Нывесное оборудование "С навесным лифтом за кормовым свесом"
Валентин Ожго
Фото автора и производителя
В городскую развозку и дистрибуцию транспортные машины с гидробортом вошли стремительно. За последнее десятилетие они стали привычным атрибутом автоперевозок по всей цепочке городской логистики…
Грузчиков не приглашать!
Если раньше грузовики и фургоны с гидробортом (гидролифтом) относились к группе спецтехники из-за специально заказываемой грузоподъемной платформы в кормовой части шасси, то нынче такое исполнение ничем не выделяет автомобиль в общем транспортном потоке. Платформы подъемников на автомобилях разного кузовного исполнения (бортовой грузовик, фургон, микроавтобус) с грузоподъемностью от 3–5 центнеров в сегменте LCV до нескольких тонн (3–3,5 тонны) в среднетоннажных и даже тяжелых машинах стали почти стандартными, постепенно вытесняя опционный вариант установки.
Гидравлическая система с двумя или четырьмя гидроцилиндрами получает привод от электродвигателя, питающегося от АКБ. Пост управления находится вне кабины по правой стороне свеса кузова, имеет дублирующий фидерный (проводной) дистанционный пульт. В последнем поколении гидробортов разработчики создали платформы с ножными кнопками (подъем, опускание), расположенными в полу подъемника. Там же начали размещать едва выступающие мини-плафоны ламп габаритного обозначения ТС и откидывающиеся ролл-стопы, которые исключают самовольное скатывание с борта различной колесной тары.
Гидроборт «слайдер» выдвижного типа размещается под свесом кузова. Если погрузка/выгрузка производится с рампы, то платформа остается в транспортном положении, поскольку спрятанная под свес «книжка» не мешает погрузочной операции непосредственно с эстакады. Гидроборта колонного типа с вертикальным ходом платформы вверх-вниз по стойкам (колоннам), смонтированным на заднем дверном проеме фургона (реже бортового грузовика), у нас не прижились. Они и в Европе встречаются редко.
Наиболее популярным в России остается гидроборт консольного (рычажного) типа с рычажно-торсионной системой строения. Это не только лифт подъема, но и наклонный пандус для самоходного въезда малогабаритной техники в кузов. По такому принципу многие производители начали комплектовать кормовые борта скотовозов. Получается то ли трап, то ли пандус, по которому животные загоняются внутрь. Наклонные рампы скотовозов дополняются перилами, а пол делают более рифленым или с поперечными рейками для предотвращения скольжения животных.
В обычных машинах для приема накатных грузов с ручных гидравлических тележек поверхность платформы имеет едва видимое рифление, которое противостоит скольжению и в то же время не требует от рабочего большой мускульной силы для перекатывания ручной тележки по такому помосту. Складские погрузчики с малоразмерными шинами на таких покрытиях тоже не скользят
Мы за ценой не постоим?
Российская торговая площадка гидробортов практически полностью отдана европейским производителям кормовых грузоподъемных навесок. Какого-либо влияния на емкость рынка российское машиностроение не имеет. Нишу распределили между собой компании Bär Cargolift, MBB-Palfinger, Dautel, (Германия), DHollandia (Голландия), Zepro (Швеция), Sorensen (Дания), Erhel Hydris (Франция) и, пожалуй, все. Есть еще несколько изготовителей, но их доля мизерная из-за слабой сервисной сети. В сегменте российского рынка гидролифтов отсутствуют китайские производители.
При всей своей ценовой доступности у нас развит как первичный, так и вторичный рынок ввозимых гидробортов. Срок службы кормового подъемника любого из перечисленных производителей гарантированно составляет не менее 10 лет и ввезенные гидроборты даже пятилетнего возраста идут за первый сорт. Чаще всего происходит износ шестеренок гидравлического насоса. Они выходят со строя в два-три раза чаще, чем электрические моторы привода, кнопки управления.
«Европейцы» стараются держаться на рынке РФ за счет адаптации навесных подъемников к российским машинам. К примеру, компания DHollandia в нынешнем году сделала гидроборт DHLG для установки на «Газель» сразу в трех версиях грузоподъемности – 500, 750 и 1000 кг. Конструкция алюминиевой платформы DHLG получилась легкой (масса 180 кг), но и в то же время прочной.
Привлекательности добавляет то, что цилиндры всех трех «российских» версий имеют электрические предохранительные клапаны, а в блоке управления не используются сложные электронные узлы и комплектующие – только обычные электрические компоненты. В стандартную комплектацию вошел дополнительный фидерный пульт управления со спиральной силовой ниткой. В качестве гидроносителя подобрали масло Castrol AeroHF585B с температурным диапазоном эксплуатации от –50 оС до +50 оС и порогом застывания на отметке –70оС.
Теперь разница в стоимости кормовых навесок разного грузоподъемного диапазона незначительная. Российское представительство производителя готово поставить DHLG (500 кг) за 141 тыс. руб. с монтажом. Эта же модель с паспортом на 750-килограммовую грузоподъемность обойдется всего на 5 тыс. рублей больше. Гидроборт однотонной грузоподъемности с монтажом будет стоить чуть дороже – 155 тыс. руб., что лишь на 9 тыс. руб. больше стоимости ходового 750-килограммового грузоподъемника.
