ГСМ "Природный газ против дизеля"


 

Споры относительно того, что выгоднее использовать в качестве моторного топлива на коммерческом транспорте – газ или дизель, не утихают десятилетиями. Между тем, квалифицированный ответ на этот вопрос дают не ученые, а сама жизнь. На дорогах становится все больше и больше не только городских и пригородных автобусов, но и грузовиков отечественного и зарубежного производства с красными баллонами на борту.

 

Александр НИКОЛАЕВ

Фото автора

 

Правде в глаза

Проблема газификации коммерческого транспорта не раз поднималась еще во времена СССР, но тогда речь шла о пропан-бутане. Сегодня на повестке дня использование метана. И речь не только о природном газе в компримированном, т.е. сжатом состоянии. Растущую популярность постепенно набирает и метан в сжиженном состоянии – процесс происходит при температуре –162 ºС. Такие решения уже демонстрируют автопроизводители Италии (IVECO Stralis), Швеции (Scania G), Китая (Dayun Truck) и др.

Сжатый природный газ действительно активно вытесняет дизтопливо на коммерческом транспорте. Несколько лет назад это было справедливо лишь применительно к городским автобусам – как к стареньким ПАЗам, так и к новым ЛИАЗам, ГолАЗам, «Волжанинам» – преимущественно  столичном регионе и на Северо-Западе. Но картина меняется. Сегодня в Сибири, на Урале, на Юге России проходят эксплуатационные испытания магистральные и строительные тягачи с колесной формулой 4х2 и 6х2, оснащенные газовыми двигателями. Тенденция, однако!

Есть и серийные машины, работающие на метане. Особенно много их в линейке российских производителей подвижного состава и, в частности, у КАМАЗа. Львиная доля газовых грузовиков относится к строительному сектору, что само по себе очень показательно. Выбор перевозчиков обусловлен расчетами или, проще говоря, экономической выгодой.

 

Заветные субсидии

Привлекательность газомоторной техники существенно выросла после выхода Постановления Правительства РФ от 8 октября 2014 г. № 1027 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы “Автомобильная промышленностьˮ государственной программы Российской Федерации “Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособностиˮ».

Согласно этому документу из федерального бюджета выделяются субсидии на софинансирование региональных расходов по закупке автобусов и техники для ЖКХ, работающих на газомоторном топливе. Речь идет об автобусах категории М3 длиной свыше 12 м, которые оборудованы средствами для перевозки лиц с ограниченными возможностями. Обязательное условие – в качестве топлива применяется компримированный природный газ (метан). Еще одно условие финансирования – коммерческая техника должна быть произведена на территории государств-участников Единого экономического пространства не ранее 2014 г.

В целях субсидирования высший исполнительный орган региона РФ не позднее 22 октября финансового года должен представить в Минпромторг России ряд документов. В их числе – составленная в произвольной форме справка о наличии и планах развития на территории региона инфраструктуры (в т. ч. автомобильных газонаполнительных компрессорных станций) для эксплуатации газомоторной техники. По доведенной информации, программа субсидирования будет действовать в 2015-м и 2016-м гг.

 

Еще бы инфраструктуру!

Выбор более эффективных видов топлива продиктован нарастающим дефицитом основных энергоносителей, и не только. Ухудшается экологическая обстановка в мегаполисах, растут цены на традиционные виды «нефтянки», ужесточаются требования к подвижному составу, стремительно увеличивается автопарк.

По оценкам аналитиков, рост цен на нефтяное моторное топливо в России за последние пять лет составил более 100%. И дефицит будет нарастать. В 2005 г. при добыче нефти в объеме 81 млн баррелей в день спрос составлял 85 млн. В 2010-м добыча увеличилась до 89 млн баррелей, но спрос перешагнул за 95 млн. В 2015-м ожидаемый объем добычи составит 98 млн баррелей при прогнозируемом спросе в 107 млн. И далее – по нарастающей. По прогнозам Мирового энергетического агентства нехватка нефти в 2025 г. будет на уровне 14%, что в несколько раз больше, чем в текущем году.

В настоящее время в нашей стране и государствах Содружества в качестве газомоторного топлива используют, в основном, сжиженные углеводородные газы (СУГ) и компримированный природный газ (КПГ). Под СУГ имеется в виду смесь газов из пропана и бутана, получаемых при первичной сепарации нефти или газа. Инфраструктура по реализации СУГ в РФ насчитывает более 3 тыс. АГЗС, чего в принципе, недостаточно.

Производство и реализацию КПГ взяли на себя автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС). На начало 2012 г. инфраструктура российского рынка производства и реализации КПГ включала в себя 249 АГНКС, что по сравнению с их количеством в европейских странах – капля в море. Программой газификации на 2013–2014 гг. предусмотрено строительство 37 АГНКС в 17 регионах РФ, но и этого пока очень мало.

Согласно плана газовые заправки построят в Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Ленинградской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Саратовской, Тамбовской и Тверской областях. Кроме того, их возведут в Пермском и Ставропольском краях и Республике Татарстан. А вообще расширение географии и увеличение числа АГНКС напрямую зависит от количества транспорта в регионе, работающем на метане.

 

Метановые «коммерсанты»

Сегодня любой уважающий себя производитель коммерческого транспорта имеет в своей продуктовой линейке газомоторную технику. И речь не только об освоенных моделях, но и о новинках, только-только вставших на конвейер.

