ужастиков по типу их «не пускать» и нашего «а мы сами с усами», дело не пошло. А если и пошло, то как-то вяло…

 

Я тобой переболею, ненаглядный мой

По большому счету, одна сторона делает вид, что санкций придерживается, а другая победоносно рапортует о том, что получила достойную альтернативу ввозимым автомобилям и спецтехнике. При этом каждая сторона считает, что с честью выполнила требования своих политиков и ни на шаг не отступила от заданий родного правительства. Ларчик открывается просто: ни производителям, ни потребителям финансово-товарные репрессии ни к чему – убытки грозят каждой стороне. Потому магистральные грузовые и пассажирские машины практически оказались вне запрета, колесная, гусеничная техника строительного, коммунального, сельскохозяйственного или горного сегмента к нам шла, идет и будет идти.

Свежий пример показал американский Caterpillar, который в нынешнем году отпраздновал 90 лет со дня основания. В сентябре этот производитель запустил на Качканарском горно-обогатительном комбинате карьерный погрузчик Caterpillar 993K. Санкции помехой не стали, на первом плане оказались деловые интересы – одна сторона продала и в накладе не осталась, а другая купила и впервые на Урале вместо карьерного экскаватора для погрузки руды на самосвалы поставила мощный погрузчик.

Это еще раз доказывает, что санкционных барьеров на пути продвижения горной техники в Россию нет. Были бы на ее покупку деньги. Вот здесь даже не барьер, а настоящая баррикада: из-за курса валют цены на импортную технику выросли. «Невъездными» упомянутые тяжелые колесные погрузчики стали не из-за санкций, а из-за отсутствия у российских потребителей денег на их приобретение. Правда, вирус безденежья не повсеместный, кто-то и правда «в коме», кто-то уже переболел, а кто-то имеет стойкий иммунитет, накапливает деньги и технику приобретает. Мы решили это наглядно продемонстрировать на графической диаграмме (см. Таблица №1), изучив поток ввоза тяжелых колесных погрузчиков за несколько прошедших лет.

Упомянутая модель погрузчика горных пород Cat 993K не премьерная, в серийном производстве где-то с 2008-го, но многие использованные там инновации до сих пор являются рейтинговыми. К примеру, наличие нескольких автоматизированных систем управления к настоящему времени состариться не успели, находятся не только на пике популярности, но и копируются другими производителями.

Система навигации отвечает за операционную логистику, выдает на монитор графическую схему рабочей зоны для сменного задания, оптимально планируя весь погрузочный процесс. Интеллектуальная система бортового ПК погрузчика запоминает положение и скорость движения ковша, высоту подъема и опускания, упрощая работу оператора.

За один раз ковш 133-тонной машины Cat 993K (973 л.с.) в грузоподъемном режиме берет 22,7 т породы. Более мощного погрузчика или экскаватора ЕВРАЗ КГОК на сегодняшний день не имеет. Ожидается, что с помощью приобретенного по инвестиционной программе тяжеловеса производительность работ поднимется где-то в два раза.

 

Папа может все, что угодно…

Альтернативы Cat 993K российское машиностроение не имеет, погрузчик высотой с 2-этажный дом, шириной в 5 м и длиной сродни 16-метровому автопоезду пока воссоздать не может ни один наш завод. Исключение сделаем только ОАО «БЕЛАЗ» (Белоруссия), где по заданию руководителя Республики разработали и в нынешнем году начали эксплуатационные испытания погрузчика БЕЛАЗ-78250. В номенклатуре сябров это самый большой «фронтовик» – ковш рассчитан на 11,5 кубометра породы, в грузоподъемности почти догнал «американца» – 20–22 т.

Разработчики впервые поставили в такую машину электромеханическую трансмиссию переменного тока («Электросила», г. Санкт-Петербург). В качестве силового наполнения остановились на проверенном временем дизельном двигателе Cummins QST 30-C (1 050 л. с.) с электронной системой управления и диагностики. Эта машина в перспективе может быть заменой «дальнему» импорту: белорусский изготовитель по условиям Таможенного союза обладает теми же беспошлинными правами, что и российские предприятия. Правда, есть одно «но»: альтернатива будет, если БЕЛАЗ-78250 составит достойную конкуренцию импортному аналогу по качеству исполнения и рабочим характеристикам.

Американский производитель одним из первых сработал на перспективу, еще в «нулевом году», позаботившись о собственной производственной площадке в Тосно (Ленинградская обл.). За ворота этого завода сначала пошли экскаваторы – 35-тонный Cat 336D2L и 20-тонный 320D2L. Потом появился карьерный самосвал Cat 773 массой 55 т, а осенью 2014-го, в разгар санкций, в Тосно изготовили первый 90-тонный самосвал Cat 777.

