Эволюция "Транспорт в горах Швейцарии"


 

Потрясающий проект демонстрации разных средств передвижения в одном месте швейцарцы задумали еще в начале Второй мировой войны. Но национальный музей транспорта Verkehrshaus der Schweiz был открыт в Люцерне только в 1959 г. В настоящее время это один из самых инновационных и интерактивных музеев Европы, обладающих крупнейшим собранием оригинальной техники: автомобилей, спецтехники, паровозов, вагонов, самолетов. На площади более 20000 м2 здесь сосредоточено свыше 3000 экспонатов.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

 

Единственный и неповторимый

Швейцарский музей транспорта поистине является уникальным. И дело не только в подвижном составе, работавшем в разное время на просторах нейтрального государства, славящегося надежными банками, престижными часами, многофункциональными армейскими ножами, сладким шоколадом, великолепным сыром и экологически чистыми продуктами.

Любопытно другое: по размаху занятой территории и количеству собранных образцов техники Verkehrshaus der Schweiz затмевает коллекцию автомобилей во французском городе Мюлуз. Более того, он оставляет позади и знаменитый музей транспорта в немецком Дрездене, в несколько раз превышая его как по площади, так и по количеству собранных экспонатов.

Над созданием швейцарского чуда энтузиасты задумались еще в начале Второй мировой войны. В1942 г. благодаря их усилиям был образован Транспортный союз Швейцарии со штаб-квартирой в Цюрихе. Сразу было определено, что нужно отыскать и сделать собственностью музея редкие и самые распространенные образцы транспортных средств. То, что нельзя заполучить в собственность, решили брать на правах долгосрочной аренды.

Для показа требовалось найти подходящую площадку. Легко сказать – найти! И, тем не менее, ее нашли. Подходящий клочок земли был в городе Люцерне, на берегу одноименного озера. Власти выделили музею 22 гектара земли и даже вписали статью в муниципальном бюджете. Несколько лет сбора средств городом и Транспортным союзом Швейцарии не пропали даром и позволили в 1957 г. начать строительство по ранее разработанному и утвержденному проекту. Официальное открытие состоялось в 1959 г., и по тем временам это было настоящее чудо!

Чудом музей остается и сегодня, спустя 55 лет с момента открытия. Нигде в мире вы не найдете такой концентрации транспорта и средств коммуникации, произведенных в Швейцарии или выпущенных за рубежом, но выходивших здесь на линии и маршруты для обслуживания пассажиров. На улице и в ангарах музея представлены паровые машины и бензиновые грузовики, дизельные автобусы и пожарная спецтехника, вагоны метро и трамваи, паровозы и дизельные локомотивы, поршневые и реактивные авиалайнеры, макеты морских и речных судов. По нашим меркам, это своего рода масштабная «выставка достижений народного хозяйства» со швейцарским уклоном.

Цена входного билета периодически меняется, но незначительно. Для взрослых она составляет 38 франков, для детей до 16 лет – 24 франка. По текущему курсу швейцарского франка к российскому рублю стоимость «взрослого» билета составляет 1780 руб., «детского» – 1125 руб. Мягко говоря, недешево, но Швейцария сама по себе дорогая страна.

 

 

 

Пожарный автомобиль Rosenbauer PLF 600 для тушения возгораний и открытых очагов огня в аэропорту

 

 Люцерн как пристанище

Адрес уникального музея транспорта Verkehrshaus der Schweiz знаком далеко за пределами Швейцарии: город Люцерн, Лидоштрассе, дом 5. Он указан во всех путеводителях и брошюрах, которые распространяют в отелях.

Жители Люцерна – большие хвалюшки. Они говорят: «достаточно побывать у нас – и вы увидите всю Швейцарию». Есть у них и другая поговорка: «Короли всегда здесь чувствовали себя гостями, а гости – королями». За игрой слов и желанием подогреть интерес к своему месту обитания кроется национальная гордость, и я ее разделяю: помните, «небольшой, но гордый народ…»

Окрестности тут и впрямь отменные, словно сошедшие с живописных картин и рекламных роликов:  голубые и бирюзовые озера  и затянутые легкой дымкой горы. То тут, то там разбросаны деревянные мосты, построенные еще несколько веков назад. Есть даже крепостная стена. Но пестроту картине придают маленькие домики, разбросанные от горизонта до горизонта, словно элементы красочного гигантского пазла.

