Дорожно-строительная техника "Асфальт укатать… "


 

Отсутствия или нехватки дорожных катков российский рынок никогда не ощущал. Правда, статистика предложений и выставочные премьеры таких машин не отражают ситуацию на объектах строительства и ремонта дорог...

 

Прощай, мы расстаемся навсегда…

Парк дорожных машин для уплотнения грунта, щебенки или асфальтового покрытия в столичных дорожных службах всегда отличался от аналогичного подвижного состава провинциальных предприятий не только номенклатурой, но и новизной. По неписаному правилу премьерных новичков отечественного и зарубежного производства вначале откатывают мегаполисы …

На специализированной выставке, к примеру, нашим хозяйственникам может приглянуться красивая машина. Они будут ходить вокруг, прицениваться, но ни один из них такую технику не купит – кот в мешке. Право «первой брачной ночи» обычно отдается маститым дорожно-строительным компаниям, где крутятся основные финансовые потоки. В большинстве своем техника премьерного ряда в глубинку идет если не кружным путем, то с задержкой. Даже региональные выставки с международным статусом новизну дают с проволочкой, что для торговли сравнимо едва ли не с летальным исходом.

Становится очевидным, что многие производители специальной и магистральной техники постепенно будут игнорировать специализированные выставки. И не только столичные, но и региональные. Во-первых, экономический эффект от выставочных площадок обвалился. Во-вторых, отказ от выставочного показа на имидже маститых изготовителей техники не скажется: бренд на слуху, а торговое клеймо визуально уже примелькалось.

 

Мы вам покажем…  

Статистика последних лет указывает на то, что наши дорожники подсели на катки с клеймом Hamm, Bomag, Ammann, Dynapac, в кругу которых модели Volvo серии DD (асфальтовые) и серии SD (грунтовые) держатся наравне, в чем-то уступая, а по некоторым параметрам опережая конкурентов.

Анализ выставочной результативности свидетельствует о том, что она год от года падает: потребитель все больше информации получает с интернета. Решение о приобретении техники он тоже принимает на основании выводов оттуда. И зачастую в пользу зарубежного, а не отечественного производителя. Сегмент уплотнительных машин не стал исключением: в последние год-два по выставочным наработкам удается продать не более 13–15% от общих объемов катков, все остальное реализуется по собственным программам, мероприятиям, проводимым как в дилерских центрах, на заводах, так и на выездах.

В импортной емкости российского рынка спецтехники доля дорожных катков колеблется в пределах 6–8% и ни разу она не превышала 10-процентный рубеж. В последние годы и того меньше. В этом сегменте, конечно же, сказывается неблагоприятная экономическая ситуация. Однако ощутимой конкуренции солидной палитре упомянутых выше производителей с не менее рейтинговыми игроками рынка в лице Caterpillar, Protec Boxer, Wacker и примкнувшими к ним представителями восточно-азиатских промышленных групп с клеймом LiuGong, XCMG, Shantui, Sakai, SANY, Changlin и др. наши «Раскат», завод «Дорожных машин», а также белорусский «Амкадор» не составили.

 

Почти у точки невозврата

В индустрии уплотнительных машин импорт на российском рынке рулит. Если быть более точным, то импорт нам строить и жить помогает. Отечественные производственные площадки красуются в блеске красок разве что на выставочных площадках, но не в рейтингах продаж. Тот же «Раскат» (г. Рыбинск), доля которого в российской емкости рынка дорожных катков недавно составляла 9,3%, в рамках госпрограммы импортозамещения, казалось бы, должен вырваться еще больше вперед и стать недосягаемым лидером не только своим, но и всем вместе взятым на нашей торговой площадке импортных брендам, сам едва не стал банкротом.

До критичной точки невозврата с полным обвалом не дошло, но финансовые неурядицы уложили завод в «зимнюю спячку»: свыше 16 млн руб. задолженности по зарплате, налоговые долги по обязательным платежам в бюджет практически остановили работу. Официально это не озвучивалось, но с началом календарной зимы трудовой коллектив (385 человек) практически в полном списочном составе не вышел на работу, дав старт неоплачиваемым отпускам. Завод встал. Прочно и надолго.

Таким образом, российский рынок дорожной уплотнительной техники, где три четверти емкости держит производитель made in…, едва ли не полностью отдан импортерам, поскольку «Раскат» еще с лета начало лихорадить. Россия тем временем взяла курс на импортозамещение, создав благоприятный климат. Не помогло. Даже с учетом принятого 31 января 2015 г. Правительством Российской Федерации Постановления «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года № 656» редакции не удалость найти ни четкого объяснения ситуации с «Раскатом», ни получить вразумительный комментарий по поводу истинного импортозамещения в сегменте дорожных катков. Между тем, из 55 позиций дополненного упомянутым Постановлением «Перечня отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», техника дорожно-строительного сегмента возглавляет список, а непосредственно «дорожные катки самоходные» стоят на 8-м месте.

С одной стороны это свидетельствует о значимости таких спецмашин для российской экономики. Однако с другой стороны мы видим, что ведущий отечественный производитель таких спецмашин почти календарный квартал стоит на приколе, дав дрожжевой рост аппетитам на наш рынок зарубежных производителей. Назвать это игнорированием или бойкотом не получится, поскольку владелец предприятия в простое не заинтересован. Об этом свидетельствует февральская встреча собственника завода «Раскат» Олега Баринова с губернатором Ярославской области Сергеем Ястребовым, на которой речь шла о возобновлении производственного потенциала предприятия, сохранении рабочих мест и восстановлении имиджа. Работать начали по разработанной антикризисной программе: в заделе завод имел несобранной продукции на 150 млн руб. Есть еще одна новизна: реализацией производимой продукции теперь займутся рыбинцы, а не москвичи, как это было ранее.

 

Сделать нам еще предстоит

больше, чем сделано…

Сегодня рассчитывать на то, что за месяц-другой «Раскат» возвратит былые позиции не стоит: рыночная ниша легко теряется, но тяжело восстанавливается. С учетом того, что у завода есть хорошие наработки, а стоимость его продукции намного ниже техники зарубежных производителей, былую славу и объемы заполучить удастся, но не раньше, чем через год-полтора.

Отечественная индустрия уплотнительной техники большие надежды возлагает на мартовское Постановление Правительства (№193 от 5 марта 2015 г.) о выделении регионам в рамках подпрограммы «Дорожное хозяйство»  государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» солидных финансовых средств, часть из которых пойдет на закупку  госкомпаниями и муниципалитетами дорожно-строительной техники отечественного производства. Это, мол, курс на импортозамещение. Может и так.

Бить в литавры не станем, нужно быть реалистами: уповать производителям на правительственный запрет закупок зарубежной продукции машиностроения для обеспечения государственных и муниципальных нужд не стоит. Доля продаж за счет этого не поднимется, а если и вырастет, то на самую малость, поскольку государственные и муниципальные компании погоду на рынке закупок не делают, на их долю приходится от 5 до 9% ввозимой техники уплотнения. Всю остальную покупную емкость импорта берут на себя частные компании, которые и являются основными исполнителями госзаказов на дорожно-строительные работы. На них ни наш правительственный запрет, ни зарубежные санкции не распространяются – катки не вертолетоносцы, они вне политики...