Рынок "Кумулятивные потери"


 

Статистика продаж новой коммерческой техники в России по итогам 2014 года неутешительная. По предварительным данным, суммарные объемы сбыта коммерческих автомобилей просели более чем на 25%. Сбыт средних и тяжелых грузовиков растаял на 26%, продажи автобусов – на 23%, реализация легковых и легких коммерческих автомобилей упала более чем на 10%. Предстоящий год может побить и этот неприятный рекорд: Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) прогнозирует сокращение рынка пассажирских машин и LCV на 24%. Грузовой транспорт и автобусы тоже ждут не лучшие времена.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Легкие – не значит беспроблемные

Финиш минувшего года был приятным, но неубедительным. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV – Light Commercial Vehicle) в декабре 2014-го по сравнению с декабрем 2013-го выросли на 2,4% или на 6346 ед. Всего было реализовано 270 653 ед. техники. Но мы-то знаем, что всплеск потребительской активности был связан не с ростом благосостояния граждан и улучшением делового климата для предприятий мелкого и среднего бизнеса. Просто как ракета на старте рванули вверх курсы иностранных валют, рубль стал обесцениваться, и обыватели побежали спасать свои накопления.

Данный тезис подтверждает тот факт, что первую десятку лидеров продаж в классе легковых автомобилей и LCV составили модели местного производства. Люди были в таком состоянии, что покупали транспортные средства даже в непопулярных цветах и в невыгодной комплектации. Но пена сошла, наступило отрезвление, и теперь в начале 2015 года, как минимум в первом квартале, ожидать чуда не приходится.

Более того, Йорг Шрайберг, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ не питает иллюзий относительно российского рынка в новом сезоне. Вот как он прокомментировал итоги-2014 и какой дал прогноз-2015: «2014-й год ознаменовался сильным финишем, хотя с кумулятивной потерей объема в 10% он останется годом разочарований для российской автомобильной индустрии. Перед лицом надвигающейся рецессии ожидания на 2015 год еще ниже. Наш прогноз рынка пассажирских и легких коммерческих автомобилей равен 1,89 млн. ед., что эквивалентно сокращению на 24% на годовой основе».

Лидерство по продажам сохранил ГАЗ – за 12 прошедших месяцев заказчикам отгружено 69388 ед. новой техники (на 13007 ед. или 15,8% меньше, чем годом ранее). На финише отчетного периода статистику чуть-чуть улучшил декабрь – по отношению к декабрю 2013 года продажи выросли на 535 ед. или 7,2%. Но эта капля в море не смогла спасти итоговых результатов с жирным минусом.

Традиционно второй УАЗ тоже совершил декабрьский рывок величиной в 785 ед. или 12,2% к аналогичному периоду тринадцатого года. Но в общем итоге-2014 при 49844 ед. оптовых продаж новой техники не досчитался по отношению к результатам годичной давности 1780 ед. или 3,4%. Спрос упал даже на популярные в сельской местности классические «буханки» и «головастики».

Несмотря на гигантские потери в процентных и количественных показателях сбыта, первую тройку замкнуло подразделение коммерческих автомобилей VW – Volkswagen Nutzfahrzeuge. В отличие от конкурентов, в декабре произошел обвал продаж на 546 ед. или 31,5%. За 12 месяцев спад выразился в цифре 3303 ед.или 20,8%. В общей сложности «Народный автомобиль» реализовал 12612 ед. коммерческого транспорта. В числе самых востребованных покупателями моделей VW – фургоны LT45, Transporter, «каблук» Caddy, пикапы Amarok.

Формулировка «мощный рывок» характеризует продажи автомобилей Mercedes-Benz: в декабре они выросли на 2114 ед., что эквивалентно росту на 264,3%. По итогам всего 2014 года увеличение сбыта обозначено цифрой 5773 ед. или 110% – заказчикам поставлено 11020 ед. техники.

По другим «коммерсантам» картина характеризуется разнонаправленной динамикой. Например, автомобилей марки FAW реализовано на 2674 ед. или на 55,3% меньше прошлогоднего. В итоговой таблице значится только 2164 ед. проданных китайских машин. Другая марка из КНР, Foton показала рост на 950%, но за колоссальной цифрой, по сути – пшик: продано 63 автомобиля против 6 ед. в 2013-м. Даже BAW не досчитался почти трети прежних объемов: в 2014 году продано 1082 машин, что на 512 ед. или на 32,1% меньше показателей годичной давности.

Поражают воображение и объемы сбыта Isuzu. В декабре они увеличились на 171 ед. или на 1005,9%! И финальные показатели-2014 – на зависть конкурентам: продажи выросли на 553 ед. или на 259,6%, до 766 ед. При сохранении такой динамики роста в пятнадцатом году цифра в 1000 ед. не выглядит такой уж нереальной.

