Краны и подъемные механизмы "Автовышки: проблемы импортозамещения"


 

Валентин Ожго

Фото автора и производителей

Российская индустрия автомобильных подъемников конкурировать с техникой made in… может лишь в группе машин среднего диапазона рабочих характеристик. Малоформатный размер вышек на шасси легких коммерческих машин наша промышленность до сегодняшнего дня осваивает робко. Как, впрочем, и большой класс, в котором достигнуть заявленных зарубежным производителем высот и грузоподъемности никак не получается...

 

А нишу-то… проспали

Отечественные автовышки телескопического, шарнирно-локтевого (коленчатого) и комбинированного типа рассчитаны на стандартные корзины для подъема людей и операционного груза общей массой 200–250, но не более 300 кг. У зарубежных производителей это тоже самый массовый грузоподъемный диапазон, поскольку платформы вышек с расширенной рабочей площадью не столько добавляют в грузоподъемности, сколько расширяют рабочую зону одного цикла подъема. Но там пошли навстречу немногочисленным заказчикам нестандартных корзин и готовы предложить увеличенные платформы.

Корзины увеличенного размера для автовышек на автомобильных шасси позаимствованы в сегменте фасадных мачтовых и ножничных подъемников, где грузоподъемность может доходить до 800 кг, а в некоторых моделях и до тонны. Если, к примеру, самый маленький и популярный аккумуляторный подъемник ножничного типа Haulotte Optimum-8 имеет почти аналогичную стандартной автомобильной вышке по размеру (0,70 x 1,65 м) и грузоподъемности (230 кг) платформу, то его дизельная версия Haulotte H18SX с 500-килограмовой грузоподъемностью снабжена корзиной 1,89 x 4,00 м.

Платформы такого или близко к этому размеру в автомобильном сегменте подъемников встречаются реже, а если и встречаются, то их грузоподъемность очень далека от рабочих характеристик ножничных или фасадных вышек. Это все те же упомянутые 250–300 кг. Правда, телескопические и коленчатые автовышки с увеличенными рабочими площадками по доступности операционной зоны выигрышнее ножничных подъемников за счет вылета стрелы в высоту и по горизонтали, а также  из-за почти кругового или полного кругового вращения опорно-поворотного круга подъемной надстройки. В автовышках последнего поколения еще подкупает и система подворачивания люльки в горизонтальной и вертикальной плоскости.

У ножничных подъемников только вертикальный ход корзины и сравнительно небольшая высота подъема. К примеру, упомянутая выше модель Haulotte H18SX имеет всего 16-метровую операционную высоту. Это практически уравнивает ее с вышедшими из моды по этой же причине мачтовыми гидравлическими автовышками с вертикальным ходом телескопа и одноместными люльками серии ВТ (вышка телескопическая), знакомыми еще по надстройкам на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-52.

Уповать на то, что с увеличением рабочей площади корзины автогидроподъемника (АГП), т.е. ее габаритного размера по ширине и длине, вы получите увеличенную грузоподъемность с возможностью брать больше ремонтников/монтажников, материала и инструмента, не стоит. Можете получить только расширенную зону, соответствующую длине корзины. К примеру, довольно популярная в последнее время на российском рынке гидравлическая вышка JINWOO 280 (Корея) на шасси Hyundai HD78 с 28-метровой высотой подъема на 7-секционной стреле телескопа имеет довольно габаритную корзину – 3 250 х 1 020 х 1 060 мм. Однако грузоподъемность там классическая – 300 кг, как и с малоразмерной люлькой 1 750 х 600 х 1 060 мм.

 

И сам себе… законодатель стандартов

Единого и неукоснительного для исполнения размера рабочей площадки корзины для автовышек сегодня нет. У каждого производителя свой   сертифицированный стандарт. Так, автозавод «Чайка-Сервис» для производимых автовышек серий «А» и «Т» выдает размер корзины 1 410 х 710 х 1 100 мм; в серии автовышек «DA» размер корзины вырастает до 1 800 х 700 х 1100 мм; в серии автовышек «TJ»   – 2 200 (3 200) х 900 х 1 100 мм.

Машины для инспекции и ремонта мостов, отличающиеся различной конфигурацией излома гидравлической шарнирно-сочлененной стрелы для операций ниже нулевой отметки в подмостовом пространстве, могут иметь люльки большего размера, но грузоподъемность и там остается в классике. Более мощные надстройки с решетчатым исполнением выдвижных частей стрелы лестничного типа могут иметь длинномерные платформы и грузоподъемность до 600, 700 и даже 800 кг. В этом сегменте к фаворитам российского рынка  компании Moog (Германия) и Barin (Италия), присоединился «Трансмост» (Белоруссия), у которой имеется очень даже конкурентная  серия ПГММ. Производят  подобные инспекционные вышки и в Питере. Номенклатурная линейка «иностранцев» много шире. У них типовая платформа по длине варьируется от 4,5 до… 24 м. По 1,5-метровой ширине такой корзины может проехать малолитражная «Ока» (ВАЗ-1111).

