Спецавтотехника "Карьерник из Америки"


 

Конкуренция на рынке заставляет всех шевелиться, а в условиях падения продаж – искать новые возможности удержания бизнеса на плаву. Еще недавно американская спецавтотехника была для россиян экзотикой, а сегодня ее можно приобрести с гарантией обслуживания и сервисной поддержки. Дистрибьютор компании Daimler Trucks North America (DTNA) в России, ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток» (МБТВ) сертифицировала карьерный самосвал Western Star 6900 XD (6х4). Его назначение – перевозка скальных пород на открытых разработках полезных ископаемых. Самое время познакомиться с «американцем» поближе.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Сделано в США

Такую маркировку нечасто встретишь на эксплуатируемой в России автоспецтехнике. Да, есть немало образцов американского машиностроения, использующихся в столичных аэропортах. Встречается made in USA и на других, и чаще всего в карьерах. Так что приток заокеанских тяжелых машин в Россию не просто становится реальностью, но и увеличивается.

Марка Western Star больше знакома перевозчикам, отдающим предпочтение капотным магистральным тягачам с большим спальником и тремя осями. Между тем, ее появление в РФ в качестве автосамосвалов стало возможным благодаря вхождению в состав концерна Daimler AG. Сама «Западная Звезда» родилась в 1967 г., когда компания White Truck открыла сборочный завод в г. Келовна (Британская Колумбия, Канада). В 2000 г. Freightliner LLC, северо-американское подразделение концерна Daimler AG (в настоящее время – Daimler Trucks North America LLC), приобрело бренд Western Star. Производство перенесли в г. Портленд (штат Орегон, США). С тех пор вся линейка тяжелой техники Western Star выпускается именно там.

В 2004 г. DTNA запустило проект в России и начала с поставок подержанных грузовиков Freightliner, импорта оригинальных запчастей, развития дилерской сети и организации сервиса aftersales, т.е. послепродажного обслуживания. В итоге, за 5 лет активных продаж было реализовано свыше 20 тыс. подержанных автомобилей Freightliner моделей Argosy, Columbia и Century.

В 2005-м оказались завершены сертификационные испытания. Две модели, Freightliner Argosy и Columbia, получили одобрение типа транспортного средства РФ. В последующие годы, в связи с появлением в России совместного предприятия ОАО «КАМАЗ» и Daimler AG – компании ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток» (МБТВ) – было принято решение об интеграции бизнеса DTNA в структуру МБТВ. В августе 2013 г. было подписано дистрибьюторское соглашение между деловыми партнерами. С этой даты МБТВ является дистрибьютором DTNA по брендам Freightliner и Western Star. Предвидя вопрос «из зала», хочу уточнить: ни о какой крупноузловой сборке этих автомобилей в России речь не идет. Машины будут поступать только с маркировкой made in USA.

 

Как в «Детском мире»

Спектр выпускаемой Western Star продукции настолько широк, что у потребителя разбегаются глаза, как у ребенка, попавшего в магазин игрушек «Детский мир». Это автомобили с колесной формулой 4х2, 4х4, 6х4, 6х6, 8х4, 8х6, 8х8 и на спецзаказ – 10х10. Впрочем, первой и пока единственной моделью, сертифицированной для применения в России, стал трехосный карьерный самосвал Western Star 6900 XD.

Он везет до 40 т груза и может поставляться с разными кузовами. Самая тяжелая версия с кузовом объемом 18 м3 сделана под транспортировку скальных пород. Есть варианты с кузовами объемом до 50 м3для угледобывающей отрасли. Но пока в РФ будут поставлять только базовые модели WS6900/ WS4900 для горнодобывающей, нефтегазовой и лесозаготовительной отрасли. В перспективе не исключена возможность поставки тяжелого карьерного тягача с нагрузкой на седло в 40 т. Он может работать в составе автопоезда с несколькими прицепами и полной массой до 180 т.

На первый взгляд, Western Star 6900 XD – темная лошадка. Но если присмотреться, сомнения рассеются. Российским предпринимателям он интересен брутальным дизайном, мощной конструкцией, простотой ремонта и возможностью обслуживания в полевых условиях. В его активе – опыт применения в карьерах Америки, достойные характеристики и возможность быстро реализовать на вторичном рынке. А разве этого мало?!

