Тест "С двойным сцеплением Dual Clutch"


 

Швеция совершила очередную техническую революцию. Впервые в мире на серийных грузовиках используется роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями. Имя новинке –I-Shift Dual Clutch, разработчик – Volvo Trucks. Ее главные достоинства кроются в обеспечении постоянного (безразрывного) потока мощности. Для проверки изобретения на дальнобойных автопоездах я направился на юг Испании, в Малагу.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Вначале была идея

Шведы не скрывают, что идея создания инновационного сцепления пришла из автоспорта. Там в цене порой не только сотые, но и тысячные доли секунды. И именно в автогонках преимущество собирается по крупицам. Но прежде, чем адаптировать двойное сцепление для грузовиков, его применили в легковом автомобилестроении.

Еще в 1980 г. двойное сцепление появилось на спортивных машинах Porsche и Audi. В начале нулевых годов XXI в. сначала Audi, а затем и Volkswagen получили трансмиссию DSG. Потом появилась S Tronic. Тему подхватили другие автопроизводители. Например, три года назад о скором оснащении своих легковых машин 6-ступенчатой автоматической трансмиссией с двойным сцеплением Getrag 6DCT450 Powershift объявила компания Volvo Car. А грузовое подразделение Volvo Trucks стало пионером эры двойного сцепления в коммерческих автомобилях тяжелого класса.

 

Немного механики

Что такое I-Shift Dual Clutch? Это 12-ступенчатая механическая коробка передач с двойным сцеплением и демультипликатором с автоматическим переключением. Несмотря на то, что в товаропроводящей сети она появилась только во втором полугодии 2014 г., ее разработка началась значительно раньше, в 2009-м. В ходе ежедневных стендовых и ходовых испытаний за пять лет новинка прошла миллионы тестовых километров, подтвердив свою состоятельность и в плане надежности, и в плане обеспечения топливной экономичности. Не то, чтобы она заметно снижает потребление ДТ – она его не повышает.

Конструктивно новинка представляет собой два сухих сцепления, расположенных в передней части коробки передач. В стандартном режиме работает только один диск, а второй находится в готовности «принять эстафету». Переключение автоматически регулируется пневматической системой, которая тоже всегда начеку. При движении на определенной передаче электроника подбирает следующую ступень. Например, при разгоне – повышенную, при торможении – пониженную.

В момент отключения действующей передачи нужная ступень уже задействована. После переключения на следующую передачу активированное ранее сцепление переводится в режим ожидания. По сути, это передача эстафетной палочки, только многократное и по кругу. Одновременную установку двух передач позволяют выполнять два ведущих вала, зубчатые колеса и раздельно работающие селективные элементы.

Разработчики утверждают, что I-Shift Dual Clutch обеспечивает непревзойденную комфортность поездки в условиях, при которых для перевозки большого груза требуется максимально возможная производительность и частое переключение передач вверх-вниз. Так называемое силовое переключение самой системой, без вмешательства водителя, обеспечивает быстрый разгон, отсутствие рывков и потерю скорости движения из-за смены передач даже на подъемах.

За счет укрупненного кожуха корзины с двумя сцеплениями новый продукт на вид габаритнее традиционной коробки: длина агрегата увеличилась на 12 см, а масса выросла на 101 кг. Продукт получил обозначение SPO 2812, рассчитан на максимальный крутящий момент двигателя 2800 Нм и работу в составе автопоезда полной массой до 60 т. Систему I-Shift Dual Clutch заказчикам поставляют вместе с 13-литровыми дизельными двигателями D13K максимальной мощностью 460, 500 и 540 л.с. В базовую комплектацию включен эффективный маслоохладитель.

Для перевозчиков важно и то, что совершенно новая агрегатная платформа I-Shift Dual Clutch позволяет использовать опции, которые доступны на I-Shift с традиционным одним сцеплением. Я имею в виду компактный ретардер, коробку отбора мощности для обеспечения привода бортового оборудования и аварийный насос системы рулевого привода с усилителем.

 

Три пакета программ

Скандинавские инженеры разработали три пакета программ для I-Shift Dual Clutch: TP-BAS, TP-FUEC, TP-FUEC3.

Первый предусматривает минимум функций: базовое переключение передач, обеспечение лучшей динамики, контроль температуры масла в коробке переедая. Из дополнительных возможностей присутствует усовершенствованная регулировка выбора передачи с включением пониженной ступени и расширенные функции КОМ.