Белорусские решетчатые подъемники лестничного типа серии ПГММ такой широкой номенклатурой не располагают, продуктовая линейка компании «Трансмост» скромнее, но у них есть длинномерные платформы (11,2 м) с грузоподъемностью 400 кг – это ПГММ8–АП11-2,5 на 3-осном шасси КАМАЗ-65117. Есть также платформы длинной 10 м на шасси МАЗ и 9,5-метровые рабочие корзины на шасси ЗиЛ.

С увеличенным размером корзин засветились тоннельные машины, в т. ч. и произведенные в России. Пару лет тому «РусКомТранс» совместно с компанией Sky Aces s.r.l. продекларировал выпуск автогидроподъемников с лифтами Tunlift для обслуживания арочных сводов, систем освещения, монтажных работ и т. д. Надстройки с рабочими корзинами 2 200 х 3 000 х 3 700 мм начали монтировать на колесную базу «Валдай» (ГАЗ-33106). Они имели операционную грузоподъемность 500 кг на максимальную 7-метровую высоту.

 

А корзину-трансформер пробовали?

Практически все автоподъемники с увеличенными грузопассажирскими платформами для высотных операций и у нас идут с клеймом made in…, поскольку российское машиностроение тормознулось на корзинах стандартного размера. Среди импортных машин имеем засилье «бэушной» техники, в т. ч. на шасси легких коммерческих японских машин с правосторонним рулевым управлением Isuzu, Mitsubishi и др. Как и обычные автоподъемники, они пришли на смену архаичным строительным лесам. С недавнего времени в группе новых подъемников с такими корзинами специально для нашего рынка начали использовать машины с левым рулем.

Самая богатая на такие вышки Москва. За ней следуют Санкт-Петербург, Екатеринбург, Волгоград. Даже с учетом статуса «бэу» эти автогидроподъемники остаются надежными, оправдывая японское качество, и экономичными как по колесной базе шасси, так и по надстройкам. В той же Москве особой популярностью пользуются японские гидравлические подъемники Tadano с увеличенным размером корзины, надстройки которых можно встретить на шасси Isuzu серии Forward Juston и Elf.

Легкие коммерческие шасси для передвижения в плотных городских потоках привлекают. Правда, нашего потребителя еще больше подкупает возможность в стесненных условиях, на точечных площадках узких улочек или двориков получить на один цикл фиксации автовышки на аутригерах расширенную операционную зону. В первую очередь за счет увеличенного размера корзины. Гидравлические автоподъемники Tadano с 3- и 4-секционными телескопическими стрелами такие перспективы открывает едва ли не лучше других. В основном за счет корзин-трансформеров.

В последнее время зачастили со своей техникой южнокорейцы, смекнувшие, что ниша автогидроподъемников с увеличенным размером корзины на российской торговой площадке практически пустует. Особенно это заметно в сегменте надстроек на легком коммерческом шасси. К примеру, Horyong Sky подогнал российским потребителям малолитражку Hyundai серии Mighty (140 л. с.) с автовышкой модели 280S, способной подавать корзину на 28-метровую высоту. Два имеющихся фактора привлекательности (первое – легкое коммерческое шасси с экономичным дизельным движком, малыми «городскими» габаритами надстройки, второе – солидные высотные характеристики) дополнены корзиной солидных размеров – 3,2 м в длину, 1,2 м в ширину и с перилами высотой 1,16 м.

Корейский подъемник имеет 300-килограмовую грузоподъемность. Для сравнения: питерская автовышка ППС-141.28Э на тяжелом 3-осном шасси КАМАЗ 740.662-300 с 300-сильным дизельным двигателем и 28-метровой операционной высотой имеет такую же грузоподъемность. Можно провести еще одно интересное сравнение. Упомянутая выше модель Horyong Sky 280S на российском рынке получила продолжение за счет незначительной доработки под монтаж на 2-осном шасси КАМАЗ-43253, которое по своей массе значительно больше малолитражки Hyundai Mighty. Правда, в этом случае надстройка 280S с 5-секционной телескопической стрелой идет в версии не с открытым основным постом управления на шасси, а с закрытым.

Наши хозяйственники купились на новизну трансформации корзин. К примеру, АГП-45 на базе Hyundai HD 170 корзина-трансформер из компактного состояния 1650 х 600 х 1100 мм раскладывается на размер 3100 х 1000 х 1100 мм. Грузоподъемность – 300 кг, высота подъема 45 м.

В изготовлении корзин-трансформеров российская индустрия автомобильных подъемников не блещет. Отчасти наши разработчики объясняют это маленьким спросом. И ожидать, что рынок наши заводы вот-вот завалят подъемниками с увеличенными рабочими платформами или платформами-трансформерами не следует: имеющийся спрос сполна удовлетворяет дальнее зарубежье, где производители берутся даже за мизерные заказы. Нашим производителям, в отличие от потребителей, мелкие партии такой продукции не интересны…