Естественно, у местных жителей есть свои традиции. Например, проводить карнавал монстров, чудовищ и призраков, которому без малого девять столетий. А еще есть традиция время от времени посещать музей транспорта. Не то, чтобы местные его не видели: просто там можно интересно провести время всей семьей, сводить иногородних или зарубежных гостей, развлечься и отдохнуть. С апреля по октябрь музей транспорта в Люцерне открыт с 10 до 18 часов, с ноября по март – с 10 до 17 часов. Для местных это очень удобный график.

 

Диснейлэнд для всех

На огромной площади Швейцарского музея транспорта расположились несколько павильонов, чье назначение сразу не поймешь.

Еще до входа в них посетители знают, что павильоны посвящены автомобильному, авиационному, железнодорожному и водному транспорту. Экспонируются не только сами образцы техники, но и сделанные на их базе симуляторы, а также макеты остановочных пунктов и даже небольшие фрагменты реальных участков транспортных магистралей. Скажем, в павильоне с поездами можно наглядно проследить историю развития железных дорог в Швейцарии, в Европе и остальном мире. Правда, хороших фотографий за короткое время вы там не сделаете: экономные швейцарцы берегут электроэнергию и потому ярким светом посетителей не балуют.

Зато в музее вы можете лично испытать ощущения пилота самолета при взлете и в процессе полета. Для этого доступна специальная камера симуляции полетов. Те, кому хорошо и на земле, могут принять участие в краш-тесте автомобиля и даже ощутить силу удара о стену на скорости 40 км/ч. Для детей предлагаются прыжки на батуте, игры на свежем воздухе, самокаты, познавательные фильмы, плюс ресторан для всей семьи.

Почему музей так популярен не только у взрослых, но и у людей всех возрастов? Потому что это не только «железо». Кроме транспортных экспонатов здесь есть планетарий, кинотеатр IMAX, аэрофотоснимок Швейцарии в масштабе 1:20 000 и большая коллекция (свыше 300 работ) местного художника и скульптора Ханса Эрни. Она расположена в открытых садах музея в скульптурном парке. А еще имеется магазин сувениров, масштабных моделей-копий, книги, проспекты, специальная литература. Надо быть законченным сухарем, чтобы сказать, что здесь скучно.

 

Муляжи голов животных столконовение с которыми на дороге смертельно опасно 

 

 

 

 

Буквально все заполонили

Одна из самых больших и любимых тем посетителей – автомобили. Здесь много не только современных, но и старых машин. В частности, в закромах швейцарского музея есть копия первого в мире автомобиля Карла Бенца образца 1886 г. с имитацией фигуры его супруги. Той самой Берты, совершившей знаменитый пробег на этом чуде техники.

Первый трехколесный автомобиль Бенца не имел руля – его заменял штурвал. Два больших задних и одно переднее колесо размером поменьше были со спицами наподобие велосипедных. Одноцилиндровый двигатель развивал мощность всего в 1 л.с. При массе в 260 кг этот транспорт развивал всего 15 км/ч. Неудивительно, что покупатели холодно приняли новинку. Тогда Берта Бенц, супруга талантливого изобретателя, без ведома мужа взяла автомобиль. С двумя старшими сыновьями совершила поездку из Мангейма в Пфорцгейм. В течение одного дня 5 августа 1888 г. она преодолела путь длиной 106 км – огромное по тем временам расстояние.

По пути она покупала бензин в аптеках и чистила с сыновьями тормозные колодки. Пришлось обращаться и к кузнецу – чтобы приводную цепь наладил. Подвязка на женском чулке пригодилась для изоляции в системе зажигания, а заколка для волос – при чистке засорившегося бензопровода. Из-за слабого мотора на подъемах приходилось толкать автомобиль в гору, что позже навело инженера на мысль о необходимости создания коробки передач. После этого интерес покупателей к машине резко вырос, а скептические оценки сменились на уважительные.

В числе ярких экспонатов музея – аэродромный Ford С700 с пассажирским полуприцепом. Он представляет собой первое поколение перронных автобусов с габаритной длиной 14,35 м и кузовом швейцарской фирмы Hänni из Цюриха. Снаряженная масса такого автопоезда – 10180 кг, допустимая полная – 17390 кг. В моторном отсеке установлен бензиновый (!) двигатель Ford V8 с диаметром цилиндра и ходом поршня 98,4/88,9 мм. Из рабочего объема 5400 см3 инженеры смогли выжать 113 кВт/156 л.с. при 4000 об/мин. Мотор взаимодействовал с 6-ступенчатой автоматической коробкой передач Allison.

