Прицепная техника "В среде отечественных тяжеловозов"


 

 

 

 

 

Российский сектор производства полуприцепов для перевозки тяжелых и негабаритных грузов в нынешнем году обилием новизны не блещет. Хотя хорошие наработки и достижения у некоторых предприятий есть…

 

Мы за ценой не постоим…

Один из лидеров российского рынка тяжеловозной прицепной техники Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов (ЧМЗАП) в престижном рейтинге Всероссийского социально-экономического проекта «Элита Нации» получил титул «Социально ответственное предприятие РФ». Признание заслуженное: в нынешнем году завод выдал «на-гора» сразу несколько новинок в сегменте высокорамных и низкопланшетных прицепных систем, в т. ч. для перевозки особо тяжелых грузов.

К примеру, раздвижной полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП 9990-073-01-РВ на высокой платформе разработчики создали на основе военных технологий прицепостроения. Благодаря  усиленной подвеске получился едва ли не танковоз: 3-осную модель с 60-тонной грузоподъемностью специально готовили для бездорожья. Помимо мощной рессорно-балансирной подвески есть высокий клиренс, усиленные уширители выдвижного типа, а также прочные оси, каждая из которых способна держать нагрузку в 18 т.

С обычного габаритного размера длины 15,9 м система раздвижки позволяет вытягивать прицеп на 22,9 м. Тогда полезная площадь погрузочной платформы из стандартных 27,62 кв. м возрастает к максимальному размеру 56,85 кв. м.

Весьма интересным получился высокорамный новичок с индексом 99064-081 ККТ для перевозки 40-тонных грузов. Осенняя разработка высокорамного тяжеловозного трала ЧМЗАП-99064-081-КШТ51-PW для нефтяных компаний Заполярья (г. Нарьян-Мар) тоже заслуживает внимания. Туда по заказу разработали 40-тонник особой категории выносливости.

Резонно заметить, что все наши производители тяжеловозов помимо отечественных комплектующих активно используют уже проверенные агрегаты, системы, узлы зарубежных изготовителей. Потому-то на наших тралах едва ли не повсеместно стоят пневматические подвески, оси, мосты BPW. Им компанию на нашей площадке производства составляет пневматические подвески EAC или же рессорные базы ECOCargo. Не обошлось и без тормозных систем WABCO.

Если ЧМЗАП облюбовал для части своей прицепной техники  оси BPW, то его земляк «Политранс» из того же Челябинска расширил палитру производителей осей из Германии и помимо BPW начал предлагать заказчикам оси SAF, Gigant или другого изготовителя независимо от страны его расположения.

И хотя санкции по этому сектору машиностроения еще не прошлись, многие российские производители уже задумались об импортозамещении. Импортеры тоже всполошились: терять нишу в рыночной емкости никому не хочется …


 

 

Когда made in…  и хорошо, и плохо

Один из основных игроков на рынке производства прицепной техники компания «Meusburger Новтрак» нынешним летом впервые в России взялась за выпуск полуприцепов, целиком изготовленных из высокопрочной европейской стали  DOMEX. При этом он сохранил прежний уровень цен на технику: металлоемкость изделия из высокопрочной стали в среднем на 15% ниже, чем из обычного конструкционного металла. То, что на изготовление полуприцепа требуется меньше стали, позволяет удерживать отпускные цены на прежнем уровне.

К примеру, 3-осный нераздвижной трал в таком исполнении имеет массу всего 7 160 кг, а средний вес аналогичных тралов классического отечественного производства составляет около 9 т. Соответственно, разница на такое количество веса позволит не только сохранить себестоимость изделия, снизить его массу, но и увеличить на появившийся резерв грузоподъемность прицепной системы.

Челябинский «Политранс» осенний сезон начал с очередной новизны, подготовив по заказу нефтяников Казахстана новую модель 7-осника – низкорамного полуприцепа 94187-0000060 с раздвижной платформой на пневматической подвеске. Паспортная грузоподъемность платформы с колесами двойной ошиновки составляет 90 т. Правда, это в режиме «спрятанного телескопа», когда длина погрузочной площади составляет 11,85 м, а ширина – 2,53 м. В раздвинутом положении рамы телескопического типа габарит удлиняется еще на 7 м и грузоподъемность тогда будет на 20 т меньше. Первая и две последние оси там подруливающие.

И хотя разработка здесь собственная, принцип «с мира по нитке» в модели налицо – финская сталь для рамы, немецкие оси и подвески (BPW), а также шкворень и опорное устройство (JOST), бельгийская тормозная система и EBS (WABCO).

