Пассажирские перевозки "Автобусный прорыв"


Минувшей осенью на выставке коммерческого транспорта IAA в Ганновере были заявлены 22 мировые и 6 европейских автобусных премьер. Негусто, но даже эти лайнеры не доедут до России в текущем году. Впрочем, для перевозчиков не так важен факт новизны, сколько сервисные расходы и стоимость владения. Под этим ракурсом и рассматривались многие новинки, имеющие потенциал сбыта в РФ.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Гибридная эра

Новый автобусный сезон заставил задуматься европейских перевозчиков о привлекательности гибридного пассажирского транспорта. Такие машины, в частности, показали MAN и Scania.

Шведы выпустили на рынок гибридный Scania Citywide. У него 13-литровый 450-сильный двигатель с системой SCR и ретардером свободного хода R4100D. За счет механического отключения в неактивном режиме он позволяет снизить потребление топлива на 0,5% и увеличивает тормозное усилие с 3500 до 4100 Нм. Повышенные передаточные числа делают торможение эффективнее и при низких оборотах мотора.

Экономичность повышена за счет более высокой рабочей температуры и применения масла низкой вязкости (выигрыш – примерно 1,5%). На борту Scania Citywide LE используется и модернизированный комплекс Scania Eco-roll. В нем применяются технологии Scania Opticruise и Scania Active Prediction. Электроника определяет моменты, при которых эффективнее всего спускаться с подъемов на нейтральной передаче.

Scania предлагает перевозчикам и гибридные модели с двигателями на топливных смесях с содержанием биодизеля до 100%. Пример – городской автобус Citywide LE с конфигурацией дверей 1-1-1 при длине 14,8 м. В рамках IAA был показан двухосный вариант гибридного автобуса Scania Citywide длиной 12 м с конфигурацией 2-2-1 с салоном на 33 сиденья. В моторном отсеке установлен рядный 5-цилиндровый 250-сильный двигатель объемом 9 л. Уровень Евро-6 на нем обеспечивают технологии EGR и SCR. В модельном ряду Scania Citywide есть автобусы длиной от 10,9 до 18,1 м с двигателями для работы на биодизеле мощностью 320 и 360 л.с. и газовыми моторами с потенциалом 280 и 320 л.с. Разрабатывается и сочлененный вариант длиной 18,1 м с газовым двигателем.

Наступление гибридной эры в пассажирском транспорте заметно и по бренду MAN. Например, пятый по масштабу в мире перевозчик – парижская компания общественного транспорта RATP с 2015 г. будет эксплуатировать 103 ед. MAN Lion’s City вместимостью по 100 человек, из них 50 ед. с гибридным и 53 ед. с газовым силовым приводом. Использование гибридной схемы позволяет снизить уровень СО2 и эксплуатационных затрат на величину до 30%.

На выставке показали 12-метровый гибридный King Long E12 Hybrid Bus из Китая с двигателем Cummins ISB 6.7E6 225H. И такая техника, увы, пока не для нас.

 

Электробусы

Нацеленность на Европу заметна и по тенденции расширения предложения электробусов. Их проектирование и постройку ведет не одна компания, а как минимум партнерский дуэт. При этом комплектующие берут от ведущих производителей компонентов. Примером служит продукция первого в этой области немецко-турецкого проекта в объединении Bozankaya.

Новые 90-местные (с 25 сиденьями) электробусы Sileo производят на заводе TCV. У предприятия есть опыт конструирования и постройки городских автобусов Karat и Centravel с низким уровнем пола и моторами MAN. Тем не менее, в создании электробуса Sileo приняли участие Phoenix, ZF и другие именитые бренды. В результате 10,7-метровую машину приводят в движение два асинхронных тяговых двигателя мощностью 120 кВт. Они получают питание от литий-ионных батарей емкостью 200 Ач. Потенциала хватает на обеспечение скорости 75 км/ч и пробега в 200 км.

