Спецавтотехника "И взяток не берущий…"


Валентин Ожго,

фото автора и производителей


Времена приемки в эксплуатацию, экспертного определения состояния дорожного полотна, взлетно-посадочных полос, вокзальных перронов «на глазок» уходят в прошлое: не каждая комиссия нынче возьмется за подписание приемочного или инспекционного акта, если не будет распечатки лазерного, ультразвукового, спектрального и другого диагностического обследования таких объектов…

 

Подлог и неправдивые данные о качестве или состоянии дороги при нынешних технологиях обследования дорожного покрытия практически исключаются, если в работе используются современные мобильные лабораторные комплексы. Они постепенно вытесняют инструментальный метод и систему визуальной оценки определения состояния дорожного покрытия. Конечно, старая методика субъективного оценивания категориями приблизительности уступает новизне очень неохотно, поскольку в инновационных технологиях экспертиз можно высчитать не только все ямки, их геометрические объемы, но и необходимое количество материала для ремонта обследуемого участка. Соответственно, пресловутому «откату» в таком заключении места уже не найдется.

Особую актуальность такая экспертная методика обрела для обоснования объемов бюджета, выделяемого для дорожных работ. Здесь на первый план выходят мобильные лаборатории для диагностического обследования и паспортизации автомобильных дорог, аэродромных покрытий и перронов. Исследования могут быть самые разные, начиная от измерения неровностей, глубины колеи, продольных и поперечных уклонов, геометрии полотна и заканчивая высокоточными измерениями, вплоть до подготовки 3D-моделей.

В последние годы Россия обзавелась собственной школой разработки и солидной базой изготовления лабораторных комплексов. Правда, среди предлагаемых рынку решений имеется не более 4–5 научно-производственных площадок, способных предложить стоящую спецтехнику лабораторно-исследовательского предназначения. Практически все они открыто работают с продвижением своего продукта, участвуя во всех специализированных выставках, ведомственных презентациях.

Упомянутого количества изготовителей таких лабораторий пока вполне достаточно для огромной страны: подобная техника до настоящего времени пользуется спросом разве что в проектных институтах, федеральных и частично региональных дорожных учреждениях. Есть еще группа предприятий-разработчиков, менеджеры которых бьют себя в грудь и на всех презентациях во всеуслышание кричат, что их дорожные лаборатории лучше зарубежных. Не верьте. Пусть вначале приведут пример своего участия в экспертной оценке для проектирования строительства или ремонта дороги если не европейского, то хотя бы близкого к этому качества: нет примера – нет веры.

Показать и доказать могут единицы. Такие предприятия на слуху и очень дорожат своей репутацией. Для примера можно взять НПО «Регион», Саратовский научно-производственный центр «Росдортех» и компанию «Спецдортехника», которые являются родоначальниками российской школы мобильных лабораторий. Некоторые их наработки действительно не имеют аналогов и даже легли в основу зарубежных передвижных лабораторных комплексов.

Ранее импортируемые к нам лаборатории на колесном шасси базировались на покадровой схеме цифровых фотографий. А вот НПО «Регион» при создании своих передвижных спецлабораторий в качестве визуальной измерительной системы, которая является лишь одним из элементов комплексного экспертного оценивания, использует цифровое видео. Ее мобильный видеоизмерительный лабораторный комплекс СВПД (Система ВидеоПаспортизации Дороги) в некоторой степени даже опередил зарубежные аналоги, хотя многие комплектующие там отнюдь не российские.

 

То ли машина, то ли мини-НИИ

К настоящему времени достойной альтернативы российскому комплексу СВПД на рынке нет, поскольку его функциональные возможности выше любого существующего инструмента, предназначенного для обследования дорог и улиц. Во-первых, система обладает достаточно высокой точностью измерений. К слову, она простенькая, создается на базе хотя и передовых, но не таких уже и уникальных технологий. Как результат, налицо ее доступность для массового применения. Во-вторых, стоимость обследований при применении СВПД ниже, а качество экспертных работ выше относительно существующих технологий обследования дорог и улиц.

Передвижная лаборатория по своей структуре, аппаратному наполнению представляет собой мини-НИИ с центром системного сбора и обработки информации. Все это базируется на видеооборудовании с аппаратной записью цифрового потокового видео в формате MPEG II, приборах системы позиционирования, измерительно-регистрирующем оборудовании и задействованных многочисленных датчиках. Главенствующее место здесь занимает бортовой вычислительный комплекс.

В рабочем режиме исследования цифровое видео с возможностью приема информации с четырех синхронизированных каналов в формате MPEG-II и потоком 1 500–10 000 Мбит/сек фиксирует пройденный путь. Датчики делают расклад по геометрии дороги, включая  радиусы кривых и углы поворота. Параллельно идет привязка к абсолютным координатам в мировой системе координат WGS-84. Там средняя ошибка для кодового режима по широте и долготе составляет 1 м, а по высоте 2–5 м. Для фазового дифференциального режима по широте – 0,1м, по  долготе – 0,1м, а  по высоте – 0,2 м.

