Подвижной состав " Вековой юбилей под знаком льва"


 

Александр КАЛУГИН

Фото автора

 

Историческим корням Группы MAN более 250 лет. Нынешний год ознаменован еще одним юбилеем: 100 лет назад немецкая компания освоила производство коммерческих автомобилей, в то время многих производителей подвижного состава еще не существовало, а иные фабрики обанкротились и сошли с дистанции.

 

Первая строка биографии MAN появилась 21 июня 1915 г. В реестр предприятий Нюрнберга внесли новую компанию Lastwagenwerke M.A.N.-Saurer. Она была учреждена как совместное предприятие Maschinenfabrik Augsburg-Nürnberg AG и швейцарского производителя коммерческого автотранспорта Saurer.

Вскоре в городе Линдау на берегу Боденского озера за ворота фабрики выехал первый трехтонный грузовик MAN-Saurer. Затем появились первые автобусы для междугородних рейсов Имперской почтовой службы. В 1916-м производство грузовиков, автобусов и тракторов перенесли на завод MAN в Нюрнберге. В Линдау осталась только сборка двигателей, которая осуществляется и поныне.

После выхода Saurer из бизнеса в 1918 г. компания продавала свою продукцию под маркой «M.A.N Lastwagenwerke». В 1924-м MAN представил первый грузовик с дизельным двигателем прямого впрыска. По сравнению с распространенными в то время бензиновыми моторами экономия эксплуатационных расходов достигала 75%. В том же году с завода MAN вышел первый низкопольный автобус на специальном низкорамном шасси.

В 1928 г. компания MAN представила первый трехосный грузовик. В 1932-м модель S1H6 с двигателем D4086 мощностью 140 л.с. была признана самым мощным в мире грузовиком с дизельным мотором. В 1937 г. разработан экономичный дизельный двигатель с прямым впрыском.

После Второй мировой войны грузовые автомобили MAN оказались востребованы в ходе восстановительных работ. В 1950-х гг. MAN F8 с 8-цилиндровым V-образным двигателем мощностью 180 л.с. стал флагманом экономического роста ФРГ. Был представлен первый произведенный в Германии двигатель для грузовиков с турбонаддувом за счет энергии выхлопных газов. В 1961 г. компания вывела на рынок модель 750 HO – первый пассажирский лайнер модульной конструкции.

 

На эмблеме – царь зверей

В 1971 г. в собственность MAN перешла компания Büssing Automobilwerke и ее производственные мощности в Зальцгиттере. Полезным приобретением стало специализированное решение Büssing – размещение двигателя под полом кузова. Фирменный логотип Büssing – брауншвейгский лев с тех пор украшает решетку радиатора всех автомобилей MAN.

В конце 1970-х гг. началось сотрудничество между MAN и VW в сегменте легких грузовиков. Элегантные бескапотные 6- и 8-тонные грузовики G-серии с кабиной над двигателем производили совместно вплоть до 1993 г.

Самыми впечатляющими образцами техники MAN всегда были капотные грузовики для строительных работ. Особым престижем пользовались и тяжелые бескапотные магистральники для дальних перевозок. Например, модель с индексом 19.280 стала первым грузовым автомобилем MAN, удостоенным звания «Грузовик года» в 1978-м, на втором году существования европейского конкурса International Truck of the Year.

Отметим также модель MAN F90, выпущенную в 1986-м и также ставшую «Грузовиком года-1987». Просторная кабина F90 за счет кубических форм вызвала сильный резонанс в транспортном сообществе, немецкий стиль стали копировать. В 1990-е гг. самой успешной моделью грузовиков стала F2000 – тяжелая серия, которая с 1994 г. оснащалась стандартными двигателями с электронным управлением впрыском.

В 1992-м был представлен автобус MAN Lion's Star – «турист», от которого ведут родословную все последующие поколения пассажирских лайнеров MAN. Двухэтажная модель для дальних рейсов имела рекордно малый коэффициент лобового сопротивления – 0,41.

 

В третьем тысячелетии

Новинка 2000 г., названная «Trucknology Generation Type A» (сокращенно TGA), установила новые стандарты комфорта и эргономики. Она представила ряд передовых технологий, включая MAN TipMatic и MAN Comfort-Shift для оптимального переключения передач. Компания упрочила свои позиции в сегменте премиальных туристических автобусов, приобретя марку автобусов Neoplan в 2001 г.

Появление двигателей D20 Common Rail в 2004-м стало важной вехой в развитии технологий. Модернизация затронула легкий и средний классы грузовиков MAN: в 2005 г. появились серии TGL и TGM. Обеспечить соответствие действовавшему в то время экологическому стандарту Евро-4 удалось за счет сочетания рециркуляции выхлопных газов и сажевого фильтра, обойдясь без реагентов типа AdBlue. Для российских перевозчиков это настоящий праздник: известно, что при –11,5 ºС мочевина замерзает, а мощность двигателя падает на 40%. У техники MAN таких проблем нет.

Два года спустя были представлены модели, пришедшие на смену TGA в тяжелом классе. Серия TGX предназначалась для дальних рейсов, а TGS нашла применение там, где важно высокое тяговое усилие и готовность к интенсивным развозным перевозкам.

В 2010-м началось серийное производство городских автобусов MAN с гибридным приводом Lion's City Hybrid. Гибридный привод позволяет экономить до 30% топлива.

Новейший экологический стандарт Евро-6 стал очередным испытанием, с которым компания MAN блестяще справилась в 2012 г., представив последнее поколение машин TG.

Осенью 2014-го компания MAN представила новейшее поколение двигателей D38 Euro 6. В настоящее время это вершина 100-летнего опыта разработки двигателей для коммерческих автомобилей. Экономичные дизельные моторы с двухступенчатым турбонаддувом развивают мощность до 640 л.с.

Сегодня MAN исследует возможности дальнейшего развития сразу нескольких альтернативных концепций привода. Гибридным схемам для коммерческого автотранспорта отводится особое место. Дизель-электрический гибридный привод уже стал элементом базовой комплектации городских автобусов.

В настоящее время транспортникам доступны альтернативные двигатели на компримированном природном газе (КПГ) и биогазе. Работающие на КПГ силовые агрегаты могут также работать на биогазе, практически не производя выбросов CO2. Примером служит использующий метан сочлененный Lion's City GL CNG, удостоенный звания «Автобус года-2015». В 2016 г. появятся грузовые автомобили, также работающими на КПГ. Конструкторы MAN уже работают над машинами, которые смогут выполнять часть работ без водителя (например, обеспечивать безопасность на строящихся участках автодорог).