Программа TP-FUEC, помимо этого, предлагает усовершенствованный метод переключения передач, управление началом движения, усовершенствованную функцию движения накатом I-Roll, адаптивный контроль АСС. В качестве вишенки на торте предусмотрена адаптация «повышенная динамика – плохие дороги».

Самая «навороченная» программа TP-FUEC3 включает те же возможности, что и TP-FUEC, плюс наличие системы распознавания топографии местности I-See и пакета поддержания заданной скорости I-Cruise.

Независимо от того, какой пакет используется, базовые ценности I-Shift Dual Clutch одни и те же: быстрый разгон даже при трогании с места с полной загрузкой, поддержание скорости на сложных участках дорог, сохранение стабильности при движении по скользким покрытиям, в грязи и при переключении передач. Двойное сцепление будет уместно для всех большегрузных автособилей. I-Shift Dual Clutch не даст заглохнуть двигателю на железнодорожном переезде, не спровоцирует остановку на крутом подъеме и будет способствовать меньшей подвижности перевозимого груза.

 

Между Малагой и Гранадой

Если проложить маршрут от Малаги до Гранады по прямой, расстояние составит 89 км, но по автостраде оно в полтора раза больше – 132 км. Автобус покрывает это расстояние за 2 часа, скоростной поезд – за 1 ч 20 мин. Во время тест-драйва задачи проехать данный отрезок как можно быстрее никто не ставил. Тем более что нужно было уловить особенности работы I-Shift Dual Clutch в разных режимах, разных профилях дорог и на разной топографии местности с перепадом высот до 900 м. Да и протяженность нашего дневного маршрута со стартом в окрестностях курортного городка Марбелья превышала 250 км.

Пиренейский полуостров, самый большой и самый западный из трех полуостровов Средиземноморья, окутан сетью отличных автострад. По их суммарной протяженности Испания занимает второе место в Европе и четвертое в мире! Не зря эксперты считают, что это лучшее место для проверки новой техники. Здесь тестируют свои грузовики представители Большой европейской семерки и даже те производители, чьи заводы расположены далеко за пределами Старого Света. Спуски и подъемы, участки разгона и торможения, плавные и крутые повороты – все как на испытательном полигоне, только в десятки раз больше.

На пробу руля были подготовлены двенадцать 40-тонных сцепок. Часть из них – с обычной коробкой I-Shift, часть – с I-Shift Dual Clutch. Моя «дегустация» началась с самого мощного 750-сильного флагманского FH16 с традиционным «ай-шифтом», и вскоре термин «король дорог» обрел реальные доказательства. На подъемах, где другие сцепки включали «аварийку» (это правило для дальнобойщиков, чьи автопоезда или одиночные грузовики едут со скоростью меньше 60 км/ч), я обходил тихоходов по второй полосе. Мощность в 750 л.с. достигается в диапазоне 1600–1800 об/мин, что действительно впечатляет. Что ни говори, и 3550 «ньютонометров» максимального крутящего момента в упряжке (при 950–1400 об/мин.) – самый солидный на сегодня потенциал среди серийных магистральников.

Другие автомобили с привычной коробкой передач I-Shift и менее мощными моторами освежили впечатления от управления «шведами». Безупречная эргономика, отличный обзор, приятный акустический фон и высокий уровень комфорта, знакомые режимы переключения передач и поведение машин по взятию горок, преодолению спусков и прохождению скоростных поворотов – тоже привычные. Тем интереснее было сесть за руль грузовика, на дверях которого красовались стилизованные наклейки I-Shift Dual Clutch.

 

Одинаковое-разное

Новый подопечный на ближайший неполный час непрерывного движения – FH500 I-Shift Dual Clutch. Внутри ничего не указывает на то, что где-то под кабиной расположено нечто особенное. Но сознание того, что в моем арсенале новый эффективный инструмент под названием I-Shift Dual Clutch, не дает покоя.

С места «топлю тапочку» и получаю первые впечатления: разгон идет ровно, без кивков кабины из-за толчков при переключении коробки – их просто нет! На первых десятках метров при выезде с трак-стопа оценить динамику сложно, но на трассе преимущество налицо. Буквально через полкилометра догоняю автопоезд, который стартовал раньше на несколько секунд.

В упряжке мотора 500 «кобыл», доступных в диапазоне 1400–1800 об/мин. Вторая составляющая потенциала тоже радует: 2500 Нм при 1000–1400 об/мин. На некоторых участках машине приходится отдавать все, что заложено инженерами. И – о, чудо! – на подъеме, где на такой же 500-сильной версии нужно было включать «аварийку» из-за падения скорости почти до 50 км/ч, тягач с I-Shift Dual Clutch показывает около 65 км/ч! Мощность одинаковая, загрузка такая же, погода и состояние дороги тоже, а результат разный.