В пассажирском полуприцепе Ford С700 располагалось 6 мест для сидячих людей и 80 – для едущих стоя. Сцепка могла развивать максимальную скорость 80 км/ч, но в действительности для обеспечения комфорта авиапассажиров ездила гораздо медленнее. Эту технику выпускали с 1966 по 1980 гг. В 1979 г. было принято решение прекратить производство в связи с появлением автобусов с низким уровнем пола.

Рядом припаркован пожарный автомобиль Rosenbauer PLF 600 для тушения возгораний и открытых очагов огня в аэропортах. Он разработан и построен фирмой Rosenbauer International AG, изготавливающей пожарные грузовики с 1919 г. и поставляющий их более чем в 100 стран мира. «Пожарный» оснащался дизельным мотором V12 с турбонаддувом мощностью 404 кВт/550 л.с. при 2300 об/мин. Габаритные размеры этого монстра немаленькие: 10500х3200х3700 мм. Снаряженная масса – 28500 кг, масса пены для тушения – 6000 кг.

Автомобиль Rosenbauer PLF 600 с экипажем из трех человек разгоняется от 0 до 80 км/ч за 35 сек. и способен развивать максимальную скорость в 105 км/ч. Серийное производство этих «брандсмейстеров» велось с 1985 по 2003 гг. Выставленный в Люцерне полноприводный автомобиль 1988 г.в. эксплуатировала пожарная бригада Цюриха. Согласно требованиям Международного союза гражданской авиации the International Civil Aviation Organization (ICAO) экипаж должен прибыть к месту тушения пожара в течение трех минут. И огромная машина отвечала этому требованию в полной мере.

Зрительским интересом обеспечен рефрижераторный фургон Frech-Hoch от компании NAW – по сути, магазин на колесах выпуска начала 90-х. Его технические характеристики достойны своего времени. Коробка передач автоматическая. Привод – на заднюю ось. Дизельный двигатель NAW VU 4 23 имел рабочий объем 11961 см3. Он развивал мощность 220 кВт/300 л.с. Кузов построен фирмой Frech-Hoch, с разных сторон в нем сделаны три двери: по одной на каждую сторону.

Магазин на колесах в снаряженном состоянии весит 12000 кг и способен перевозить треть своего веса – 4000 кг. На борту имеются камеры глубокой заморозки, жарочный шкаф, прилавок, кассовый аппарат, полки и ящики для продукции. Автобус может подключаться к электросети, также есть встроенный генератор для автономной работы. При необходимости можно торговать не только снаружи, но и внутри. Из дополнительного оборудования на NAW Frech-Hoch стоит круиз контроль и кондиционер. Реальный пробег музейного экспоната составляет 278000 км – почти семь экваторов Земли! Автобус приехал в музей своим ходом в декабре 2008 г. Любопытно, что такие автобусы встречаются на просторах СНГ и цена у них не маленькая – доходит до 20 тыс. долларов.

Между тем, фирма Migros выбрала NAW Frech-Hoch своим транспортным средством в 1989 г. Идея монтировать фургонные кузова на автомобильное шасси пришла им в голову еще в 20-е годы прошлого века, и впервые была реализована на модели Ford T. Последний фургон на шасси автобуса в современной истории был выпущен 30 ноября 2007 г. При постройке кузовов использовались шасси швейцарских компаний Saurer из Арбона (Arbon) и FBW из Ветзикона (Wetzikon). С 1982 по 2000 гг. технику выпускали на шасси Mercedes-Benz под брендом NAW (Nutzfahrzeuggesellschaft Arbon & Wetzikon). Кстати, выставленная в музее модель стала последним примером использования шасси швейцарских грузовиков для постройки автобусов-фургонов.

Очень интересный экспонат – разрезанный пополам городской автобус Mercedes-Benz O 405 N с дизельным двигателем. Точно с таким же кузовом был и троллейбус. Специалисты превратили его в симулятор, дающий представление о том, что происходит с пассажирами при резком торможении. Идея демонстрации в том, чтобы убедить посетителей при езде в общественном транспорте крепко держаться за поручни.

Заповедник швейцарского транспорта  разделен на тематические зоны: так проще ориентироваться и интереснее совершать коллективные и самостоятельные экскурсии. Одного  дня на такое огромное собрание техники, которое находится в Швейцарском музее транспорта, действительно мало. Но ощутить дух эпохи, включая XIX и ХХ век – вполне реально.