Бельгийцы в грузоподъемной 750-килограммовой группе гидробортов для автомобилей марки «Газель», «Валдай» и «Баргузин» еще предлагают весьма популярные новые модели DH-LCP.10 и DH-LMQ.10.
Для управления бортовым гидробортом не требуется прохождения каких-либо курсов и наличия удостоверения. Водителю автомобиля достаточно небольшого инструктажа и элементарных знаний техники безопасности. Поскольку это все-таки грузоподъемный механизм, что считается объектом повышенной опасности, разработчики продумали систему безопасности до мелочей.
Нынешней осенью на выставке коммерческого транспорта IAA-2014 в Ганновере компания Bär Cargolift познакомила специалистов с концепцией простого и безопасного управления гидробортом SmartControl при помощи iPhone. К имевшейся технологии дистанционного управления логическая система SmartControl прибавила новое практичное терминальное устройство. Теперь появилась возможность обслуживания гидроборта из кабины водителя и управления другими компонентами – шторной дверью или выдвижными гидравлическими опорами, которыми комплектуются гидроборты с грузоподъемностью три и более тонн.
К слову, в 2014-м ведущий европейский производитель Bär Cargolift вообще имеет карт-бланш по заключенному почти год назад со Scania соглашению о сотрудничестве. По этому документу дилеры глобальной сети шведского автопроизводителя получили право осуществлять шеф-монтаж, профессиональное обслуживание гидробортов Bär Cargolift с охватом логистики запчастей через сеть Scania. Помимо этого позволено проводить гарантийные работы, организовывать семинары по подготовке специалистов по обслуживанию гидробортов.
Активно продвигающая на наш рынок свою продукцию компания Dautel в августе сообщила о дополнительных мерах по коррозийной защите стальных деталей конструкции гидробортов от солевой агрессии антигололедных ингредиентов. Оптимальную защиту от разрушений ржавчиной дает новая технология горячей оцинковки. На упомянутой выставке коммерческого транспорта IAA-2014 в Ганновере компания Dautel представила алюминиевые платформы консольного типа Lifter DL 1000-2500L и Lifter DL 2500L / S-3000S, Lifter DL 2000S, а также слайдерные складывающиеся выдвижные гидроборта DS 2000VA и DS 1500 / 2000VT.
Российский рынок, как прогнозируют эксперты, больше реагирует на классическую новизну с рычажно-торсионной системой конструкции, хотя складываемые модели со временем тоже выйдут на пик популярности. Правда, произойдет это уже после 2015-го.
А в «дамках» кто?
В сегмент гидробортов также входит группа подъемников для людей с ограниченной подвижностью, проще говоря, инвалидов-колясочников. Если в больших городских низкопольных автобусах (ЛиАЗ, «Волжанин», МАЗ) проблему посадки/высадки колясочников решили за счет откидных пандусов, то в автобусах средней и малой вместимости (LCV) обустройство хвостовыми или боковыми гидролифтами еще в редкость. Впрочем, популяция спецмашин с подъемниками для людей с ограниченной подвижностью в странах Евросоюза тоже мизерная, поскольку рынок такой техники там почти насыщен, заказы на транспорт поступают только в случае замены машин, отслуживших свой ресурс.
В России рейтинговые торговые марки Schoettler Reha и AMF-Bruns известны разве что специалистам. Это им, к примеру, интересно, что подъемники с клеймом AMF-Bruns моделей AL1 Solid, AL1 Panorama, AL1 Split с 400-килограмовой грузоподъемностью почти на четверть легче, чем их аналоги на рынке. Это и подкупает: ТС из-за меньшей массы навески будет менее перегруженным. К примеру, AMF адаптировал под социальное такси Ford Transit Connect с площадками на размещение двух инвалидных мест, которые заполняются с помощью таких подъемников и не нарушают осевую развесовку.
Производитель имеет линейно-погрузочные лифты для инвалидов-колясочников и на полутонную грузоподъемность с разными размерами платформы (920 мм х 1540 мм или 920 мм х 1350 мм). Для монтажа разработана документация практически под любую колесную базу LCV. Но в России пока имеем лишь редкие случаи поставки инвалидных подъемников из Европы: как с нуля, так и бывших в употреблении. В основном монтаж производился на шасси «Газель» или же на собираемые в России автомобили сегмента LCV из ввозимых машинокомлпектов.
Надеяться на то, что вскоре потребность в таких пассажирских машинах будет заполнена на «все сто» не стоит, хотя заказы на социальное такси с подъемниками и аналогичный ему транспорт для людей с ограниченной подвижностью наши социальные службы начали делать чаще. Только в период с 2011 по 2013 гг. для системы социального обслуживания РФ (1 406 стационарных учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов) приобретено 1 289 ед. спецавтотранспорта. Итоги 2014-го будем знать где-то в конце января. Но рост к объемам поставок прошлого года ожидается: госпрограмма «Доступная среда» и региональные программы по доступности транспорта для людей с ограниченными возможностями нынче обретают приоритетность…