Подвижной состав "Пятое поколение среднего тоннажа"


 

Горьковский автозавод освоил серийное производство очередного, пятого по счету, поколения среднетоннажных грузовиков из Нижнего Новгорода. «ГАЗон NEXT» не вытеснит с конвейера предшественника ГАЗ-3307, а станет более современной дополняющей альтернативой. В январе 2015-го новые автомобили начали поступать в дилерскую сеть, а с февраля стартует повсеместная розничная торговля.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Базовый элемент

В минувшем году 19 сентября на церемонии начала производства «ГАЗон Next» лично присутствовал Президент РФ Владимир Путин. Не будь событие столь знаковым, вряд ли бы глава государства включил такое мероприятие в свой плотный рабочий график. Кстати, презентация для журналистов ведущих транспортных СМИ прошла 9 декабря при личном участии президента Группы ГАЗ Вадима Сорокина. Вот и делайте вывод о том, какая роль уготована новому грузовику в судьбе завода.

В прошлом году Группа ГАЗ вывела на рынок 14 новых продуктов, и среди них «ГАЗон Next». В принципе, появления автомобиля ждали – еще в 2012-м публике показали один из прототипов, а спустя год на столичной выставке коммерческого транспорта экспонировался, по сути, предсерийный образец. В нем без труда угадывались дизайнерские и конструкторские решения, скажем, кабинный модуль от «ГАЗель Next». Но оперение и, в частности, пластиковые крылья и маска радиатора, панель приборов и даже сиденья были уже другими.

Серийный «ГАЗон Next» перенял несколько важных черт от развозного ГАЗ-3310 «Валдай». В итоге получился уникальный продукт, единственный в своем роде. Достаточно вспомнить, что все другие российские среднетоннажники имеют бескапотные кабины. Что очень важно – новый грузовик стал основоположником будущего перспективного семейства.

Эволюция среднетоннажников ГАЗ

Основоположником горьковских среднетоннажников стал 1,5-тонный ГАЗ-АА (4х2), продержавшийся в серии с 1932 по 1950 гг. и выпущенный в количестве 985 тыс. ед.

До 2,5 т груза вез представитель второго поколения – ГАЗ-51, стоявший на конвейере с 1946-го по 1975-й год. Его «поголовье» насчитывало 3,5 млн ед., и часть из них была поставлена на экспорт.

У автомобилей третьего поколения, ГАЗ-52 (1966–1989 гг.) и ГАЗ-53 (1961–1993 гг.) допуск по перевозке груза составлял по 2,5 т. Армия и народное хозяйство в общей сложности получили 4 млн таких автомобилей.

Представители четвертого поколения, ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309, выпускаемые с 1989-го и 1994-го года соответственно по настоящее время, способны везти по 4,5 т груза. Суммарный тираж таких машин по советским меркам очень скромный – 300 тыс. ед. почти за четверть века, тогда как в Советском Союзе только ГАЗ-53 выпускали по 330 тыс. ед. в год – вдвое больше грузовиков всех стран Европы, вместе взятых.

Новейший среднетоннажник «ГАЗон Next» стал пятым поколением в линейке ГАЗ, и у него самая большая в серии грузоподъемность – 5 т.

 

База для модификаций

Предшественника «ГАЗон Next» начали выпускать еще в Советском Союзе. За четверть века ГАЗ-3307 множили без существенной модернизации. Автомобили грузоподъемностью 4,5 т комплектовали четырехтактным 8-цилиндровым V-образным карбюраторным двигателем ЗМЗ-5231.10 мощностью 124 л.с., ключевые узлы и агрегаты не меняли. «ГАЗон Next» стал совершенно новым, по большому счету, прорывным продуктом.

На создание «ГАЗон Next» потратили кругленькую сумму, но сама модель получилась недорогой. Инвестиции в проект превысили 2,3 млрд руб. На выходе получили не просто новый грузовик стоимостью чуть больше миллиона рублей, а универсальную платформу для создания целого ряда модификаций.

