Логистика "От склада – к комплексу услуг"


 

За счет логистики в Беларуси формируется 7,5% валового внутреннего продукта. Доля логистических издержек в стоимости продукции составляет порядка 20%, а в отдельных случаях достигает 35%. Для сравнения: в странах Евросоюза эти показатели находятся в пределах 20–25% и 11% соответственно.

 

В республике функционирует почти три десятка логистических центров, каждый третий из них – со статусом «транспортно-логистический». Финансовые вложения в логистику в 2014 г. составили порядка 150 млн евро, общая площадь складов класса «А» и «В» достигла более 350 тыс. кв. м, и к окончанию 2015-го предполагается на уровне 700 тыс. кв. м.

– Задача – не количество логистических объектов, а набор качественных конкурентоспособных и доступных услуг в них, – считает первый заместитель министра транспорта и коммуникаций республики Евгений Рогачев. – Главное, чтобы предприятия, инфраструктура, которые в этом задействованы, отвечали потребностям рынка, покрывали спрос. Мы нацелены на совершенствование качества работы, привлечение дополнительных объемов и транзитных грузопотоков, сокращение документооборота, расширение электронного обмена данными. Транспортно-логистические центры загружены на 60–70%, но это не говорит о том, что простаивают площади. Во-первых, неполная загрузка рождает определенную конкуренцию, а это всегда плюс. В-вторых, инфраструктура должна быть готова к предполагаемому увеличению объемов и по нашим оценкам «запас прочности» составляет порядка 30–35%.

Пока белорусский бизнес уступает европейской логистике в оказании услуг по комплексному обеспечению, включая закупку, таможенное оформление, сбыт, финансирование, информационные услуги, обслуживание цепочек поставок, организацию контрактной работы по внешнеэкономической деятельности, управленческий и организационный консалтинг. По данным Европейской логистической ассоциации, комплексность услуг логистических компаний стран Евросоюза достигает 73%, в Беларуси этот показатель составляет 25%. Доля аутсорсинга на рынке транспортно-логистических услуг в Европе – 65%, Китае – 48%, а в Беларуси – не более 3%.

Эксперты склонны считать это следствием того, что собственники (владельцы) логистических центров в условиях экономической неопределенности, больших процентных ставок по кредитам, высоких инвестиционных рисков ориентированы на скорейший возврат финансовых вложений. Большинство компаний, которые инвестировали в белорусскую логистику, не стремятся к развитию сервиса и повышению качества услуг, а нацелены на дальнейшую продажу, либо сдачу в аренду. При этом предлагаемые склады не всегда востребованы логистическим оператором, так как его не устраивают определенные технические параметры для работы с тем или иным товаром, что является следствием ошибок на стадии проектирования, когда складские помещения формировались без последующей привязки к специфике грузов.

– Несмотря на расширение строительства современных комплексов класса «А», сделки по покупке складов большой площади, например, от пяти тысяч квадратов – единичны и, как правило, заключаются до ввода в эксплуатацию, – делится своей точкой зрения Денис Авраменко, заместитель директора по логистике компании «Электросервис и Ко», которая относится к числу крупнейших импортеров. – Рынок есть, но если вести речь о больших площадях, то его нет, поскольку редко, когда такие помещения появляются и при этом удовлетворяют требованиям и запросам. Рынок складского аутсорсинга в Беларуси пока не сформирован, предложение очень ограничено, работает он по принципу «зайдите к нам по низким тарифам, а через полгода мы поднимем цены – и вы никуда не денетесь». Несмотря на падение рынка, я имею в виду общий уровень деятельности, не наблюдается снижения ставки аренды современных складских площадей. Она на уровне от 9 до 12 евро за квадратный метр. Одна из причин – повышенная потребность: из устаревших заводских корпусов, ангаров арендаторы переходят на качественные площадки, предложения на рынке по которым имеются. Думается, в ближайшие годы складская недвижимость дешеветь не будет, по крайней мере, серьезно, и спрос на современные универсальные склады, расположенные в удачном месте, сохранится.

Отставание в комплексности оказываемых услуг, осуществление таможенного оформления грузов не в полной мере отражается на объеме обрабатываемого белорусскими логистическими центрами транзитного товарного потока. Весьма слабо участвуют в логистике финансовые учреждения – лишь Беларусбанк и БПС-Сбербанк включились в финансирование логистических цепочек, понимая выгодность этой деятельности.

Ежегодно в логистическую сферу Беларуси должны приходить около двух тысяч логистов, в то время как в 2013-м все вузы страны выпустили немногим более 600 молодых специалистов по этому направлению. Есть проблема с подготовкой и наймом среднего звена специалистов – начальников смены, бригадиров, от которых требуются не только исполнительские компетенции, но и управленческие функции – способность мотивировать других на качественное выполнение задачи. Сегодня такие кадры, как правило, приходится растить непосредственно в компании, поскольку надежда на приход со стороны – маловероятна.

Завершается реализация Программы развития логистической системы Беларуси на период до 2015 г. Сейчас ведется разработка дорожной карты логистической системы республики до 2030 г. Ориентир взят на расширение таких функциональных процессов, как маркетинг, закупка, поставка, таможенные формальности, складирование, производственные циклы, сбыт, финансирование, информационная поддержка. При этом эксперты указывают на необходимость демонополизации отдельных сегментов рынка. В частности, речь идет о создании системы операторских компаний на железнодорожном транспорте, формировании посреднических услуг при таможенном оформлении на границе.

Чтобы быть конкурентной, белорусская логистика должна стать гибкой, интегрированной, своевременно изменяться в связи с динамичными внешними изменениями, быть готовой выступить с новыми идеями, предложениями, иметь способность быстро отвечать на вызовы внешней среды, быстро перестраиваться. Стремление к этому наблюдается, однако результативность пока недостает.

 

 Можно использовать в качестве вставки по тексту

Всемирный банк с периодичностью раз в два года рассчитывает значения Индекса эффективности логистики LPI (The Logistics Performance Index), который применяется международными экономическими структурами для измерения взаимосвязей в цепи поставок, а также при формировании системы оценки эффективности транспорта.

В первом рейтинге LPI в 2007 г. Беларусь заняла 74-ю позицию среди 150 участников. В силу недостаточного количества ответов, страна не была включена в рейтинг LPI в 2010-м. В рейтинге 2012-го республика была 91-й.

В 2014 г. несмотря на рост эффективности логистической среды место Беларуси в Индексе LPI снизилась до 99-го среди 160 стран. Наиболее уязвимая позиция наблюдается по субиндексу «качество логистических услуг и компетентность» (понижение с 89-го до 116-го места). При этом значительно улучшился рейтинг по субиндексам «таможня», «эффективность процесса таможенного оформления», «простота организации международных перевозок по конкурентоспособным ценам».