В конечном итоге в 2014 году покупатели приобрели около 2,5 млн. ед. легковых и легких коммерческих автомобилей – на 286 143 ед. или на 10,3% меньше, чем за 12 месяцев 2013 года. Если в новом сезоне глубина спада увеличится, впору сравнивать результаты не с прошлым годом, а с кизисным дном 2008-2009 гг.

 

КАМАЗ отчитался…

Новый 2015 год начался с того, что ряд представительств зарубежных компаний проинформировал журналистов о том, что официального подведения итогов-2014 не будет. Такое решение объясняется просто: нечем хвастаться, а прилюдно посыпать голову пеплом кому же понравится – садомазохизмом попахивает…

То, что дела в отрасли идут туго, стало ясно сразу после кризиса 2008 года, когда из Комитета производителей коммерческого транспорта АЕБ один за другим вышли несколько импортеров тяжелых и средних грузовиков. Уже в прошлом году результаты своей деятельности огласили не все игроки, а на этот раз их станет еще меньше. И даже присылаемые сообщения ясности не вносят – такое впечатление, что все стремятся завуалировать реальное положение дел.

Одним из первых предварительные итоги 2014 года огласила пресс-служба ОАО «КАМАЗ», и то очень обтекаемо. В присланном сообщении было сказано, что через дилерскую сеть, а также напрямую заказчикам и корпоративным клиентам (в том числе за рубежом) реализовано 38,9 тыс. готовых грузовых автомобилей КАМАЗ. Из них на российский рынок поставлено почти 32,6 тыс. ед., на экспорт – более 6,0 тыс. Из приведенного выше объема выпуска готовых автомобилей 63% составили тяжелые и полноприводные машины.

В официальном пресс-релизе также указано, что за 12 месяцев 2014 года выручка по группе организаций ОАО «КАМАЗ», согласно предварительным данным, составит 107 749 млн. руб. (МСФО). Итоги фактических продаж всех видов товарной продукции и финансово-экономической деятельности предприятия в 2014 календарном году будут подведены позднее. Тем не менее, камазовцы настаивают: уже сейчас можно говорить о стабильных показателях. В частности, о том, что несмотря на сложную ситуацию в отечественном автопроме, предпринятые руководством компании антикризисные меры по повышению эффективности деятельности позволят КАМАЗу закончить год с положительным финансовым результатом.

На фоне того, что другие игроки отмалчиваются, это хоть какая-то информация из первых уст. Что же касается других источников, то все подводят итоги, кто во что горазд: объединяя разные классы и виды коммерческого транспорта, дважды учитывая шасси и готовые автомобили с надстройками, и т.д. Мы не станем вдаваться в тонкости статистических подсчетов, и возьмем данные из открытых источников. Кроме АЕБ такую информацию поставляют «Автостат», «АСМ-холдинг», «Росстат» и другие.

 

«Наши» в десятке лучших

Ситуацию на рынке коммерческих транспортных средств полной массой свыше 3,5 т наглядно иллюстрируют итоги в первой десятке лучших продавцов.

Безоговорочный лидер с огромным, почти троекратным, отрывом от ближайшего преследователя – Камский автозавод. За минувший год под брендом КАМАЗ реализовано 26371 ед. техники, что на 17,2% меньше объемов сбыта позапрошлого года. И это еще цветочки в сравнении с декабрьским спадом на 32,2%, когда было выпущено только 2711 ед. транспорта против 4001 ед. в декабре 2013-го. Завод объясняет такое положение в том числе выводом на рынок нового поколения грузовиков М1842 (прежняя модель 5490). Но дело не только в этом.

Упал спрос на магистральные и строительные тягачи, вахтовые автобусы и некоторые разновидности бортовых грузовиков. Напротив, вырос спрос на самосвальную технику и шасси из Набережных Челнов. Достаточно сказать, что в первой десятке находятся самосвалы КАМАЗ-6511 и 6520, а также шасси КАМАЗ-4311. При этом КАМАЗ-6511 вообще стал «Автомобилем года» по числу продаж: распродано 5833 ед., что на 18,6% меньше данных сбыта тринадцатого года.

Второе место с проданными 9222 ед. транспорта занял Горьковский автозавод. Этот показатель хуже результатов 2013 года на 19,2%, и это – невзирая на декабрьский рост в 7,3%. Не спасли ситуацию ни «ГАЗель NEXT», ни каркасный автобус на ее базе, ни сохранение отпускных цен на протяжении довольно длительного отрезка времени. На селе упал спрос на ГАЗ-3308, поскольку сами аграрии, включая фермеров, оказались в сложном финансовом положении из-за недоступности и дороговизны кредитов. Тем не менее, в топ-10 у ГАЗа две наиболее продаваемые модели: ГАЗ-3310 «Валдай» (2-е место, 4018 ед., –13% к 2013 году) и ГАЗ-3309 «Садко» (6-е место, 2561 ед., –27% к 2013 году).