На спуске, где обычная коробка не всегда включает нейтраль, I-Shift Dual Clutch сбрасывает передачи на ноль и уводит стрелку тахометра из зеленой зоны в область оборотов холостого хода – менее 600 об/мин. И когда это происходит не разово, а несколько раз за поездку, экономия топлива становится очевидной. Особую помощь оказывает система распознавания топографии местности I-See. Если так и дальше пойдет, то водителю только и останется – крутить баранку. Все остальное за него сделает электроника.

Знаете, при подготовке данного материала я не нашел свой испанский блокнот с пометками. Но впечатления от достоинств I-Shift Dual Clutch оказались настолько свежими и яркими, что он мне просто не понадобился. Надо отдать должное: шведы сделали отличный инструмент, и хочется поскорее увидеть его на грузовиках калужской сборки – тех самых, что маркируют клеймом «Сделано в России». Мы, чай, не рыжие!

 

 

ССЫЛКА НА ФАЙЛООБМЕННИК С ФОТО:

https://cloud.mail.ru/public/7fd0f6d09ed8/2015%20VOLVO%20DUAL%20CLUTCH

 

08361, 08362, 08363, 08454, 08488 ЗАСТАВКА

 

08886, 08887, 08888, 08889, 08890, 08891 Автоматизированная коробка передач Volvo I-Shift с двойным сцеплением Dual Clutch

 

08464, 08465, 08467, 08474, 08480, 08484, 08773 Новый Volvo FH стал первым грузовиком, на котором установлено двойное сцепление

08493 Внешне седельный тягач с Dual Clutch ничем не отличается от обычного, наклейка сделана в рекламных целях

08495 08497 Dual Clutch стала дополнительным конкурентным преимуществом нового поколения шведских тяжелых грузовиков

08367, 08368, 08450, 08453, 08509, 08510 Распечатка тахографа показывает, насколько эффективным было вождение с Dual Clutch

08370, 08372 Вождение с двойным сцеплением доставляет водителю массу удовольствия

08393 При скорости чуть больше 80 км/ч стрелка тахометра находится в зеленой зоне при 1200 об/мин

08401, 08406, 08409, 08424, 08431 Преимущества Dual Clutch особенно заметны при движении в холмистой местности

08411, 08414, 08416, 08417, 08419, 08441 Двойное сцепление позволяет экономить топливо и в ситуациях, когда вы упираетесь в более медленное транспортное средство

 

Можно дать одним блоком:

08425, 08426 При подъеме в гору электроника сама выбирает передачу. В данном случае автомат включил 8-ю ступень

08513, 08539 На скорости 87-88 км/ч Dual Clutch выбрало высшую, 12-ю передачу, при очень низких оборотах – всего 1100 об/мин

08530 При отсутствии нагрузки коробка I-Shift дает сцеплению отдохнуть – автомобиль движется на нейтральной передаче при оборотах холостого хода

 

08502, 08503 Задние светодиодные фонари потребляют меньше энергии и служат дольше

08505 Фронтальная оптика с дневными ходовыми огнями и ксеноном делает автомобиль более заметным на дороге

08517, 08519, 08521, 08644, 08651, 08708, 08715 При наличии системы I-See двойное сцепление заранее выбирает более оптимальную передачу для конкретной местности

08547, 08548 В холмистой местности расход автопоезда под 40 л/100 км, без Dual Clutch он оказался бы выше

08565 Приемлемый расход топлива наряду с Dual Clutch обеспечивает современный дизельный двигатель Евро-6

08580, 08673, 08674 Чем выше горы и средняя скорость – тем выше потребление дизтоплива

08595, 08597 На пологих затяжных спусках автоматика нередко выбирает нейтраль

08699 Редкий случай: два разных водителя показали совершенно одинаковый результат

08702 Для скорости 20 км/ч коробка передач I-Shift с двойным сцеплением выбирает 6-ю передачу

08706 На скорости 70 км/ч задействована 11-я передача при оборотах двигателя 1150 об/мин

08727 Напоминание об оплате проезда по данному участку скоростного шоссе в Испании

08749 Дополнительные удобства водителю создают выдвижные отсеки и ящички

08752 Самая мощная версия Volvo FH16 двойным сцеплением пока не оснащается

 

РЕЗЕРВ:

08346, 08360, 08533, 08757, 08763, 08764, 08772, 08774