Производители "Завод «Шелл» в Торжке: три года спустя"


 

На просторах России бренд «Шелл» долгие десятилетия ассоциировался исключительно с импортным товаром. Запуск производства в Торжке в 2012 г. открыл путь продукции концерна с российской маркировкой. Завод рассчитан на выпуск 200 млн литров или 180 тыс. тонн смазочных материалов в год. Чтобы посмотреть, как работает предприятие сегодня, и удовлетворить профессиональное любопытство, я принял предложение совершить однодневный пресс-тур.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Уверенный старт

Открытие российского завода в Тверской области пришлось не на лучшие времена: после кризиса 2008 г. рынок испытывал период восстановления, но о стабилизации говорить не приходилось. Тем не менее, предприятие работало, как говорится, «с поправкой на ветер».

Завод «Шелл» в Торжке одним из первых начал применять полностью синтетические базовые масла, произведенные из природного газа, c использованием технологии Shell PurePlus. К концу 2014 г. здесь существенно увеличили ассортимент выпускаемой продукции: теперь он насчитывает более 50 видов смазочных материалов. Сегодня в рамках программы «Бережливое производство» сотрудники предприятия работают над повышением эффективности бизнес-процессов и производительности труда.

По дороге из Москвы в Торжок мне вспомнились события более чем двухгодичной давности, связанные с первой отгрузкой. Ее произвели 7 ноября 2012 г. Поставку цилиндрового масла для малооборотных судовых двигателей объемом 17 860 кг для российских заказчиков осуществили на таможенно-складской терминал ЗАО «Судомех Саплай» в Санкт-Петербурге. Тогда не верилось, что новый комплекс мирового уровня в Торжке будет поставлять полный ряд высококачественных смазочных материалов не только на российский рынок, но в перспективе – и для потребителей соседних стран. Сегодня, по сути, это уже реальность.

По факту завод «Шелл» выпускает широкую линейку высококачественных смазочных материалов. В нее входят моторные масла и масла для судовых двигателей, а также промышленные смазочные материалы для гидравлических систем и трансмиссий. Продукция выходит под торговыми марками Shell Helix, Shell Rimula, Shell Spirax, Shell Tellus, Shell Omala, которые продаются и используются во всех регионах России.

Благодаря вводу в эксплуатацию комплекса «Шелл» в 2012 г. было создано 150 новых рабочих мест. Начатая осенью 2010 г. программа набора российских специалистов позволила к настоящему времени сформировать полноценный кадровый резерв. Счастливчикам, прошедшим отбор, «Шелл» гарантирует стабильную оплату труда и медицинскую страховку. К услугам работников столовая, комнаты отдыха, медпункт и спортзал. За счет предприятия десятки работников завода прошли стажировку на заводах «Шелл» во Франции, Германии и Финляндии.

 

Перемены со времени пуска

Для современного предприятия два с половиной года – небольшой срок, но даже он позволяет заметить перемены. Со времени ввода завода в эксплуатацию появилась вторая смена, были модифицированы конвейеры линий розлива. Изменения продолжаются и сейчас. Всего за время существования предприятия произведено более 100 млн л смазочных материалов, и это не предел. Даже с учетом текущей ситуации на рынке руководство планирует, как и раньше, наращивать производство. И это при том что конъюнктура на рынке моторных и трансмиссионных масел России стала весьма переменчивой.

Минувший год стал годом непростых экономических условий. Спад наблюдается во многих отраслях промышленности. Сложная экономическая ситуация подталкивает производителей из различных отраслей искать пути, которые помогли бы удерживать прибыльность на привычном уровне. Многие компании выбирают более технологичные продукты, которые могут способствовать долгосрочной и стабильной экономии. «Шелл» учитывает эти потребности и тенденции, поэтому постоянно работает над созданием новой и совершенствованием уже выпускаемой продукции, включая получение новых одобрений ведущих производителей техники (OEM).

Для того чтобы клиенты могли ощутить экономию не на словах, а на деле, «Шелл» постоянно проводит тестирование своей продукции не только в лабораторных, но и в полевых условиях. Развитие технологий в России и в мире не стоит на месте – появляются новая техника и оборудование, требующая инновационных смазочных материалов. В связи с этим планы на 2015 г. – предложить рынку продукты с усовершенствованной рецептурой. Они позволят обеспечить защиту двигателя и узлов оборудования на самом высоком уровне и положительно отразятся на прибыли предприятий.

 

Ответ на введение норм Евро-6

С 1 января 2014 г. реальностью стали более жесткие нормы Евро-6. Введение нового экологического стандарта, строго регулирующего количество вредных выбросов в атмосферу, вынудило производителей техники применять на двигателях специальные системы доочистки выхлопных газов. Эти системы очень чувствительны к смазочным материалам, так как при сгорании некоторых компонентов образуются элементы, способные серьезно нарушить работу оборудования.

В свою очередь, производители и «Шелл» в их числе столкнулись с необходимостью разработки специальных моторных масел, отвечающих определенным требованиям и не влияющих на работу систем доочистки. Только малозольные масла с пометкой Low SAPS (с низким уровнем сульфатной золы, серы и фосфора) подходят для двигателей, отвечающих стандарту Евро-6. В российском портфеле «Шелл» представлено полностью синтетическое моторное масло Shell Rimula R6 LME 5W-30, предназначенное для двигателей высокого класса и обладающее уникальными противоизносными свойствами. Усиленная защита двигателя достигается благодаря применению полностью синтетического базового масла, что также позволяет увеличить интервалы замены и снизить расход топлива.