Например, в минувшем году в опытную эксплуатацию были переданы 10 предсерийных автомобилей «Газель Бизнес» с битопливным двигателем УМЗ. Они работают на бензине и сжатом природном газе метане (Compressed Natural Gas или CNG). Первым заказчиком такой техники выступила компания «Газэнергосеть – Нижний Новгород». Но этот пример далеко не единственный.

Ряд иностранных компаний не первый год производит грузовики, работающие на СПГ. Пример – американский капотник Kenworth T800 LNG или южнокорейский TATA Daewoo 3TxF 6x4 LNG, но в РФ их не поставляют. Из тех, что поставляют, можно вспомнить IVECO. Компания выпустила первый газовый Daily CNG в 2000 г., в 2008-м появился магистральный тягач Stralis CNG, в 2009-м – фургон EcoDaily, в 2010-м – среднетоннажный EuroCargo CNG и в 2012-м – флагманский Stralis LNG на сжиженном природном газе. На сегодняшний день европейский парк IVECO на СПГ (CNG) превысил 12 тыс. ед.

В России тоже есть своя техника, работающая на метане: автобус НЕФАЗ-5299, грузовое шасси КАМАЗ-54115, трактор МТЗ-80 и др. Некоторые из них протестированы специалистами. Например, НЕФАЗ-5299 и КАМАЗ-54115 прошли совместные испытания ОАО «КАМАЗ» и ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург». Для этого на машины установили криогенный топливный бак БКТ-300 вместимостью 290 л, изготовленный ООО «НПО Гелиймаш». Возимого запаса СПГ хватает на автономное движение без дозаправки на расстояние около 350 км.

Использование СПГ практикуется и на спецтехнике. В частности, ООО «ВНИИГАЗ» совместно с ЗАО «Экип» переоборудовали для работы на природном газе трактор МТЗ-80. Если опыт использования газобаллонного оборудования для СПГ окажется успешным, его распространят и на другие виды техники.

 

Явные преимущества

Главная выгода от использования СУГ перед бензином – сокращение почти вдвое расходов на приобретение моторного топлива. Ключевое преимущество КПГ (метан) – низкая стоимость. За 10 лет его цена выросла всего на 5–6 руб. за кубометр и в настоящее время составляет 10 руб./м3. Это менее половины стоимости бензина А-80 и втрое ниже АИ-95. Кроме того, существенно ниже уровень вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу после сгорания газа в двигателе.

В силу своих свойств КПГ может стать не только альтернативой бензинам, но и применяться там, где сейчас работает дизтопливо. Пример – транспортировка крупногабаритных неделимых грузов и выполнение других тяжелых транспортных задач. Основными потребителями КПГ являются седельные тягачи, автобусы и сельхозтехника, выбирающие наибольшие объемы жидкого моторного топлива.

Есть еще СПГ – сжиженный природный газ: криогенная жидкость без цвета и запаха, с высокой теплотворной способностью и хорошими антидетонационными свойствами. При сжижении природный газ сжимается в 600 раз, что открывает большие возможности для его эффективной транспортировки и хранения. В настоящее время технологии его производства и использования развиваются во многих странах мира, включая Россию.

 

В сжатом состоянии

В силу ряда обстоятельств о массовом применении сжиженного метана речь пока не идет, а вот о сжатом – наоборот. Причина простая: компримированный природный газ (метан) в настоящее время является самым дешевым и наиболее широко используемым видом моторного топлива.

Затраты на его потребление для 100 км пробега на автомобиле с двигателем CNG почти на 60% ниже, чем на транспортных средствах с моторами на сжиженном газе LPG (Liquefied Petroleum Gas). Они более чем вдвое ниже, чем на дизельной автотехнике и в 2,5–3 раза меньше, чем на машинах, потребляющих бензин. Экономический эффект от приобретения автомобиля с двигателем на метане тем заметнее для перевозчика, чем больше среднегодовой пробег его транспортных средств.

Экономическая эффективность – важнейший критерий для покупателей коммерческих автомобилей. Учитывая большое плечо грузо- и пассажироперевозок в России, переход на газомоторное топливо станет мощным фактором повышения конкурентоспособности как отдельных бизнесов, так и экономики страны в целом. Именно поэтому Группа ГАЗ рассматривает газовую тему как одно из приоритетных направлений развития и перешло от слов к делу.

С 2006 г. серийно производятся автобусы ЛИАЗ-5256 с двигателем Cummins на метане. С 2010-го в серии «Газель Бизнес» с мотором на сжиженном газе (LPG). В 2011-м начато производство низкопольных городских ЛИАЗ-5292 на метане (CNG) с мотором MAN уровня Евро-5/EEV. В 2012-м стартовала конвейерная сборка «Газелей» с битопливным двигателем (бензин/ сжиженный газ LPG). С 2013-го начат выпуск автобусов среднего класса ПАЗ-3204 и КАВЗ-4238, чьи моторы настроены на потребление метана.

Метан обеспечивает наименьший уровень расходов. Стоимость топлива на 100 км пробега составляет 150 руб. за CNG, 250 руб. за LPG, 320 руб. за дизтопливо и 390 руб. за бензин. При этом запас хода автомобиля грузоподъемностью 1,5 т с битопливным двигателем почти вдвое больше. При одной заправке на бензине он составляет 400 км, на дизтопливе – 475 км, на бензине и метане – 700 км, на бензине и LPG – 870 км.

Прогресс нельзя остановить, и как весна переходит в лето, так и вслед за эпохой массового потребления дизтоплива наступает эра метана. И кто раньше в него поверит – тот быстрее ощутит экономический выигрыш.