Автокомпоненты и шины "Были бы шины, поедут машины…"


 

В. Ожго, Р. Мурашов

 

Прокати нас, Петруша, на тракторе…

С появлением пневмошинного хода тракторостроение преобразилось. К настоящему времени в аграрном секторе, строительстве, горнодобывающей отрасли, коммунальной сфере все типы спецмашин на колесном ходу не перечесть, не говоря уже о шинах, счет моделям которых идет на сотни.

Только в «Белшине» продуктовая линейка по состоянию на 1 января нынешнего года насчитывала более 350 типоразмеров с десятками рисунков протектора для каждого тематического сегмента техники. У российского шинопроизводителя – холдинг «Кордиант» (Cordiant) – задекларировано и выпускается более 400 моделей и типоразмеров шин, не считая ожидаемых новинок. У патриархов российского шинного производства – «Нижнекамскшины» и Алтайского шинного комбината, а также функционирующих на территории РФ шинных заводов Nokian, Michelin, Yokohama, Pirelli, Continental – номенклатура производимой продукции тоже весьма солидная. С хорошим продуктовым потенциалом выходит на российский рынок пока еще строящийся завод Bridgestone в Ульяновской области.

В емкости российского рынка удельный вес резины для спецтехники (сельскохозяйственные и индустриальные машины) уступает легковому транспорту, грузовикам, автобусам и троллейбусами. Объемы производства «обувки» для грузового и пассажирского транспорта уже второй год подряд продолжают падать, между тем как производство резины для спецтехники в минус ушло только в прошлом году. К примеру, в 2013 г., когда российский шинный рынок упал на 2,7% – до 58,2 млн шт., предприятия РФ поставили 1 425 тыс. шт. пневматических шин и покрышек для сельскохозяйственных и прочих спецмашин, что дало прибавку относительно 2012 г. в 4,6%. А вот производство шин для грузовиков, автобусов и троллейбусов тогда снизилось на 11,6 % (выпущено 7 235 тыс. шт.).

Результативность 2014 г. относительно 2013-го оказалась отрицательной сразу по двум сегментам. Для грузовых автомобилей, автобусов троллейбусов мы получили 6 758 тыс. шт. шин и покрышек, что составляет 93,6% к 12-месячному показателю 2013 года, когда для этого сегмента было произведено 7 235 тыс. таких изделий. В группе пневмошин и покрышек для сельхозмашин и прочей спецтехники российским химпром в 2014 г. произвел 1 344 тыс. ед. против 1425 тыс. шт. в 2013-м, что составляет 95,6%.

На составленной редакцией графической модели хорошо видны взлеты и падения российских предприятий по производству шин и покрышек для грузовиков, автобусов и троллейбусов (см. Диаграмма 1) в 2014 г., а также для сельскохозяйственной и другой специальной техники (см. Диаграмма 2). Как видно, в месячном выпуске шин сезонные колебания на статистику не очень влияли, в пиковые периоды напряженности больше сказывались геополитические риски. При этом графическая кривая взлетов шин для спецтехники не совпадает с курсовой активностью в производстве шин для грузового и пассажирского транспорта, уходя порою в полярные точки.

 

Многие эксперты сходятся во мнении, что уменьшение выпуска шин по всем сегментам транспортных средств связано с сокращением заказов на первичную комплектацию техники со стороны отечественных производителей легковушек, грузовиков и их шасси, автобусов и троллейбусов. И на этом фоне сегмент шин и покрышек для сельскохозяйственных машин и прочей спецтехники кажется более стабильным и прогнозируемым.

 

Свою нишу никто терять не хочет…

Колесная резина для спецтехники, долго державшаяся на позитивной динамике, – все-таки в спросе потеряла. Правда, некоторые заводы сумели не только удержать свою долю в емкости рынка, но и увеличить ее. К примеру, в прошлом году Алтайский шинный комбинат, выдавший на-гора 16 новинок и поднявший объемы реализации продукции до отметки 8 млрд руб., увеличил на российском рынке долю своих шин во всех сегментах. Наиболее яркий скачок в приросте комбинат получил в сегменте индустриальных шин, где имеет уже 10,7%, и сельскохозяйственных шин, где остановился на показателе в 9,3%.