Вместительная кабина нового среднетоннажника с модулем от «ГАЗель Next» на треть шире, чем у предшественника, и теперь в ней не два, а три места. В двухрядном варианте может быть семь мест, при этом сиденья второго ряда складываются в спальное место. При полной массе 8,7 т автомобиль везет 5 т груза – на 500 кг больше предшественника.

Разработчики подчеркивают: «ГАЗон Next» – не возвращение к концепции дизельного ГАЗ-4301 (1992–1995 гг.), а новый продукт широкого применения. Сейчас линейку образуют базовые модификации с бортовой стальной и алюминиевой платформой, стандартной (3770 мм) и удлиненной (4515 мм) колесной базой, однорядной трехместной или двухрядной семиместной кабиной. Погрузочная высота стального кузова составляет 1300 мм, европлатформы – 1170 мм. Привод пока только один – на задние колеса.

Обилие вариантов

По данным руководства Группы ГАЗ, в ближайшей перспективе появится 12-тонный вариант «ГАЗон Next» грузоподъемностью 6 т, следом выйдет седельный тягач полной массой до 18 т и газовая версия, работающая на метане. Нижегородцы подумывают и о производстве трехосного грузовика с ленивым мостом. Универсальный «ГАЗон City» для городской дистрибуции придет на замену «Валдаю». В 2015 г. «Садко Next» 4х4 грузоподъемностью 3 т заменит обычный «Садко». Внедорожный среднетоннажник со всеми ведущими колесами будет доступен с обычной и удлиненной базой, однорядной и двухрядной кабиной, но уже не с двускатной, а односкатной ошиновкой задних колес.

Простой и доступный

«ГАЗон Next» модели C41R13 со стандартной платформой имеет длину 6475 мм, ширину по зеркалам 2755 мм, высоту 2335 или 2400 мм (в зависимости от размера колес) и кузов размерами 3500х2190 мм. У машины расстояние между осями 3770 мм, и короткие свесы: 970 мм передний и 1520 мм задний. Угол въезда составляет 30 град., угол съезда – 18 град. Дорожный просвет достигает 189 мм на европейских шинах 245/70 R19,5 или 253 мм на шинах размерностью 8,25 R20.

Размеры рамы и точки для монтажа надстроек остались прежними, и это плюс. Передаточное число главной передачи для универсальной модели составляет 4,55, а для шоссейной City – 3,9. Отличительные параметры удлиненной модели C41R33: габаритная длина 7960 мм, колесная база 4515 мм, задний свес 2275 мм, угол съезда 12 град. Правда, длиннобазная версия имеет не цельную, а составную раму.

Моторный отсек занят ярославским 4,43-литровым дизелем ЯМЗ-5344. Его система впрыска Common Rail от Bosch адаптирована для работы на российском дизтопливе и обеспечивает пуск мотора в морозы. Мощность двигателя увеличена со 137 до 149 л.с. при 2300 об/мин, а максимальный крутящий момент поднят до 490 Нм. Компоненты электрооборудования на 12 В унифицированы. Мотор отличается низким уровнем шумов и вибраций, а стоимость запасных частей и расходных материалов к нему при пробеге до капремонта на 20% ниже зарубежных аналогов.

Новый грузовик получил усиленную трансмиссию и модернизированную коробку передач, импортные манжеты ступиц колес Rubena и главной пары Simrit, необслуживаемую карданную передачу Spicer, фланцевое соединение с торцевыми шлицами по ISO. Импортные детали позволили увеличить крутящий момент до 490 Нм. Применение подшипников Schaeffler и SKF привело к снижению шума и повышению ресурса. Синхронизатор Oerlikon Graziano на всех передачах, кроме первой и заднего хода, снизил усилия при переключении. Конструкторы увеличили толщину шестерен и добились того, что перегазовка и двойной выжим сцепления не требуются.

 

Агрегаты взаймы

Хотя «ГАЗон Next» создан не с чистого листа, его базовое оснащение – не чета предшественнику. Прямо с завода ставят электрические стеклоподъемники, обогрев зеркал, кладут утеплитель радиатора, подключают ABS, ASR и круиз-контроль. В списке дополнительного оборудования предпусковой подогреватель и подогрев сиденья водителя.

