Спецавтотехника "Двойная или одинарная?"


 

 

Предприятия, эксплуатирующие спецтехнику, нередко встают перед дилеммой: выбрать шасси с двойной или одинарной кабиной? У каждого из этих решений есть своя аргументация за и против. Просторная кабина или вместительный кузов – не одно и то же, а объединить оба плюса в одном флаконе, увы, нереально. Однозначного ответа на вопрос нет, но мы попробуем разобраться, вооружившись аргументами.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Что есть на рынке

Ассортимент российского рынка новой спецтехники с одинарной и двойной кабиной довольно широк. Здесь представлены как отечественные, так и зарубежные автомобили, от легких грузовиков и пикапов до среднетоннажников.

В российской палитре доминируют модели Горьковского автозавода, включая «Газель NEXT», «Газель Бизнес», полноприводный ГАЗ-3308 «Садко» и недавно вышедший в серию «ГАЗон NEXT». Европейский куст представляют Ford Transit, Citroёn Jumper, Peugeot Boxer, FIAT Ducato, IVECO Daily, Mercedes-Benz Sprinter, VW LT и другие. Среднетоннажный MB Vario теперь можно найти только из вторых рук или, если где-то не затерялся автомобиль конца 2013 г., когда выпуск этих машин был прекращен.

 

Наша гвардия

Перевозчики России и стран СНГ в большинстве своем отдают предпочтение продукции российского автопрома, как наиболее доступной по цене, ремонтопригодной, быстро окупаемой и востребованной на вторичном рынке. Именно поэтому велик спрос на семиместные двухрядки «Газель NEXT» А22, которые в серии с весны 2014 г.

Традиционно стабильным остается спрос на полноприводное грузовое шасси УАЗ-330395 с однорядной кабиной и грузопассажирское шасси УАЗ-390945 с колесной базой 2550 мм. Оба оснащены 2,7-литровым бензиновым двигателем мощностью 112 л.с. Автомобиль с одинарной кабиной перевозит 1225 кг груза, с двойной – 1150 кг. Но если в первом случае всего два места, то во втором их пять.

Новую модель UAZ Pickup (4х4) грузоподъемностью 725–755 кг охотно выбирают не только частные лица, но и представители госструктур, в частности, пожарные, лесничие, спасатели и т.п.

Разница между однорядной и двухрядной кабиной ощутима на примере «Газели». Если стандартный бортовой ГАЗ-3302 обладает грузоподъемностью 1,5 т, то двухрядный ГАЗ-33023 везет только 1 т, т.е. в полтора раза меньше. Зато вместимость экипажа во втором случае куда больше: 6 или 7 мест, включая водителя, тогда как у обычной однорядной кабины мест наполовину меньше.

 

Пикапы

Сектор пикапов какое-то время был насыщен японскими и немецкими марками, но с недавних пор пополнение составили и китайские марки. Одна из них – Dongfeng, представившая двухрядный пикап Rich несколько месяцев назад. По сути, это совместная разработка китайских инженеров с их японскими коллегами из Nissan. Это одноклассник Ford Ranger и его конкурентов по рыночной нише. А ближайший соперник из Поднебесной – пикап Foton Tunland с двойной кабиной. Он оснащен турбодизелем Cummins ISF 2.8L мощностью 163 л.с. и обладает грузоподъемностью 1025 кг. Чуть больше (1050 кг) грузоподъемность у Nissan NP300 с двухрядной кабиной, одного из популярнейших пикапов в России.

Еще один привлекательный продукт – VW Amarok. Спрос на них резко вырос с появлением двухрядной кабины, и неспроста: практичная машина позволяет устанавливать массу различного оборудования, от приборов контроля за состоянием дорожного полотна, до вилочной лапы эвакуатора. Варианты привода VW Amarok – задний, постоянный полный и подключаемый полный с межосевым дифференциалом для тяжелых условий эксплуатации. Вариант с двухрядкой предоставляет платформу площадью 2,25 м2, а у однорядной двухместной кабины она равна 3,57 м2.