Прошлый год для алтайских шинников был во многом знаковым. Во-первых, в декабре исполнилось 45 лет со дня выпуска первой шины. Во-вторых, завод прихорошился за счет модернизации, установив новые станки (СПД-4-1170-2000) для производства крупногабаритных (почти 2-метрового роста!) сельскохозяйственных шин типоразмера 30,5–32. Судите сам: диаметр такой шины равен 1,83 м, а масса – более 300 кг. Новая резина идеальна не только для отечественных зерноуборочных комбайнов и тракторов последнего поколения, она применима и для тяжелой зарубежной сельхозтехники, в т. ч. поставляется на конвейеры первой комплектации.

Летом прошлого года компания L-Guard в лице своего эксклюзивного дистрибьютора в России «НТК Форклифт» представила публике лучшие модели и новинки продукции 2014 года под брендом MAXTRACK (Китай) – пневматические, цельнолитые, бандажные и крупногабаритные шины. По словам гендиректора компании L-Guard г-на Лео Жоу, за последние два года в России резко возрос интерес эксплуатирующих спецтехнику предприятий к шинам MAXTRACK. Удивляться не стоит, ведь эти шины идут «на ура» в США, Канаде, странах Евросоюза.

Израильская компания Alliance Tire Group через компанию «АгроТайр» отметилась на российском рынке шиной А-378 (710/75R42) для тракторов и тяжелых опрыскивателей. Главная особенность данной шины в том, что она способна нести на 20% больше нагрузки при том же внутреннем давлении, чем у стандартной радиальной шины, или такие же нагрузки при внутреннем давлении на 20% меньше.

Такие характеристики достигаются благодаря более прочному каркасу и эластичным боковинам, поскольку под нагрузкой те прогибаются, увеличивая пятно контакта. Вот тут и спрятана изюминка: большое пятно контакта шины с почвой менее агрессивно и оказывает меньшее повреждающее воздействие плодородный слой земли. Кроме А-378 нашему рынку израильтяне предложили модели А-372 (600/70R30) для тракторов, комбайнов и опрыскивателей и А-363 (380/90R46) с расширенной областью за счет разделенного на блоки рисунка протектора, что больше подходит для движения по дорогам.

В группе коммунальной спецтехники Continental представила грузовые шины для городских служб по сбору и утилизации отходов: чередование твердого покрытия дороги с агрессивной средой полигонов твердых бытовых отходов, работа с постоянным трением колес о бордюрные стенки, постоянные торможения и трогания потребовали особо стойких к износу шин. Разработанная линейка ContiRe CityService с современной технологией их восстановления горячим способом именно такая – оптимальная прочность и долговечность за счет инновационной протекторной ленты со специальной адаптированной резиновой смеси. Ее протекторный направленный рисунок подходит на все оси.

ContiRe CityService HA3 снабжены индикатором некорректного износа VAI (Visual Alignment Indicator). Он на ранней стадии указывает на неравномерный износ из-за неправильного развала колес тягача или прицепа. Помимо этого там установлен и обычный индикатор износа протектора.

 

Безвоздушные шины от Michelin

В конце прошлого года компания Michelin открыла в США завод по производству безводушных шин X Tweel Airless Radial Tire для коммерческой техники. Конструкция шины TWEEL состоит из жесткой ступицы, соединенной с протектором посредством гибких деформируемых спиц из полиуретана, и функционирует как единое целое. В отличие от обычных шин, в новых нет воздуха. Благодаря такой конструкции устраняется риск прокола, возникающий в процессе эксплуатации.

Новый завод позволит компании Мишлен увеличить объем производства шин X Tweel SSL для мини-погрузчиков с бортовым разворотом и приступить к выпуску новой шины X Tweel Turf, которая будет устанавливаться в качестве оригинального оборудования для газонокосилок John Deere ZTRAK 900 с функцией разворота на месте.

 

Экологичные и оригинальные

Компания Continental осенью прошлого года заняла второе место в категории «Окружающая среда» премии Trailer Innovation 2015, проводимой в рамках проходившей в Ганновере Международной выставки коммерческого транспорта IAA 2015. Почетной награды были отмечены новые трейлерные шины Continental Conti EcoPlus HT3.