Электробус в Ганновере демонстрировала и чешская фирма SOR. При габаритной длине 11 м модель EBN 11 оборудована 29 сидячими местами и рассчитана на перевозку 92 пассажиров. По левому борту в салоне сделаны четыре откидных страпонтена и оборудовано место для крепления инвалидной коляски. Асинхронный тяговый электромотор с отдачей 182 кВт питают литий-ионные АКБ на 600 В и обычные батареи на 24 В. Максимальная скорость достигает 80 км/ч. Для России подобная техника сродни экзотике, но в перспективе спрос может сформироваться из курортных зон и мегаполисов.

 

Низкий пол и природный газ

Тенденции спроса на низкопольные автобусы заметны по продажам таких шасси. Недавно израильская компания DAN подписала контракт на поставку 246 ед. шасси MAN с 320-сильными двигателями D20 Euro 6. До февраля 2015 г. на них будут монтировать кузова городских автобусов, которым предстоит работать в Телль-Авиве.

Транспортная компания Singapore Mass Rapid Transit (SMRT) из Сингапура тоже выбрала MAN: она покупает 372 автобусных шасси с низким уровнем пола – 332 ед. для 12-метровых одиночных машин и 40 ед. для 18-метровых «гармошек».

Набирает спрос и газомоторная техника. Так, Болгария приобрела для Софии 126 ед. MAN Lion’s City G CNG. Эти лайнеры оснащены 6-цилиндровыми двигателями Евро-6 мощностью 310 л.с. и 6-ступенчатой автоматической коробкой передач со встроенным ретардером. Каждый из сочлененных лайнеров с кондиционерами мощностью 33 кВт будет перевозить до 150 пассажиров. В отличие от футуристичных гибридов и электробусов такие машины могут стать и уже становятся реалиями российских дорог. Правда, собственных брендов в этой когорте пока больше.

 

Незаменимый дизель

Увеличение интереса к гибридным и газовым автобусам не отменяет спрос на традиционные дизельные машины, особенно за пределами Евросоюза. Например, компания Jose Joaquin de Olmedo из Эквадора приобрела 46 новых автобусов на шасси Volkswagen. В первую партию включены лайнеры Volksbus моделей 17.210 OD и 17.230 EOD, которые будут работать на дорогах Гуаякиля – крупнейшего города в 250 км от столицы г. Кито. Дизельным лайнерам Volksbus отдают предпочтение также компании Gran Colombia и Pascoales.

Впрочем, и Европа пока не отказывается от дизельных автобусов. Так, немецкая компания DB Regio Bus подписала соглашение с MAN Truck & Bus на поставку 815 междугородных и пригородных дизельных лайнеров. В 2015-2016 гг. в проект будет вложено 100 млн евро, а объем поставок достигнет 435 ед. Двумя годами позже на 90 млн евро будут поставлены еще 380 дизельных автобусов MAN Lion’s City, MAN Lion’s City U и MAN Lion’s City G/GU. К слову, в настоящее время в парке Deutsche Bahn (немецкие железные дороги) насчитывается около 2000 ед. пассажирской техники MAN и Neoplan, работающей на дизтопливе.

 

Все рвутся в Европу

Фирма ТАМ из Словении известна эмблемой в виде трех скрещенных колец. Возрождаемая при участии частного китайского капитала компания привезла в Германию аэродромный автобус VivAir с двигателем MAN. Чрево лайнера вмещает до 144 пассажиров, вход и выход которым может быть открыт на три стороны. Наряду с широкими боковыми дверями внушительный проем сделан и в корме – для увеличения потока авиапассажиров на вход и выход. Цена новинки – 250 тыс. евро. В РФ же пока работают европейские Cobus, да проходят испытания перронные МАЗы.

