Спецкомпоненты "Когда отвал становится лишним"


 

Валентин ОЖГО

Фото автора и производителей

 

 Сезон зимнего содержания улично-дорожной сети вот-вот выйдет на финишную прямую. Правда, тут же вместо одних хлопот придут другие, и сани придется менять на телегу…

 

В комбинации на все сезоны

С первым приходом тепла проявятся последствия сезонной борьбы с гололедицей и снегопадами. Грязевые слои из песочно-соляных смесей и остатков ингредиентов придется убирать: проезжую часть и тротуары нужно сразу скрести, мести и даже отстирывать моющими средствами, поскольку жировые отложения в виде нефтяных и масляных пятен, шинной сажи сами по себе не разлагаются. И лучше это делать в дождь, который подобно замачиванию в бельевой стирке, размягчает слежавшиеся наслоения, прибивает пыль, а «поливалки» все это отмывают и удаляют.

Перевести спецмашину с одного вида сезонных операций на другой теперь не сложно: быстроразъемные фитинговые соединения гидравлических контуров и современные захваты систем крепежа позволяют снять с автомобиля фронтальный отвал за считанные минуты. Конструкция систем распределения песочно-соляных смесей или жидких ингредиентов из самосвального кузова тоже демонтируется быстро. Больше времени уйдет на вспомогательные работы с гидравликой, электропроводкой, нежели непосредственно на демонтажную разгрузку.

В российской линейке всесезонной уборочной спецтехники добрые две трети парка составляют комбинированные дорожные машины (КДМ). В этом сегменте наше машиностроение держится уверенно. Это одно из немногих направлений, где в жесткой конкуренции с зарубежными аналогами Россия сходу может решить все задачи по импортозамещению.

К примеру, Арзамасский завод коммунального машиностроения имеет солидную линейку КДМ и продолжает наращивать собственный модельный ряд. В прошлом году он вывел на рынок КО-829ДМ на шасси МАЗ-5340В2 с дизельным 240-сильным движком (Евро 4) и 7-кубовым бункером с распределителем антигололедных реагентов (плотность 50–350 г/м2) и 10-кубовой цистерной. Комплектация может быть как импортная, так и отечественная. К примеру, для привода межбазовой щетки можно ставить один гидромотор SY-250 или два гидромотора МГП-125. Поливомоечное оборудование тоже идет с двумя вариантами исполнения водяного насоса.

В линейке «Коммаша» также имеется привлекательная по стоимости владения, но во многих регионах пока бесперспективная модель КО-829Б на газомоторном шасси. Она хороша во всех отношениях, за исключением двух факторов. Во-первых, ее эксплуатация возможна только в районе дислокации автомобильной газонаполнительной станции (АГНКС). Второй недостаток в том, что машины с таким движком ни для Заполярья, ни для северных широт и регионов с температурой зимой ниже 20 градусов мороза не подходят.

 

…и плюс газификация всех «поливалок»?

Газомоторная КДМ в регионах с мягким зимним климатом популярнее дизельных и карбюраторных версий. Одно дело платить за литр дизтоплива 33 руб., а другое – заправлять уборочную машину компримированным топливом по 12 руб. за кубометр. Разница в 2,7 раза…

Напомним, по энергоотдаче 1 л солярки примерно соответствует 1 куб. м сжатого газа (метана). Если заправить на 10 евро карбюраторную подметально-уборочную машину, то она пройдет почти 100 км. При заправке на эту сумму дизельным топливом спидометр уборщика в операционном режиме накрутит 148 км, сжиженным газом – 169 км и компримированным газом – 201 км.

Здесь в выигрышном положении оказался Крым, которому по наследству от Украины досталось широко разветвленная сеть АГНКС из полутора десятков метановых заправок. Практически, весь полуостров вдоль и поперек можно проехать на метане с заправками от одной до другой АГНКС. Даже в Татарстане, где газомоторный транспорт очень популярен, компримированное топливо отпускает гораздо меньшее число точек.

Смоленский завод комплексных дорожных машин им. М. И. Калинина вывел на рынок КДМ ЭД-405АГ на базе газобаллонного самосвала КАМАЗ-65115. Это не гибрид, а в чистом виде газомоторник. 260-сильный мотор делает машину тяговой на снежной дороге и резвой в летнее время. Грузоподъемность шасси в 13,5 т позволяет тащить на платформе пескоразбрасывающий бункер на 6,5 куб. м, полуторакубовый бак для увлаженной соляной смеси, пластиковый бак на 8,4 и металлическую цистерну на 7,5 «куба».