Пневматическая тормозная система заимствована у «Валдая». Она требует малого усилия на педали, работает даже при небольшой разгерметизации и рассчитана с запасом – на 11,5 т полной массы. Удобнее стал стояночный тормоз – теперь это не длинный напольный рычаг, а компактный «грибок». Дисковые тормоза обеспечивают короткий тормозной путь, просты в обслуживании и обладают ресурсом до 200 тыс. км.

При производстве новой модели применяется панель и комбинация приборов Autocomponent Visteon, амортизаторы Tenneco, тормоза Wabco, система охлаждения TRM и подвеска двигателя VibraCoustic. Российский грузовик получил подрессоренное сиденье водителя TIS, электрические стеклоподъемники Brose, механические замки Kiekert, дверную арматуру Edscha, опоры кабины Anvis, систему отопления и вентиляции Delphi, головные фары Aerodynamic Lighting, сцепление ZF и гидропривод сцепления LUK.

В былые времена такому обилию «иностранщины» можно было радоваться, но только не сейчас, когда курсы валют сошли с ума. Да, обилие импортных комплектующих улучшило потребительские качества, но одновременно стало ахиллесовой пятой в плане сохранения привлекательной стоимости.

 

С чем сравнивать?

Среди одноклассников «ГАЗон Next» преимущественно японские и корейские бренды. Но и на их фоне новый «россиянин» выглядит достойно, особенно в финансовом эквиваленте.

«ГАЗон Next» обладает лучшей ценой в своем классе – от 1,085 млн руб. на момент появления. Ближайшие конкуренты Isuzu NPR 75, Mitsubishi Fuso Canter, Hyundai HD 78 стоят наполовину дороже: от 1,65 млн руб. Расходные материалы и запасные части для него значительно дешевле, сервисная сеть самая разветвленная, запчасти можно прибрести без проблем. Низкую стоимость владения обеспечивает увеличенный до 20 тыс. км межсервисный интервал. На машинах конкурентов, бортовых Hyundai HD 78 и Mitsubishi Fuso Canter он меньше – всего 15 тыс. км.

Широкое использование оцинковки и пластика повысило коррозионную стойкость. Заводская гарантия составляет 3 года или 150 тыс. км. Для сравнения: у бортового Isuzu Elf 7.5 гарантийный период на треть меньше: 24 месяца или 100 тыс. км. Даже там, где гарантия по времени такая же (36 месяцев), готовность производителя производить за свой счет ремонт по пробегу для Hyundai и Mitsubishi Fuso скромнее: 60 тыс. км и 100 тыс. км соответственно.

Российские перевозчики наверняка оценят подрессоренное сиденье водителя с поясничным подпором и шестью видами регулировок. Интегральный рулевой механизм ZF информативен, удобен, обеспечивает точность управления. Рулевая колонка CSR регулируется по высоте, все компоненты рулевого механизма необслуживаемые. Оптимален диаметр и сечение рулевого колеса, равно как и число оборотов от упора до упора – 4,2.

В передней подвеске применяются по три усиленные малолистовые рессоры, их концы заделаны в резино-металлические шарниры. Задняя подвеска тоже модернизирована, и также со стабилизатором поперечной устойчивости. Эти меры улучшили плавность хода и обеспечили прямолинейное движение при торможении. Инженеры усилили стальную раму, добавив усилитель лонжерона и вкладной задний кронштейн. Для установки буксирных устройств и бампера добавили оригинальную поперечину в торцевой части. Вдобавок рама проходит антикоррозионную обработку.

Что ни говори, таких среднетоннажников ГАЗ никогда прежде не делал. Скорее всего, «ГАЗон Next» не побьет прежних рекордов по объемам выпуска: проектная мощность завода составляет 30 тыс. ед. в год. Но это и не главное. Главное в том, что у перевозчиков появился новый эффективный инструмент транспортного бизнеса. Остается лишь грамотно его применить.