Подготовка кадров " Top Team: соревнуются лучшие"


 

Раз в два года в Швеции устраивают грандиозные соревнования механиков Scania, в них принимают участие и российские специалисты. Уровень подготовки наших механиков позволяет им проходить все отборочные туры, что обеспечивает путевку в международный финал. Так было и в этом году, но сначала состоялся Национальный финал соревнований сервисных специалистов Scania Top Team, о котором мы и расскажем.

 

Александр КАЛУГИН

Фото автора

 

Больше, чем конкурс

За путевку в Европейский отборочный финал 2015 г. боролись лучшие из лучших. Быть в когорте сильнейших профессионалов изъявили желание десятки слесарей, электриков, механиков, кладовщиков и других сервисных специалистов.

В Подмосковном Голицыно в дилерском центре «Скания Сервис» отстаивали свои претензии пять сборных команд механиков Scania, которые набрали максимальное количество баллов среди 21 команды со всей России. И по итогам новой битвы только одной пятерке суждено было пройти дальше.

Привлекательность Scania Top Team обусловлена следующими факторами: соревнование повышает интерес к специальности и развивает профессиональную гордость, повышает самооценку и открывает новые горизонты специалистам, работает на престиж своей сервисной компании и учит слаженной работе в коллективе.

 

От идеи к воплощению

Идея официально выявлять лучших механиков Scania родилась более 25 лет назад в Скандинавии. Первые соревнования были организованы в Швеции в 1989 г., и поначалу больше развивали корпоративный интерес. Затем, после долгой паузы, в 1996 г. первенство провели среди пятерки «северных стран». Еще через семь лет, в 2003-м, в конкурсе были задействованы механики из 17 преимущественно европейских государств. Стало очевидным, что проект имеет успех и в Scania Top Team стали вовлекать новых участников. Длительных пауз между соревнованиями больше не было: их стали проводить раз в два года. Гостями были уже не только члены семей механиков, их друзья и знакомые, но также конкуренты, перевозчики, директора транспортных компаний, журналисты и просто увлеченные болельщики.

Механики из России впервые приняли участие в престижной борьбе в 2011 г. Тогда число стран-участниц выросло до 44-х, в Scania Top Team 2013 г. за победу бились посланцы уже 58 держав.

Сезон соревнований 2014/2015 г. стал рекордным по всем показателям. В заявочном списке числится более 8 тыс. участников из 70 стран мира. На старте соревнований при проведении национальных «теоретических» этапов в апреле 2014 г. удалось сформировать более полутора тысяч команд, на втором этапе список претендентов на победу состоял из более чем 250 команд. На региональных очных состязаниях право бороться за главный приз отстаивали уже по одной команде из каждой страны.

В глобальный финал международного конкурса вошли 12 лучших команд. Забегая вперед, отмечу: в числе этих финалистов оказалась и сборная России! Она поборется за первый приз в 50 тыс. евро. Награда за 2-е место составит 30 тыс. евро и за 3-е – 20 тыс. евро. Призы в Национальном финале РФ скромнее: планшетный компьютер за победу, мобильный телефон за «серебро» и сертификат на 10 тыс. руб. на приобретение фирменной одежды за «бронзу». Но не это главное...

 

Через тернии – к звездам

По сути, Scania Top Team – тот же экзамен (только не индивидуальный, а коллективный), более объемный и на международном уровне. Его основная движущая сила заключается в том, чтобы персонал сервисных центров повышал уровень знаний по продуктам компании, эффективно использовал фирменные инструменты, совершенствовал профессиональные навыки, комбинировал обучение с командной работой. Выработка смекалки, развитие моторики, стремление обдуманно подходить к выполнению операций – тоже из списка базовых ценностей.

По опыту замечено, что конкурс профессионального мастерства заметно повышает мотивацию сотрудников, реально способствует установлению лучшего взаимодействия механиков и специалистов отдела запасных частей. В результате клиент получает более качественное техническое обслуживание, растет престиж бренда, а сервисный центр укрепляет собственную деловую репутацию.

В России скандинавский проект реализуется третий раз подряд. По словам члена жюри конкурса, начальника отдела технической поддержки и гарантии ООО «Скания-Русь» Андрея Жданова, в 2011 г. в Росси было всего четыре команды. Тем не менее, уже в дебютный сезон команда российских механиков поехала на мировой финал в Бельгию. Там из восьми команд наша сборная заняла 4-е место. В следующий раз успех был не столь значителен: 8-е место из 10 финалистов. В сезоне-2015 в финале оказались 12 команд, и наша в их числе.