Главное достоинство этой спецтехники хозяйственники видят не столько в ее многофункциональности, сколько в стоимости владения – затраты на топливо сразу падают где-то в 2,5 раза. Соответственно, на столько же уменьшаются выбросы вредных веществ в атмосферу. По правде говоря, экологический постулат у наших хозяйственников стоит по значимости не на втором и не на третьем, а где-то на десятом месте – им важнее экономический фактор привлекательности.

Что касается зарубежных производителей всесезонной уборочной техники газомоторного исполнения, то к нам ее они практически не везут, чего не скажешь о надстройках…

 

Прощай, немытая Россия

Еще задолго до санкций Европы и США против РФ отечественное коммунальное машиностроение начало активно закупать машинокомплекты надстроек для комбинированных дорожных и вакуумно-подметальных машин. Их везли, везут и будут везти. По поводу импортозамещения отечественные заводы не сильно озабочены: поставки комплектов для таких надстроек из-за рубежа под санкции не попали.

Практически все заводы имеют дело с импортными комплектами надстроек и навесок. К примеру, Мценский завод «Коммаш», среди собственных подметально-уборочных вакуумных машин 326-й серии имеет версии с надстройками Brock SL200 (Германия). Уборочные иноземцы на шасси КАМАЗ-43253 и КАМАЗ-53605 идут к потребителю под индексом КО-326-10 и КО-326-11.

«ТверьКоммаш» в партнерстве с турецкой компанией Erdemli Makina привел на наш рынок вакуумные подметально-уборочные машины ТКМ-320, ТКМ-321 и др., которые можно встретить на колесной базе КАМАЗ-43253 и КАМАЗ-53605. Эти пылесосы имеют две версии бункеров для смета (от 6 до 8 куб. м), а также два исполнения баков для воды (от 1 100 до 2 200 л). Привлекательности добавляет кормовая всасывающая система для сбора мусора из труднодоступных мест, включая мусорные баки, урны, колодцы, ямы и т.п. Поскольку здесь бак для воды имеет 2 200 литров, то производитель позиционирует свою машину еще и как передвижную мойку.

Тосненский механический завод (ТоМеЗ) на рынке комбинированных машин свою МКДУ-10 с распределителем Epoke Sirius AST позиционирует сразу в двух зимних, одном летнем и одном самосвальном вариантах.

Попыткам продвинуть на российский рынок газомоторный украинский КрАЗ-5401К2-100 c подметально-уборочной надстройкой Katmerciler (Турция) эксперты предрекают провал: вполне конкурентоспособный уборщик с немецким метановым движком M 906 LAG (279 л. с., Евро- 5) для российского потребителя будет неподъемным из-за таможенных пошлин. В этом году на первый план выйдут всесезонные машины на российских, белорусских шасси, на грузовых иномарках, собираемых в России или же целиком производимых на совместных предприятиях.

Примеры такой кооперации есть. Весной 2014 г. в индустриальном парке «Калуга-Юг» «Меркатор Холдинг» совместно с Bucher (Швейцария) и ее итальянсской «дочкой» Giletta открыл завод, в действующей номенклатуре которого стоят среднеразмерные подметально-вакуумные, комбинированные, компактные тротуароуборочные машины. В 2015 г. предприятие изготовит для российского рынка тысячу машин.

Надстройки упомянутой Giletta представлять не нужно. Особенно много итальянских «уборщиков» в Москве, где «Меркатор» постоянно выигрывает тендеры. В столичном автопарке ГБУ «Автомобильные дороги» «итальянцы» оседлали наши КАМАЗы моделей 53605, 65115 и др.

К примеру, на пятачке водозаправки поливомоечных машин у Москворецкой набережной Москвы-реки из пяти стоящих у заправочных гидрантов уборочных машин автор этих строк насчитал четыре спецавтомобиля с надстройками Giletta - три емкости смонтированы на базе КАМАЗ-53605 и один на шасси КАМАЗ-65115. Правда, утверждать, что почти весь автопарк ГБУ «Автомобильные дороги», где более 2 тыс. уборочных машин, имеет надстройки итальянского производителя, никак нельзя. Там предостаточно техники других производителей.

В преддверии зимы машины поливочного формата четыре раза замачивали, мыли шампунем и отстирывали мощными струями московские улицы от пятен масла и бензина, остатков резины и мазута, чтобы сцепление протектора шин с проезжей частью в гололед и снег было лучше. Многоразовая помывка дорог и тротуаров ожидает столицу и нынешней весной. Вся техника и гидранты заправочных станций к этому уже готовы. «Банного» дня ждут и припасенные на складах дорожные шампуни…