Грузовые шины линейки Continental Conti EcoPlus предназначены для обеспечения максимальной эффективности использования топлива и продолжительного срока службы. В сочетании грузовик-полуприцеп, около 60% сопротивления качению приходится на шины прицепа. Таким образом, оптимизация сопротивления качению этих шин обеспечивает наибольшую экономическую отдачу для перевозчиков. По сравнению с предыдущими моделями трейлерных шин, сопротивление качению Continental Conti EcoPlus HT3 было снижено на 26%.

Не крупный производитель шин – компания Bontyre в конце 2014 г. выпустила зимние фрикционные шины бюджетного класса для лёгкого коммерческого транспорта и микроавтобусов Bontyre WinMax. Эти шины разработаны специально для резко изменяющейся погоды, когда сильные морозы резко переходят в оттепели и наоборот. Специальный состав резиновой смеси позволяет шине адаптироваться к изменяющимся погодным условиям. При сильных морозах резина не теряет эластичных свойств. Множество ламелей и контактных граней обеспечивают хорошее сцепление на заснеженных и ледяных покрытиях. Симметричный рисунок протектора содержит большое количество продольных и поперечных канавок, благодаря чему протектор не забивается снегом и грязью, защищает шины от аквапланирования. Шины Bontyre WinMax доступны пока только в двух популярных типоразмерах 195/75 R16C и 225/75 R16C.

 

 На все случаи…

Признанный гранд шинной промышленности – компания Nokian – представила шину Nokian Hakka Truck 844 для всесезонного использования на прицепах и автобусах. Шины изначально предусматривались для сложных условий эксплуатации непосредственно в странах Европы и России. Шина отличается оптимальным распределением нагрузок на всю площадь пятна контакта, обладает пониженным сопротивлением качению, что способствует экономии топлива. Волнообразные продольные канавки предотвращают застревание в них камней, ламели оптимизируют сцепление, обеспечивают равномерность износа протектора.

При этом шина обладает хорошей пригодностью для последующего восстановления протектора, что существенно снижает расходы на покупку новых шин. Боковины шины усиленные, что предотвращает ее механические повреждения, например, в случае наезда на препятствие. Шины доступны типоразмерами 265/70 R19,5 и 275/70 R22,5.

 

Главный критерий – безопасность

Еще один известный производитель шин Hankook Tire представил в конце прошлого года три новинки для коммерческого транспорта: покрышки для ведущей оси – DM09, резину для зимнего сезона – AW02 и модель e-cube Blue TL20, предназначенную для трейлеров.

Зимние шины Hankook DM09 – преемники известной модели DM03. Рисунок протектора у новой шины на пять процентов шире, чем у предшественницы. Покрышки предназначены для эксплуатации при езде по пересеченной местности, а также по трассе. Дизайн протектора позволяет лучше удалять грязь и жидкость из пятна контакта, что увеличивает уровень сцепления с влажной дорогой. Эта шина стала более прочной: благодаря расположению и форме блоков протектора шины медленно изнашиваются и менее подвержены деформации плечевой зоны. Покрышки показывают хорошие результаты по сопротивлению качению.

Другая модель – SmartControl AW02 – сочетает в себе хорошие характеристики движения в зимних погодных условиях, долгий срок эксплуатации и экономичность. Эти шины подойдут для любой оси грузового транспорта. Разработчики SmartControl AW02 главное внимание уделили безопасности, поэтому модель обладает широким протектором, соответственно, увеличенной областью контакта с поверхностью, что способствует улучшению управляемости. Пять продольных канавок гарантируют хорошую защиту от аквапланирования.

Третья новинка – e-cube Blue TL20 – шина для прицепов и трейлеров, предназначенная для длительных перевозок грузов по европейским дорогам. Новая резиновая смесь, применяемая при изготовлении этой резины, уменьшила сопротивление качению на 8 %. Рисунок протектора TL20 обеспечивает шинам хорошее торможение и сцепление на влажной поверхности.