Интересен российским транспортникам и выпускаемый в Тольятти полноприводный пикап ВИС-23461-10, изготавливаемый на базе 5-дверной «Нивы» ВАЗ-21214 (4х4). Его бортовая платформа размерами 1840х1600х400 мм способна выдержать груз весом 490 кг, а полная масса автомобиля с колесной базой 2850 мм зафиксирована на уровне 1950 кг. С пластиковой крышкой объем грузового пространства достигает 2,7 м3, что позволяет перевозить мотопилы, профессиональные инструменты, ремкомплекты, квадроцикл и многое другое. Версия с обычной двухместной кабиной предлагает и того больше – 3,5 м3 свободного пространства.

 

«Лилипуты» и «карлики»

Новый год продавцы легких китайских грузовиков начали со старыми ценами, при которых для машин с моторами уровня Евро-3 один доллар США равен 29 руб. РФ. Некоторые импортеры продлили данную акцию до конца февраля, что должно способствовать распродаже складских запасов.

Например, BAW 33462 с тентованной бортовой платформой доступен по цене от 635 тыс. руб. Промтоварный фургон на базе этого грузовика с одинарной кабиной можно приобрести за 655 тыс. руб., изотермический – за 785 тыс. руб. Автомобили BAW Tonlk 33463 с двигателями Евро-4 в розницу от 534 тыс. руб. за бортовую версию.

Но это не самые компактные иномарки на рынке РФ, к тому же среди них нет модификаций со сдвоенной кабиной. Среди иностранных «лилипутов» и «карликов» есть корейский KIA Bongo III со всеми ведущими колесами, китайский DFSK V21 с одинарной и DFSK V22 с двойной кабиной и приводом на заднюю ось. До Нового года и сразу после него цена посланца КНР начиналась с 480 тыс. руб., что очень лояльно по отношению к покупателям. Но такими сладкими цены останутся недолго: рыночные реалии вынудят переписывать прайс-листы, фиксируя в них более высокую стоимость.

Из доступных в денежном эквиваленте машин есть еще старый добрый Hyundai Porter II. Но при его грузоподъемности всего в 995 кг особого интереса для монтажа спецкузовов он не представляет. В арсенале корейского бренда нет и версии с двойной кабиной, так что этот «малыш», строго говоря, на ограниченный круг потребителей.

Любопытно, что среди компактных иномарок существует Isuzu Elf, но в Россию этот автомобиль с двухрядной кабиной не поставляют и в ближайшее время не планируют. На заводе «Соллерс-Isuzu» в Ульяновске такую модификацию не производят и расширять модельный ряд в непростых экономических условиях точно не станут.

 

Разномастная «Европа»

Чего на рынке двухрядок немало, так это европейских легких грузовиков. Правда, после введения утилизационного сбора интерес к ним упал из-за высокой стоимости в сравнении с теми же российскими одноклассниками. Тем не менее, они сохраняют привлекательность для частных предпринимателей.

Взять хотя бы шасси VW Transporter, рассчитанное на установку надстроек массой до 1420 кг. При короткой однорядной кабине в ней могут быть два или три места, при удлиненной двухрядной – до шести. На рынке РФ «немец» представлен модификациями с обычной (3000 мм) и удлиненной до 3400 мм колесной базой. Привод передний или полный 4MOTION. На коротком варианте полезная длина рамы равна 2690 мм, на удлиненном – 3260 мм. Двухрядку ставят только на шасси с увеличенной базой, и полезная длина рамы составляет только 2210 мм. Таким образом, разница между машиной с одинарной и двойной кабиной по длине надстройки достигает 480–1050 мм в пользу одинарной кабины.

Одно из самых широких семейств шасси с двухрядной кабиной представлено моделью VW Transporter. При колесной базе 3400 мм и габаритах 5292х1904х1963 мм можно выбрать автомобиль полной массой 2800 кг с грузоподъемностью 860–1175 кг или полной массой 3000 кг с полезной нагрузкой 1060–1310 кг. Все версии оснащают двухлитровыми моторами: дизелями с потенциалом 84–180 л.с. и бензиновыми двигателями мощностью 115–204 л.с.