Условной «бронзой» на российском рынке отметил итоги-2014 Минский автомобильный завод. Перевозчикам поставлено 7638 ед. грузовой техники, что на 22,7% меньше годичных объемов-2013. Болезненное охлаждение платежеспособного спроса отмечено в декабре: сбыт белорусской техники рухнул на 29,6% и составил всего лишь 740 МАЗов. Отток покупателей объясняется приостановкой сделок из-за дисбаланса на рынке цен, заморозкой проектов по реконструкции объектов и изменению планов обновления и пополнения парков автохозяйств.

И все-таки седельный тягач МАЗ-6312 (6х4) замкнул десятку самых популярных машин у российских дальнобойщиков. Несмотря на то, что в декабре сбыт данной модели снизился на 21,3%, на финише отчетного сезона отмечен солидный плюс. В 2014 году продано 1740 ед. минского трехосника, что на 30,3% больше, чем годом ранее. Выходит, не все так плохо?!

Четвертый отечественный бренд в первой десятке – «Урал»: продано 4033 грузовика, что только на 76 ед. или на 1,8% скромнее результатов 2013 года. Правда, не обошлось без тревожного звоночка: в декабре спад продаж оказался почти на шесть процентных пунктов больше – 7,6%. В общем табели о рангах по итогам 2014 года «Урал» занимает седьмое место.

 

Грузовые иномарки: средние и тяжелые

Пальма первенства в самом престижном сегменте тяжелых грузовиков (и четвертое место в абсолюте) по итогам-2014 у Scania: реализовано 5666 ед. новой техники. И хотя это на 12,1% меньше данных годичной давности, все-таки больше, чем у ближайших преследователей на 1125 ед. Основу сбыта российского рынка грузовых иномарок составила модель Scania Р: заказчики получили 2882 ед., что на 10,8% меньше, чем годом ранее. И это мелочь по сравнению со стагнацией под Новый год: в декабре спрос на эту модель упал на 25,3%. Так что и у лидеров не все «в шоколаде».

«Серебро» среди иномарок тяжелого класса и абсолютное пятое место у бренда MAN. В 2014 году перевозчики прибрели 4541 ед. новых грузовиков, что на 31,5% меньше, чем годом ранее. В декабре продажи вообще испытали шок: сбыт обвалился на 47,6%. Слабым утешением служит тот факт, что MAN TGS оказался самым востребованным импортным грузовиком и занял третье место в списке хитов продаж всех марок. Дальнобойщики потратили деньги на 3747 автомобилей данной модели, хотя годом ранее их было 5256, т.е. на 28,7% больше. Тревожит декабрьский спад сбыта на 37,9%. При таких темпах недолго до полной остановки продаж.

Третье место в классе иномарок занял Hyundai, правда, с учетом не только тяжелых, но и легких грузовиков. Продано 4214 ед. корейских машин, что на 28,3% ниже показателей 2013 года. При этом ни одна модель Hyundai не попала в рейтинг десяти наиболее продаваемых автомобилей.

Подлинное третье место среди грузовиков полной массой свыше 16 т и восьмое в общей классификации заняла продукция Volvo Trucks. В течение 12 месяцев реализовано 3511 шведских большегрузов, что на 44,1% меньше, чем за 12 месяцев 2013 года. Худшим стал «черный декабрь»: реализация спикировала ниже продаж предыдущего года на 67,8%. Даже лидер брендовых продаж – флагманский Volvo FH (восьмой в топ-10 самых популярных моделей) не спас статистику: в декабре-2014 его продажи растаяли на 75,2% к декабрю-2013. И по итогам года сбыт 1800 ед. соответствует падению на 40,7%.

Следующий, девятый в общем в списке – Mercedes-Benz с результатом продаж 2929 ед. (–32,3% к 2013 году). Декабрьский спад был относительно небольшим – 12,7%, при этом ни одна модель по количеству продаж не вошла в топ-10. Зато на девятом месте оказался DAF XF: 1775 ед. (–49,2% к 2013 году и –54,3% в декабре-2014 к декабрю-2013). С хорошим плюсом первую десятку сбыта замкнул HINO с количеством 2604 ед., что на 25,7% больше данных годичной давности. В декабре всплеск продаж был и того выше – на 34,7%. Это единственный производитель, показавший рост в первой десятке.

 

Чего ждать от 2015-го?

Пока я писал эти строки, пришли неутешительные сообщения с новостных лент о росте средневзвешенного курса доллара США, приостановке на два месяца работы российского завода GM, закрытии двух филиалов пивоваренной компании «Балтика» и т.п. Все это свидетельство того, что текущий год будет очень непростым. Но не время причитать и вывешивать белый флаг. Время собраться и работать. Помните, что гласит народная мудрость: «Терпенье и труд все перетрут».