У «американца» барабанные тормоза, компрессионный горный тормоз Jacobs. На заказ можно поставить гидравлический трансмиссионный ретардер мощностью 447 кВт. Кузов из стали Hardox 400 и Hardox 450. Низкие борта обеспечивают легкую загрузку, а торец кузова удерживает крупные глыбы и снижает ударную нагрузку на гидроцилиндр при сваливании крупных кусков породы. Задний борт поднимается автоматически, а широкий козырек сродни гигантской каске, защищающей кабину от механических повреждений.

На рынке России присутствуют БелАЗ, ТОНАР и их импортные одноклассники Caterpillar, Liebherr, но данный факт не смущает МБТВ. В компании считают, что конкурентам придется подвинуться, и не без оснований. Одним из основных преимуществ Western Star является отсутствие одной базовой спецификации. Российским клиентам доступны сотни конфигураций, способных удовлетворить любые запросы.

 

Стальные мускулы

Western Star 6900 XD сделан по-американски надежно, с прицелом на долгую эксплуатацию. Карьерный самосвал мог получить алюминиевую кабину с клепочными соединениями, но конструкторы выбрали оцинкованную сталь и точечную сварку. На заказ доступны клееные усилители. Кабина проходит 17 стадий гальванизации, что повышает ее коррозийную стойкость. Для обеспечения комфорта ее крепят к раме с помощью пневмоподушек.

Внутри хорошая звукоизоляция. Водительское кресло на пневмоподвеске с активным поясничным упором. Телескопическая рулевая колонка регулируется по углу наклона. На приборной панели тьма циферблатов, но все по делу и с приятной светодиодной подсветкой. Здесь имеется указатель температуры масла в задних мостах и КПП, индикатор засорения воздушного фильтра и давления воздуха в пневмосистеме. Усиленные тумблера сделаны водоупорными.

У самосвала дневные ходовые огни, звуковой сигнал заднего хода громкостью 87-112 дБ, стержни обозначения габаритов бампера и ограждение радиаторной решетки. Рама имеет четыре сваренных лонжерона, вложенных друг в друга по принципу матрешки. «Мясистая» подвеска рассчитана на высокие нагрузки. Мосты и планетарные редукторы Axletech обеспечивают эффективное переключение передач под нагрузкой. Оптимальное передаточное отношение моста (между 10:1 и 12:1) позволило сократить число понижающих ступеней и уменьшить энергопотери.

Крутящий момент передает усиленная автоматическая трансмиссия Allison 4500 RDS. На первой передаче она позволяет двигаться по карьеру со скоростью 7,2 км/ч, на второй – 19,3 км/ч, на третьей – 28,6 км/ч. Более высокие передачи рассчитаны на езду по хорошей дороге. Четвертая передача дает возможность развивать 44,2 км/ч, 5-я – 58,5 км/ч, 6-я – 70 км/ч. Максимальная скорость при движении задним ходом достигает 8 км/ч.

На самосвале применяют 10 шин размером 14R25 с внедорожным рисунком протектора, как на землеройной технике. При небольшом диаметре у этих шин пониженное сопротивление качению. Это способствует топливной экономичности и максимальной скорости рабочего цикла. По словам специалистов, в сравнении с более крупными шинами низкого давления эти обеспечивают экономию расходов на их замену до 40%, а это не одна тысяча рублей.

Достоинства Western Star 6900 XD очевидны при его сравнении с внедорожными и сочлененными самосвалами. Чем длиннее плечо перевозки, тем ощутимее преимущество. Например, на отсыпанных грунтовых дорогах и маршруте свыше 800 м потребление ДТ у «американца» может быть до 35% меньше, чем у аналогов других брендов. А вообще производитель заявляет средний расход топлива в 27 л/ч на расстояниях доставки более 20 км. Для карьерника, везущего 40 т груза, совсем неплохо. Неудивительно, что первый покупатель появился уже во время премьеры, а после тест-драйва список клиентов расширился. Выходит, все не зря.