Координатор Scania Top Team в России, специалист отдела технической поддержки ООО «Скания-Русь» Александр Губанов отмечает специфику 2015 г. Из более чем 60 официальных дилеров Scania в первенстве Top Team решил участвовать только каждый третий – всего 21 центр. Обусловлено это рядом причин, включая маленький кадровый состав ряда сервисных предприятий. Если отправить 5 человек на соревнования, работать на самом деле будет некому. Жаль, конечно, но ничего не поделаешь: скидок на сложности и индивидуальные особенности в конкурсе нет.

Подобно Формуле-1, правила Scania Top Team периодически меняются. Когда-то на отборочном этапе преобладали технические вопросы, сейчас – теоретические. До недавних пор внутренняя кухня конкурса оставалась закрытой, а с 2015 г. все ответы впервые проводят через систему TMS (Training Management Scania), тут уж не поправить, не скорректировать, не обмануть. И попытка только одна, как на экзаменах на водительские права в ГИБДД: садишься за компьютер и отвечаешь на вопросы. Только здесь их не 20, а 50! До нынешних соревнований организаторы собирали вопросы от команд разных стран и присылали 200 вопросов для ознакомления. На этот раз задачи формировали шведы, отсюда обилие специфики по охране труда, экологии и экологическим нормам Евро-6.

 

Сильный и еще сильнее

В российском финале соревнований механиков 2014/2015 г. оказались две команды из дилерского центра «Петроскан» (Санкт-Петербург), «АльфаCкан» из Набережных Челнов, «Оренбург-Скан Сервис» из Оренбурга и «ВологдаСкан» из Вологды.

По правилам соревнований Национальный финал проводится в течение одного дня. Командам из пяти человек и тренера нужно пройти четыре станции с максимально возможной «добычей» в 50 очков. На одной станции требовалось пройти теоретический тест, на второй – подключить управление блока нового образца в бортовую электронную систему, на третьей – восстановить управление блокировкой дифференциала тягача, а на четвертой – устранить неисправность в системе Opticruise.

Во время соревнований членам команды запрещается пользоваться мобильными телефонами. С руководителем станции общается только капитан. Тренеру команды разрешается сопровождать свою команду на всех станциях, но нельзя ничего говорить, делать комментарии или каким-либо другим способом влиять на выполнение задания. В общем, нагрузка для испытуемых колоссальная. Даже «теория» заставляет потеть: шутка ли – за короткое время ответить на полсотни разных вопросов! Например, «В какой стране был впервые введен «дистанционный иммобилайзер автомобиля?» Варианты ответов: Бразилия, Аргентина, Ирак, Чили (правильный ответ – Бразилия). Или другой вопрос: «Сколько секунд может работать стартер в экстренной ситуации в автобусе с механической коробкой передач?» Варианты ответов: максимум 30, 45, 60, 64 секунды (правильно – 64).

Кроме теории нужно владеть навыками и проявлять смекалку. Скажем, на этапе выявления неисправностей не все догадались использовать лежавшую на столе схему, хотя правилами это не запрещено. В результате одни набрали максимальное количество – 50 очков, а другие – вчетверо меньше (13 очков). По итогам всех заданий абсолютным победителем с активом в 155 баллов стала команда «Жгучие перцы» дилерского центра «Петроскан Сертолово». На втором месте со 141 баллом – сборная «Петроскан Шушары». Уральский «ОренбургСкан» набрал 122 балла, «ВологдаСкан» – 98 баллов. С 56 баллами пятерку лучших замкнула команда «АльфаСкан» из Набережных Челнов.

 

Знай наших, Европа!

Когда готовился этот материал,13 марта 2015 г. в Братиславе проходил Европейский полуфинал Scania Top Team. Команда «Жгучие перцы» дилерского центра «Петроскан Сертолово» отстаивала честь России и возможность побороться за главный приз в Европейском суперфинале.

Подготовкой российской сборной занимался Алексей Астапенко, технолог ОСП «Петроскан Сертолово». Он отметил, что трудности вызвал языковой барьер между командой и организаторами. В результате после первых двух заданий наши не блистали, но не раскисли, а смогли собраться и достойно пройти следующие этапы. Были и положительные моменты. Так, судья этапа по топливной системе отметил команду «Жгучие перцы» как самую сплоченную и грамотно действующую при поиске неисправности. Подспорьем стал опыт участия в европейском этапе в Кобленце (Германия) и средний стаж работы в Scania продолжительностью 9 лет.

Во время объявления победителей «Жгучих перцев» переполняли эмоции. Еще бы: они стали первой командой в России, которая пробилась в мировой суперфинал. Он состоится 3 декабря 2015 г. в Сёдертелье, Швеция. И что-то подсказывает, что российских флагов на этот раз будет больше обычного.