Краны и подъемные механизмы "Мачтовый парк складского флота "


 

Валентин Ожго

Фото автора и производителей

 

Нынешний сезон российская торговая площадка вилочных фронтально-мачтовых погрузчиков завершает с высокой активностью. Рекорды в операционной грузоподъемности и высотности никто не ставил, но тематика интеллектуального обустройства машин, улучшения экологических параметров и привлекательной стоимости их владения для многих производителей стала приоритетной…

 

Погрузчики без работы не остались

Мировые производители вилочных погрузчиков для закрытых и отрытых складских площадок по-прежнему рассматривают рынок России как приоритетный. Везут все и в разном исполнении. Этому не помешали даже санкции Евросоюза и Америки. К примеру, часть погрузчиков, выставляемых на осенней выставке СеМАТ Russia 2014, были проданы прямо с экспозиций. От известных и примелькавшихся брендов прямо-таки пестрило в глазах: новизной блистали Linde, Still, Hyundai, Komatsu, Toyota, Heli, Jungheinrich и другие. Менее маститые погрузчики с клеймом Tailift, Hangcha, Liugong, Lonking, TVH, Goodsense на той выставке тоже засветились и даже дали информационный повод.

Вот пока японцы только собираются начать производство своих погрузчиков под Ярославлем, в Ступино (Московская обл.) китайцы заложили первый камень в фундамент современного предприятия по выпуску вилочных погрузчиков Goodsense. Уже в 2015-м там появится современное производство с мощной локализаций и производительностью до 5 тыс. ед. техники в год. Для города это добрая сотня рабочих мест, а для региона – приемлемая по цене и привлекательная по сервисному сопровождению современная складская техника.

Активную интервенцию на наш рынок начала компания Hangcha Group Company Ltd. (НС) с обновленным модельным рядом вилочных погрузчиков. Этот производитель подкупает потребителя пристрастием к японским силовым агрегатам Isuzu, Yanmar, Nissan и брендовым трансмиссиям Powershift (Япония-Китай), Okamura, ТСМ и Nissan (Япония).

Его складские машины комплектуются мачтами с различной высотой подъема, в т. ч. на 6-метровую отметку, устройствами бокового смещения каретки, современными системами безопасности. В России спрос на погрузчики Hangcha растет, особенно на недорогие универсальные машины для эксплуатации внутри помещений и вне их.

Другой китайский производитель Lonking осенью засветился в Москве погрузчиками третьего поколения. Нашим специалистам понравилась модель дизельного исполнения LG35DT, оснащенная 3-секционной мачтой и операционной возможностью работы на высоте от 3 до 6 метров. Привлек внимание также электроприводной погрузчик LG20B с 2-секционной мачтой и способностью поднимать груз на высоту 3 метра. Здесь производитель блеснул силовыми возможностями электрического мотора, который при подъеме груза выдает на-гора мощность 8,6 кВт, а при движении работает в диапазоне 6,3 кВт.

 

О безопасности замолвите слово

В нынешнем сезоне сразу несколько производителей погрузчиков сделали акцент на внедрении новейших систем безопасности. Есть самые простенькие, но эффективные решения, а есть машины с очень высокоточными цифровыми приборами измерения, которые могут не только подсказать, но и скорректировать работу подъемного механизма.

Систему безопасности условного эконом-класса предложила американская компания Hyster. Она начала внедрять на своих погрузчиках систему аварийной блокировки движения, которая включается в том случае, если оператор не пристегнулся к своему креслу ремнем безопасности. Новая система блокировки автоматически выключает сцепление, если ремень безопасности даже во время движения случайно отстегнуть. Тогда погрузчик, без резких торможений плавно замедляет ход и – приехали... На панели приборов тотчас загорится индикатор, указывающий на причину остановки. Возобновить движение можно лишь в одном случае – надев и застегнув ремень, механизм натяжения которого приведет машину в рабочее состояние.

А вот компания Linde Material Handling нынешней осенью предложила российским потребителям уникальную электронную систему безопасности Linde Safety Pilot, которая помогает оператору предотвращать опасные ситуации, минимизировать риск несчастных случаев и соблюдать технику безопасности на производстве.

Предложенная система исключает несчастные случаи по причине человеческого фактора: недостаток знаний или плохая концентрация внимания оператора часто становятся причиной опрокидывания, столкновения и повреждений погрузчиков, в т. ч. с последствиями порчи грузов. Linde Safety Pilot с помощью информации на дисплее помогает оператору ориентироваться в показателях и предотвращать опасные ситуации, не подвергая риску себя и работающих рядом людей.

Теперь измерения «на глазок» в прошлом: бортовая система безопасности считывает информацию с сенсоров и датчиков, обрабатывает и выводит данные на дисплей. Там показывается не только не только реальный центр тяжести груза, но и его масса на вилах, текущая высота подъема, угол наклона мачты и максимально допустимая высота подъема.

