Пассажирские перевозки "Каркасная маршрутка"


 

На улицах Воронежа, Калуги и многих других городов РФ появились необычные автобусы с большими стеклами. Наряду с ПАЗами, «ГАЗелями», Citroёn Jumper, Ford Transit, Peugeot Boxer и Mercedes-Benz Sprinter похожие на огромные аквариумы машины работают в качестве маршрутных такси. У всех них одно название – 18-местный каркасный автобус на базе «ГАЗель NEXT». Их производство начато в Нижнем Новгороде в 2014 г., а наш тест-драйв состоялся незадолго до Нового года на гоночной трассе «Нижегородское кольцо».

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Критика во благо

За 20 лет истории «ГАЗели» все привыкли, что иной маршрутки от Горьковского автозавода ждать не приходится. Благодаря партнерам в модели «ГАЗель Бизнес» появилась высокая крыша, иная компоновка салона, китайский лицензионный двигатель. Казалось бы, чего еще надо? Все ждали появления цельнометаллического фургона «ГАЗель NEXT», а уж потом на его базе – и пассажирской версии. Но ГАЗ пошел другим путем и выдал на-гора каркасный автобус.

В принципе, он появился как ответ на критику маршрутки «ГАЗель Бизнес», которая прозвучала на одном из столичных радио еще в 2010 г. Слушатели завалили Горьковский автозавод обоснованными претензиями, а после эфира поступило 60 страниц SMS с предложениями по улучшению. Четыре из пяти откликов пришли из России, остальные – из-за границы. При этом девять из 10 слушателей оказались женщинами, ежедневно перемещающимися на маршрутках.

Президент Группы ГАЗ Вадим Николаевич Сорокин считает, что маршрутное такси для ГАЗа – имиджевый товар, поэтому конструкторам поставили задачу учесть все замечания по делу. Сперва заменили скользкий линолеум на абразивное покрытие пола. В салоне поставили более удобные сиденья Solex. Но из-за ограниченных габаритов, низкого потолка и сдвижной двери добиться качественного прорыва не удалось. Стало ясно: из 12-местной «ГАЗели Бизнес» выжали все, что можно. Перевозчики просили дать больше посадочных мест, и в итоге было решено делать каркасный автобус на 18 пассажиров.

Первый экземпляр полукапотника спроектировали и построили на шасси «ГАЗель Бизнес». На нем отработали концептуальные решения и еще до постановки в серию устранили выявленные недочеты. Однако на конвейер встала версия на платформе «ГАЗель NEXT».

Кубическая сила

Производство «авквариумов» (как окрестили новую маршрутку пассажиры) ГАЗ начал в апреле 2014 г. Поначалу спрос на них даже недооценили. Считалось, что 2,5–3,0 тыс. штук за глаза хватит, чтобы удовлетворить всех желающих. Но аппетиты перевозчиков превзошли все ожидания: только в прошлом году было заказано свыше 6,5 тыс. штук. ГАЗ по-другому взглянул на свой продукт и решил его совершенствовать.

Как и у классических автобусов, кузов каркасного «ГАЗель NEXT» стал кубическим. Каркас дал конструкторам свободу при проектировании салона, а угловатый скелет позволил упростить штамповую оснастку. Внутренняя высота в 1900 мм позволяет стоять в полный рост даже возле окон. При длине каркасной «ГАЗели NEXT» в 6088 мм колесная база составляет 3745 мм, передний свес – 875 мм и задний – 1468 мм. Такие габариты обеспечили в салоне 18 пассажирских мест.

Жесткий каркас образован стальными трубами, прошедшими катафорезную обработку двухкомпонентным грунтом PPG слоем толщиной 20–22 микрон. Каркас полностью погружают в ванну с составом и переворачивают вокруг оси для заполнения скрытых полостей. Боковые панели и капот штампуют из оцинкованной стали. Передние крылья, фронтальную и тыльную маски, а также панели крыши формуют из пластика и крепят с помощью клея-герметика на основе MS-полимеров. В случае аварии никто рихтовать такие панели не станет – вместо них вклеят новые.