 

Для северных условий

Ассортимент выпускаемой продукции на заводе «Шелл» в Торжке не просто включает продукцию европейского класса, но и предлагает то, что необходимо российским перевозчикам, в частности, в условиях Урала, Сибири, Якутии, Дальнего Востока и Севера.

При эксплуатации оборудования в северных условиях, где температура окружающего воздуха может достигать критических значений, для сохранения техники в работоспособном состоянии рекомендуется применять специальные смазочные материалы. Те самые, что способны обеспечить не только низкотемпературный запуск, но и надежную защиту при рабочих режимах. В линейке «Шелл» такие продукты есть.

Скажем, в двигателе рекомендуется использовать всесезонные синтетические продукты с зимним классом вязкости SAE 0W и 5W. Они способны прокачиваться по системе смазки при температурах до –40 ºС и –35 ºС соответственно и обеспечивать надежную защиту двигателя. Для использования в регионах с холодным климатом «Шелл» готов предложить следующие продукты, представленные на российском рынке: Shell Rotella T6 0W-40, Shell Rotella T6 5W-40, Shell Rimula R6 LME 5W-30, Shell Rimula R6 ME 5W-30.

Детали трансмиссии также нуждаются в надежной защите, поэтому при работе в мороз следует использовать всесезонные масла с зимним классом вязкости SAE 75W. Именно они обеспечивают работоспособность и защиту элементов трансмиссии при температурах до – 40 ºС. Для арктических условий эксплуатации в портфеле «Шелл» для России существует всесезонное гидравлическое масло Shell Tellus S4 VX32. Оно проходило испытания в России еще на стадии разработки и доказало свою эффективность как при морозах до –50 ºС, так и в жару до +35 ºС.

 

Изменение спроса

В последние несколько лет на российском рынке отмечается устойчивый спрос на высококачественные синтетические продукты. Это особенно актуально в ситуации, когда многие компании стараются сократить затраты и увеличить эффективность. Современные синтетические масла «Шелл» позволяют сократить затраты на техобслуживание и ремонт, увеличить эксплуатационный ресурс оборудования, снизить энергопотребление. В среднесрочной перспективе такой подход позволяет сэкономить больше, чем при переходе на дешевый продукт.

На заводе я поинтересовался у топ-менеджеров: насколько зависят отпускные цены завода от курсов валют и как складывалось ценообразование на протяжении 2014 г.? Ответ был прост: политика ценообразования определяется множеством факторов, в том числе конкурентоспособностью предложения относительно других производителей мирового уровня на рынке России. Потребители «Шелл» могут быть уверены в том, что качество и условия поставки никак не изменятся. Компания по-прежнему стремится к тому, чтобы ее ценовое предложение было максимально выгодным для российского потребителя вне зависимости от источника поставки.

Являясь одним из ведущих международных поставщиков смазочных материалов на российский рынок, «Шелл» импортирует в Россию продукцию со своих европейских комплексов по производству смазочных материалов. Наличие предприятия мирового класса в непосредственной близости к потребителям позволяет поставлять на российский рынок полный ассортимент смазочных материалов.

Завод в Торжке предлагает гибкую логистику – каждый клиент выбирает те условия, которые ему удобны, а «Шелл» идет навстречу пожеланиям. У производителя есть возможность поставлять продукцию с завода практически любым видом транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным. Товар может быть доставлен до регионального склада «Шелл», напрямую клиенту или в дилерский центр.

Для производства современных смазочных материалов необходимы базовые масла и присадки. В разных продуктах содержание присадок может отличаться. Общее количество присадок заводчане не называют– эта информация составляет коммерческую тайну. А вот количество видов тарной упаковки не засекречено: масла «Шелл» фасуют в канистры объемом 1 и 4 л, 20-литровые ведра и 209-литровые бочки. Если потребитель хочет быть уверен в подлинности приобретаемой продукции, покупать нужно в авторизованных точках продаж. Продавец обязан предъявить сертификат, подтверждающий получение продукции от официального дистрибьютора «Шелл».

В 2015 г. завод «Шелл» намерен как минимум сохранить завоеванные позиции, а при благоприятной конъюнктуре – их усилить.

 

Богатство традиций

Впервые марка «Шелл» (от английского слова shell – ракушка) появилась в 1891 г. в виде товарного знака на бочках с керосином, перевозимых судами Маркуса Самюэля-младшего. В 1907 г. в результате объединения английской компании «Шелл Транспорт энд Трейдинг» с голландской нефтяной компанией «Ройял Датч» возник концерн «Ройял Датч/Шелл». Накануне своего 100-летия, в 2005 г. материнские компании «Ройял Датч» и «Шелл Транспорт энд Трейдинг» объединились в компанию «Ройял Датч Шелл Плс».

В настоящее время «Шелл» представляет собой международный концерн, объединяющий энергетические и нефтехимические компании, работающие в более чем 70 странах мира с общим количеством сотрудников 92 тыс. человек. Они занимаются разведкой, добычей, переработкой и транспортировкой углеводородов и природного газа, производством, маркетингом и реализацией нефтепродуктов и продуктов нефтехимии. «Шелл» инвестирует разработку альтернативных источников энергии и является мировым лидером в области разработки и применения нефтегазовых технологий. Затраты на НИОКР в 2013 г. составили 1,3 млрд долларов, что является крупнейшим результатом в отрасли.