Если операционный процесс только-только выходит за пределы допустимых величин, то автоматика сразу реагирует, выходит с «зеленого» сектора в «желтый» и выдает предупредительные визуальный и звуковой сигналы. Блокировки на этом этапе еще нет, но система контроля уменьшает скорость подъема груза. Когда оператор не реагирует на это и с уверенностью «авось пронесет» продолжает операцию, а грузовой момент достигает максимального уровня остаточной грузоподъемности, система сразу оповещает о переходе в «красный» сектор дисплея и тотчас блокирует функции подъема и наклона груза.

Система помогает оператору ориентироваться во всем. К примеру, скорость движения погрузчика контролируется и регулируется в зависимости от веса груза, высоты подъема, угла наклона мачты и центра тяжести груза. Интересным видится функционал высоты подъема груза с ограничителем, препятствующий столкновению с потолком или верхней частью ворот. По такому же принципу работает ограничитель опускания вил. Он не только исключает сильный шум от ударов или трения о пол, но и защищает вилы от износа. Помимо этого можно выводить общий вес груза, обработанного конкретным погрузчиком, получать данные по уровню оставшегося в батарее заряда, задавать максимальную допустимую скорость передвижения с прицепом и т.д.

 

Курсом на экономичность и

прощай, свинцово-кислотная АКБ…

По пути уменьшения стоимости владения погрузчиков пошли не только производители таких машин, но и поставщики комплектующих. Нынешней осенью Trelleborg представило российским потребителям новую технологию Pit Stop Line, применяемую при производстве цельнолитых шин премиум-класса, со специальным индикатором износа, который способен на 25% продлить срок эксплуатации литых шин для вилочных погрузчиков.

Решение простое: в шину погрузчика интегрировали слой оранжевого цвета. Она может работать до конца своего жизненного цикла. Как только на поверхности резины за стирающимся черным слоем появляется оранжевая прослойка, погрузчик можно смело загонять на ремплощадку, снимать изношенные колеса и ставить новые. Такой определитель износа прибавляет 100 часов работы, т. е. 10–15 рабочих дней, что избавляет от несвоевременных расходов на покупку шин: при каждых четырех заменах полностью износившихся шин пятая замена колес на вилочном погрузчике обходится владельцу бесплатно.

Весьма революционно ворвалась в сегмент складских машин компания «ЭнСол Технологии» (EnSol technology), работающая под патронатом Фонда «Сколково». Она сделал прорыв в системе управления и быстрого заряда промышленных тяговых аккумуляторов: батарея обладает активной системой балансировки, постоянно поддерживая себя в идеальном состоянии. Это не только 100-процентное использование ее емкости, существенное увеличение срока ее службы, но еще и быстрая зарядка, что в коммерческой эксплуатации электроприводной техники очень важно.

Если перейти на более понятный язык, то это обозначает конец эпохи привычных свинцово-кислотных аккумуляторов. Эксперты уже подсчитали, что экологически чистые литий-ионные батареи с инновационной системой активной балансировки в ближайшие пять лет вытеснят с рынка погрузки-разгрузки дорогой и капризно-вредоносный свинец. Есть и более близкая перспектива: к 2015 г. объем рынка промышленных литий-ионных батарей составит примерно 9 млрд долларов, а основными игроками в этом сегменте комплектации складских машин будут всего пять форвардов – AESC, LG Chem, A123 и SB LiMotive с возглавляющим список Panasonic/Sanyo, к которому примкнула EnSol, подписав в конце сентября договор о сотрудничестве.

Молодая российская компания EnSol technology взялась за дальнейшую разработку третьего поколения умных литий-ионных аккумуляторов, которые будут работать на ячейках японского концерна: они компактнее в размерах, служат дольше аналогов и надежны благодаря стандартам качества Panasonic.

Нынешней осенью перспективный Li-ion принял у наших разработчиков батарей форму коммерческого продукта: EnSol запустила производство тяговых Li-ion аккумуляторов с уникальными экологическими возможностями и силовым потенциалом. Эффективность батарей сразу подскочила на 40%, а срок жизни в полтора раза выше свинцовых накопителей. При этом Li-ion АКБ снижают электропотребление и удешевляют владение погрузочной техникой почти в 2 раза. Это – прорыв в сегменте тяговых батарей с  первым в мире аккумулятор, который работает в полную емкость всех своих ячеек, расходуя 100% энергии каждой из них вплоть до полного отключения.

Вилочные погрузчики для нынешнего этапа внедрения выбраны неспроста: к настоящему времени в этом сегменте машин Россия имеет здоровый, самоокупающийся и динамично развивающийся рынок с жесткой конкуренцией. И если здесь владельцы складской техники видят экономию затрат, то они за такую технологию готовы платить…