Лидер отечественного тяжелого прицепостроения «Тверьстроймаш» летний сезон так же завершил новинкой, пополнив серию полуприцепов с раздвижной платформой моделью 99394E-53. Этого тяжеловеса (грузоподъемность 53 т) разработчик позиционирует для перевозки дорожно-строительной техники, хотя на его одноуровневой грузовой площадке удобно разместить и прочно закрепить любое оборудование, в т.ч. и в тарной упаковке. Ходовая база из четырех колесных пар с двойной ошиновкой получила пневматическую подвеску BPW. Первая и вторая оси выполнены в стационарной классике, а вот крайние третья и четвертая – подруливающие.

Если в сложенном 10-метровом состоянии корректировка направления движения практически ни к чему, то при раздвижке на максимальную 17-метровую длину маневрирование с подруливающими осями проводить легче.

Задние трапы двойного сложения укомплектованы гидроцилиндрами. За счет раскладывающейся схемы увеличенная погрузочная длина аппарелей дает технике 8-градусный угол заезда, что приближается к малым погрузочным углам низкорамных тралов с фронтальным заездом.

 

Эх, полным-полна коробушка

«Спецприцеп» (Specpricep) один из немногих, кто работает с прицепными системами 200-тонной грузоподъемности. Правда, легкие и среднеразмерные полуприцепы с его клеймом раскупаются активнее. Нынешней осенью Specpricep отгрузил на строительство магистрального газопровода «Сила Сибири» полтора десятка полуприцепов 45-тонной грузоподъемности. Это – крупная партия. Обычно наши заводы отправляют потребителю 1–2 изделия, в лучшем случае 5 ед. транспорта. Но и одна-две отгрузки в полгода считаются хорошим результатом.

К примеру, весной из завода в Твери «Спецприцеп» отгрузил в адрес своего дилера «Сидбелинвест» премьерный для Республики Беларусь тяжеловоз с отстегивающимся гусаком Specpricep 9942D3, а уже летом к сябрам ушел второй по счету полуприцеп с передним заездом.

Заводу «Спецприцеп» в спину дышит другой «спец» и почти тезка – питерский «РосСпецПрицеп», который работает в легком и среднем классе грузоподъемности и производит тяжеловозные полуприцепы грузоподъемностью до 80 т. Это одно из немногих предприятий, в номенклатуре которого имеются низкорамные полуприцепы фронтального заезда с закидной съемной осью (колесной парой) на корме.

В данном случае для перемещения без груза или с короткобазовой техникой низкорамный полуприцеп модели 94624Z может перемещаться по автодорогам на общих основаниях – габарит по длине вписывается в ПДД. Для транспортировки негабаритного груза, закидная ось на петлях соединительных замков откидывается за кормовой свес и, удлиняя габарит на 1,59 м, уже сама становится кормовым свесом. Для соблюдения безопасного режима транспортировки продублированы все основные световые приборы – габаритные огни, повороты, стоп-сигналы, подсветка номерного знака и т.д. Что касается грузоподъемности, то прибавка за счет ввода откидной оси составляет 10–12 т.

 

А прицепы – по совместительству

Челябинский кузнечно-прессовый завод силен в поковке, штамповке деталей для пневмошинного и рельсового транспорта, и практически новое направление  изготовления полуприцепов-тяжеловоз Hartung  уже хорошо освоено. Грузоподъемный диапазон его транспортников достигает 75-тонной отметки. Стоимость произведенных здесь прицепных систем привлекательнее стоимости ввезенных из-за рубежа. Уральская компания «ВинСайн» во втором полугодии по этой причине прикупила у Челябинского КПЗ два раздвижных телескопических трала с 4-осной ходовой базой, в перспективе собирается взять раздвижные полуприцепы пяти- и шестиосного исполнения.

В производстве полуприцепов-тяжеловозов здесь руководствуются лицензионной документацией разработчика, но изготавливают свои изделия уже под суровые климатические условия и качество дорожного покрытия России: разработанные «под Европу» рамы для нас оказываются слабыми, некоторые марки стали не рассчитаны на такие отрицательные температуры, а системы электроники на нашем морозе сразу впадают в мертвую спячку. Этот набор недостатков ЧКПЗ устранил.

По такому же принципу работает Великолукский опытный машиностроительный завод. Его приоритетное направление лежит в области производства грузоподъемного оборудования и различных средств механизации складских работ. В 2007-м завод взялся параллельно осваивать нишу изготовления грузовой прицепной техники. Выбор пал на изделия с торговым клеймом Steelbear («стальной медведь»), которые к настоящему времени являются признанным брендом на нашем рынке. Продуктовая номенклатура выпускаемых полуприцепов затрагивает легкий и средний (чуть больше 60 т) грузоподъемный диапазон. У завода сильны позиции в  изготовлении полуприцепов-контейнеровозов, тентовых и бортовых транспортных систем.

Правда, в нынешнем году большой палитрой новизны оба предприятия похвастаться не могут, хотя  в достижение им можно записать тот фактор, что они на слуху и их продукция востребована.