Карьерную погрузочную технику там не собирают, а если бы и собирали, то поставить на ней маркировку «Сделано в России» даже по географическому признаку не получилось бы. Есть одно правило: стикер, трафарет или шильдик такого содержания можно наносить лишь в том случае, если уровень локализации такой спецтехники находится на уровне не менее 50%. Доля локализации у Caterpillar пока расти не может из-за высокой себестоимости изготавливаемых у нас комплектующих. Их дешевле выточить или отлить за океаном и привезти сюда, нежели втридорога закупать у смежников здесь или с большими трудозатратами выпускать у себя в Тосно.

 

«Карьеристами» Россия не обижена

В сегменте тяжелой карьерной техники российское машиностроение держится уверенно в нише тяжелых гусеничных бульдозеров. Отсчет силового потенциала начинается с 360 л. с. Сольную партию на этом подиуме играет «Промтрактор» (г. Чебоксары), в номенклатурной линейке которого три карьерные модели – ЧЕТРА Т-25 (405/419 л. с.) ЧЕТРА Т-35 (520/490 л. с.) и ЧЕТРА Т-40 (590 л. с.). Свою гастрольную деятельность на рынке «карьеристов» ведет и переживший не лучшие времена «ЧТЗ-Уралтрак». У него имеется рейтинговый дизель-электрический трактор бульдозерно-рыхлительного исполнения ДЭТ-400 (370 л. с.) и гигант Т-75.01 (820 л. с.), заказчиков на который в последнее время не наблюдалось.

Оба предприятия противостоят устремившимся на нашу торговую площадку бульдозерам Komatsu (Япония), Caterpillar (США), Liebherr (Германия) и др. В этой размерной нише импорт тяжелых гусеничных бульдозеров каких-либо репрессий санкционного характера не испытывает. Везут, как и раньше везли, только в меньших количествах (см. Таблица №2). Экскаваторы карьерного исполнения тоже под санкции не попали, но в спросе потеряли (см. Таблица №3). Причина та же – обвал на валютном рынке, в результате чего стоимость таких машин подскочила сверх финансовых возможностей наших потребителей. Но ведь покупают...

К слову, производители западных стран и США, прекрасно понимают, что предпринятые их политиками санкции в отношении России для наших потребителей оскорбительны. От машин с клеймом made in… многие наши хозяйственники начали отказываться не столько потому, что российские бульдозеры дешевле, а потому, что «своя рубашка ближе к телу». Может, это и высокие слова для сравнения, но налицо взыгравшее чувство патриотизма. Тем более что отечественные бульдозерные исполины уже не уступают зарубежным аналогам.

Равновесие в рабочих характеристиках достигается за счет удачной интеграции импортных комплектующих в отечественные машины. К примеру, чебоксарский «карьерист» Т-40 с гидромеханической трансмиссией и электрогидравлическим управлением заполучил Cummins QSK19-C650 мощностью 435 кВт (590 л. с.). Американские моторы также стоят и на тяжелых бульдозерах Т-25 и Т-35. Но если потребитель пожелает или будут задержки на границе с поставками силовых агрегатов, то замещение есть – ЯМЗ-8501.10 мощностью 405 и 520 л.с.

В августе сразу два 65-тонные бульдозеры ЧЕТРА Т40 с 590-сильными моторами Cummins отправились в Якутию на горнорудный объект компании АК «Алроса». Для комфортной работы оператора в суровых условиях нужный микроклимат в салоне гарантируется северным исполнением утепленного салона, остеклением двойными стеклопакетами, мощными отопителями, предпусковым подогревателем для утреннего запуска двигателя на морозе.

Машины этой поставки имеют систему онлайн-мониторинга, которая позволяет в режиме реального времени отслеживать местонахождение, расход топлива, состояние аварийных датчиков, время наработки. Бортовое навигационное оборудование ГЛОНАСС/GPS собирает всю информацию о состоянии техники и передает ее на диспетчерский пульт и в ближайший сервисный центр.

А весной (апрель 2015 г.) четыре карьерные бульдозеры (по две единицы ЧЕТРА Т-35 и ЧЕТРА Т-40) Северным морском путем отправились из Архангельска в Арктику, где уже полгода ведут вскрышные работы на золотоносном прииске о. Большевик в южной оконечности архипелага Северная Земля Северного Ледовитого океана. Это – самая северная точка, куда проникли чебоксарские «карьеристы».

Не обошли стороной наши хозяйственники и челябинские машины: в сентябре «ЧТЗ – Уралтрак» прорвало: после заметного перерыва завод осуществил поставку своего самого мощного серийного дизель-электрического бульдозера ДЭТ-400 на Первоуральский динасовый завод в Свердловскую область для работы на глиняном карьере. И это не крайняя заявка на «карьеристов» в портфеле производителя…