Вся информация собирается в централизованной системе при скорости движения автомобиля  в рабочем режиме от 20 до 40 км/ч. Если анализ проводится только для оценки состояния дорожного покрытия, то это скорость может быть чуть выше, но не более 60 км/ч. Когда анализируется привязка дорожных объектов, то аппаратура спокойно считывает всю нужную информацию при средней скорости  оборудованной мобильной лаборатории 80 км/ч. При этом максимальная ширина зоны захвата составляет 10 м. При оценке состояния дорожного покрытия аппаратура считывает нужную информацию на 25-метровой полосе, а при регистрации элементов обустройства дороги улавливает нужное в 100-метровой зоне.

 Расписывать технологию преобразования данных, полученных в результате полевых работ, постобработку с помощью специального программного пакета резона нет, поскольку то отдельная тема, которая больше занимает программистов и дорожных аналитиков. Автомобилистам же интереснее знать о технических характеристиках машин, габаритных размерах выступающей за пределы базового шасси лабораторно-исследовательской атрибутики и т.п.

 На вкус и цвет товарищей нет…

До сегодня увидеть дорожную, санитарно-эпидемиологическую, экологическую лабораторию на   шасси Газель Next не пришлось. Будем надеяться, что это еще впереди. А вот на колесной базе автомобиля «Соболь» передвижные лаборатории встречаются довольно часто. Преобладает же долгоиграющее по ресурсу импортное шасси.

К примеру, в портфеле заказов упомянутого выше НПО «Регион» много заявок на грузопассажирский фургон Volkswagen Transporter, хотя встречаются мобильные лаборатории на базе Toyota Touring Hiace и других изготовителей легких коммерческих шасси. Импортные машины под обустройство лаборатории для многих хозяйственников, чей бюджет позволяет такую покупку, выигрышнее из-за хорошего ресурса ходовой и мотора.

 Компания «Спецдортехника» использует полюбившуюся нашим потребителям колесную базу Ford Transit Jumbo, Ford Transit Van. Реже встречаются у нее заказы на Iveco Daily, Fiat Ducato, Volkswagen Crafter, Peugeot Boxer. Из российских шасси можно увидеть ГАЗ-3221 («Газель») и ГАЗ-2217 («Соболь»), которые весьма популярны в регионах.

Самая большая доля приходится на шасси микроавтобусов, хотя бывают исключения. К примеру, весной в рамках выставки «Доркомэкспо-2014» «Росдортех» показал на своем стенде дорожную лабораторию для диагностики, паспортизации и контроля транспортно-эксплуатационного состояния дорог RDT line на малолитражном шасси Fiat Doblo.

 Комплектация в маленьком салоне Doblo на мини-НИИ не тянет, но имеющаяся аппаратная начинка позволяет сделать измерение основных геометрических параметров дороги в плане трассы, продольном и поперечном профиле, прочности дорожных одежд, ровности покрытия при средней скорости до 70 км/ч, что является приличной величиной для производительной работы. К примеру, имеющаяся на борту система измерения продольной ровности на основе триангуляционных датчиков в режиме непрерывного считывания позволяет за смену выдать «на-гора» результат от ста до трехсот обследованных километров дорожного покрытия.

Если проанализировать колесную базу дорожных лабораторий упомянутой выше «Спецдортехники», то определить приоритетность какого-либо шасси трудно. К примеру, для Вологды отправили передвижной комплекс «Трасса» на базе автомобиля ГАЗ-3221, Воронеж заказал «Трассу» на шасси Fiat Ducato, Брянск на базе автомобиля ГАЗ 2705. а в Красноярск уехала лаборатория на базе Volkswagen Transporter.

К слову, на выставке «Доркомэкспо-2014» экспозиции саратовцев, «Росдортех», «Спецдортехники», «Дортехпроекта» образовали как бы общий стенд под патронатом Межправительственного совета дорожников (МСД). Там же в рамках выставки «Спецдортехника» показала осовремененную дорожную диагностическую лабораторию КП-514 СМП «Трасса» с новейшим программным обеспечением проведения диагностики автомобильных дорог и мостовых сооружений, особенностями строительного контроля.

 Машина с лабораторным комплексом на базе микроавтобуса Ford Transit изготовлена по целевому заказу Казахстана. Туда же подготовили две прибывшие группы операторов. Каждому прошедшему курс обучения и сдавшему выпускные экзамены вручили сертификат «Оператор передвижной дорожной лаборатории». Готовили операторов соответственно заказанной обширной спецификации лаборатории. В аппаратную комплектацию «Трассы» вошли измерительные системы продольной ровности ПКР-2, подповерхностного зондирования на основе георадара, панорамной видеосъемки, глобального позиционирования, измерения геометрических параметров на основе МИНС, компенсации перемещений кузова СКПК  и др.