Пару аэродромной модели составил 43-местный «турист» TAM Vive стоимостью 165 тыс. евро. На подходе и 8-метровый городской ТАМ на аккумуляторных батареях. Его стоимость пока не объявлена, да и сам он появится не раньше весны 2015 г.

Еще один факт: на европейский рынок проникают китайские автобусы с моторами уровня Евро-6! Наглядным примером служит продукция King Long, причем речь не только о «туристах» вроде 55-местного С12, но и о компактных городских и пригородных версиях модели С9. Применяемые в автобусах для ЕС силовые агрегаты имеют маркировку IVECO и Cummins.

В сегменте «туристов» появились египетские MCV 600 от компании Manufacturing Commercial Vehicles. Трехосные лайнеры с кузовом длиной 14 м базируются на шасси Mercedes-Benz ОС 500 RF и Volvo B9 TL.

 

Большие и не очень

В когорте новых лайнеров большого класса доминируют «европейцы». В их числе – 49-местный удлиненный до 12,9 м «турист» Scania Touring HD с конфигурацией дверей 1-1-0. Его приводит в движение 13-литровая рядная «шестерка» Евро-6 с SCR и отдачей в 410 л.с. На борту установлена кухня, камера заднего вида, телесистема CCTV, радио Bosch и мультиплеер Actia для воспроизведения форматов CD, DVD, MP3. Две другие модификации имеют длину 12,0 и 13,7 м.

Марку Scania представлял и 53-местный 14,2-метровый OmniExpress с колесной формулой 6х2*4 и конфигурацией дверей 1-0-1. В его моторном отсеке установлен 450-сильный 13-литровый двигатель Scania Евро-6. Такой же автобус с технологией SCR экспонировался минувшей весной и в Коломне. Всего под названием OmniExpress объединены модели для междугородних и туристических перевозок с габаритной длиной от 10,9 до 15 м и семью двигателями мощностью 250–490 л.с. Для моторов с потенциалом 320, 450 и 490 л.с. доступна опция для работы на биодизеле. Две 280- и 320-сильные версии адаптированы для эксплуатации на сжатом природном газе.

Модельный ряд Setra Comfort Class 500 расширен с четырех до восьми моделей. Пополнение составили клубный автобус S 511 HD, самый длинный в семействе «турист» S 519 HD, а также полутораэтажные S 515 MD и S 516 MD. А холдинг NeoMAN Bus GmbH козырнул «Автобусом года-2015» MAN Lion’s City GL CNG. Версия на природном газе экологичнее дизельного аналога. В период всего жизненного цикла в обслуживании и эксплуатации он на 15% дешевле.

Немцы представили и упреждающую функцию регулирования скорости движения MAN EfficientCruise на базе GPS. Она доступна для всех туристических лайнеров. На основе сохраненных в памяти трехмерных карт местности и нахождения автобуса она с опережением регулирует скорость на подъемах и спусках. Вышло и 83-местное исполнение топ-модели Neoplan Skyliner, который станет доступен с июня 2015-го.

Когорту новинок пополнил 12-метровый городской Isuzu Cityport с низким уровнем пола. Его комплектуют дизелем Cummins рабочим объемом и мощностью 253 л.с. В сезоне-2015 доступно немало бюджетных лайнеров габаритной длиной до 10 м – преимущественно 8-метровых, сделанных за границами Старого Света. Примеры: 60-местный городской Karsan Atak и 31-местный Karsan Star для корпоративных перевозок. Есть целое семейство других городских и пригородных моделей из Турции марок Otokar, TemSA. Впрочем, и на просторах Европы полно производителей, готовых предложить транспортным операторам то, что нужно. В их числе польский Solaris, немецкий ProBus, голландский VDL Bus & Coach. Жаль только, что для российских транспортных операторов эти новинки надолго останутся всего лишь выставочными экспонатами. Впрочем, ситуация может измениться. Когда-то и мы не представляли на своих улицах ничего, кроме «Икарусов», ЛАЗов и ЛИАЗов…