Каркасный автобус стал практичнее. Одностворчатая дверь поворотного типа с электромеханическим приводом надежнее, чем сдвижная. Ее площадь меньше, и при посадке/высадке салон выстуживается не так быстро, как на предшественнике. Предусмотрено аварийное открывание снаружи с помощью расположенной слева от входа влагозащищенной кнопки. Задняя дверь поворотная, на накладных петлях с ручным открыванием. По сути, это запасной выход.

Основной вход образуют две ступени, где нижняя находится на уровне 340 мм над уровнем дороги. Ширина проема основной двери – 550 мм. Эластичное крепление кузова к раме и хорошая виброизоляция препятствуют образованию шумов. При кренах кузова нет скрипов пластика, металлических стуков в подвеске и других посторонних звуков. Мощная печка и штатный отопитель поддерживают в салоне нужный микроклимат. Как опция есть независимый топливный отопитель на 5 кВт. С ним ветровое стекло не запотевает, но конструкторы намерены ввести в серию ветровик с термообогревом встроенными нитями.

 

Классика ГАЗа

Преемственность каркасника «ГАЗель NEXT» видна не только по фронтальной светотехнике и приборной панели, но и по другим деталям.

Рулевой механизм с гидроусилителем и радиус поворота по колее наружного переднего колеса в 6,6 м упрощают маневрирование. Под нагрузкой автобус имеет угол въезда 22 град. и угол съезда 14 град., и дорожный просвет в 170 мм. Снаряженная масса достигает 3014 кг на модели A63R42 и 2960 кг на A64R42, полная – 4292 и 4252 кг. Заявленный расход топлива составляет 8,5 л/100 км на скорости 60 км/ч и 11,5 л/100 км на скорости 80 км/ч.

Таким аппетитом обладает лицензионный 4-цилиндровый рядный дизель Cummins ISF 2.8 с турбонаддувом и охладителем надувочного воздуха. Он обладает измененными камерами сгорания и турбокомпрессором, а также специальными настройками для движения в городе. Мотор развивает мощность 120,6 л.с. при 3200 об/мин и создает максимальный крутящий момент в 295 Нм в диапазоне 1600–2700 об/мин. Потенциала силового агрегата достаточно для набора скорости 110 км/ч.

Механическая 5-ступенчатая коробка передач была модернизирована и теперь способна передавать крутящий момент до 330 Нм. В ее конструкции есть пластина для повышения жесткости промежуточного и вторичного вала, подшипники повышенной грузоподъемности, зубчатые венцы увеличенной ширины и фланцевое соединение карданной передачи. На коробке отсутствует так называемый «задний хвост». В итоге была снята механическая нагрузка с подшипников вторичного вала, сам узел стал надежнее и получил увеличенный ресурс.

Другие особенности конструкции: задний мост с увеличенной несущей способностью и усиленными тормозами. Банжо моста делают только из специальной стали с добавлением титана. Применяется гипоидная главная передача, конический шестеренчатый дифференциал. Система вывода отработавших газов получила сажевый фильтр и выхлопную трубу увеличенной длины. Рабочие тормоза двухконтурные, с гидравлическим приводом, вакуумным усилителем и ABS. Тормозные механизмы передних колес дисковые, задние – барабанные. На колесах с неразборным ободом монтируют пневматические радиальные бескамерные шины размером 185/75R16C. «Запаска» крепится в заднем свесе.

Передняя подвеска независимая, на поперечных рычагах, с цилиндрическими пружинами и стабилизатором поперечной устойчивости. Усиленная задняя подвеска с четырьмя продольными листами полуэллиптических рессор снабжена стабилизатором поперечной устойчивости. В общем, классика жанра по-газовски. Как результат – хорошая плавность хода, комфорт движения и достойная управляемость.

Для каркасного автобуса «ГАЗель NEXT» установлен межсервисный интервал в 20 тыс. км. Неплохо для маршрутки, чья цена на 20–40% ниже стоимости одноклассников зарубежных марок. В прошлом году стоимость городского варианта A64R42 составляла 1,1 млн руб., а пригородного A63R42 – 1,13 млн руб. Понятно, что наличие импортных комплектующих в 2015-м заставит поднять ценник, но и конкурентам придется делать то же самое.