С теми же силовыми агрегатами короткобазный VW Transporter с однорядной кабиной обладает грузоподъемностью 1010–1290 кг при полной массе 2800 кг и 1235–1425 кг при допустимом весе 3000 кг. Выигрыш по сравнению с двухрядной модификацией составляет от 115 до 150 кг. Длиннобазная однорядка имеет грузоподъемность 970–1250 кг при полной массе 2800 кг и 1170–1385 кг при полной массе 3000 кг. Разница по отношению к возможностям машин с двойной кабиной отражена в значении 75–90 кг и 75–110 кг соответственно.

 

Легкие извозчики до 3,5 т

Узкий сегмент импортных грузовиков полной массой до 3,5 т ярко представлен автомобилем Nissan Cabstar NT400 (4х2) с трехлитровым 150-сильным дизельным двигателем. Шасси с одинарной кабиной имеет длину 4745–5445 мм, ширину 2060 мм, высоту 2135 мм и базу 2500–3400 мм. Паспортная грузоподъемность – 1640–1680 кг.

У моделей с двухрядной кабиной габаритная длина достигает 5446–6346 мм при базе 2900 и 3400 мм. Способность к транспортировке грузов отражена в значении 1470–1490 кг, т.е. на 170–190 кг. Длина стандартной бортовой платформы для разных версий составляет 3480, 4100 и 4900 мм.

 

Средние грузовики

Сегмент коммерческих автомобилей полной массой от 6 до 12 т очень богат представителями разных брендов. Большую активность при этом проявляют японские марки Isuzu, Mitsubishi FUSO, Hino. При этом первые две имеют сборочное производство в России, хотя и третья марка заявляет об адаптации подвижного состава для условий эксплуатации в РФ.

Фирменная гамма Hino 300 в розничной торговой сети представлена как шасси, так и полнокомплектными автомобилями как с узкой одинарной, так и с широкой двухрядной кабиной. Например, шасси модели 3615 полной массой 3500 кг с однорядкой габаритами 4700х1855х2100 мм и с базой 2525 мм обладает грузоподъемностью 1278 кг. С таким же четырехлитровым 150-сильным дизелем доступны и более длинные версии, самая вместительная из которых вытянулась на 5965 мм и способна везти 1361 кг груза.

Бортовой вариант 3815 полной массой 7500 кг с широкой дойной кабиной имеет габариты 6735х1995х2240 мм при расстоянии между осями 3870 мм. У него тот же двигатель, но грузоподъемность доходит уже до 4765 кг. Для российских потребителей на заказ это шасси комплектуют мусоровозными, фургонными, самосвальными и другими надстройками. Спрос получила и версия с КМУ.

 

С прицепом сподручнее

Ряд заказчиков машин с двухрядной кабиной может нивелировать разницу с обычным грузовиком с помощью прицепа. Так поступают строители, дорожники, ремонтники и целый ряд других специалистов в своей области бизнеса.

Потребность в прицепе объясняется разницей в размерах грузовой площадки. Скажем, на Mercedes-Benz Vario с колесной базой 3150 мм разница полезной длины рамы у однорядной кабины составляет 920 мм (2970 мм против 2050 мм). Точно такой же выигрыш в 920 мм и у машин с удлиненной колесной базой 3700 мм – 3850 мм против 2930 мм, а также с базой 4250 мм (4730 мм против 3810 мм) и 4800 мм (5280 мм против 4360 мм).

Сравнение снаряженной массы тоже иллюстрирует разницу. Если Mercedes-Benz Vario с колесной базой 3150 мм и обычной кабиной весит 2740 кг, а с двойной – на 185 кг больше, 2925 кг. По законам жанра такая же дельта в весовых параметрах характерна для всех остальных модификаций с иной величиной колесной базы.

Разница в грузоподъемности тоже сохраняет стабильную пропорцию, равную 185 кг. Например, на машине с расстоянием между осями 3150 мм с одиночной кабиной грузоподъемность обозначена в 3250 кг, а с двойной кабиной – 3065 кг. И так для всех заводских модификаций. Исключение составляют автомобили, переделанные на сторонних предприятиях и с установленным дополнительным оборудованием. При этом абсолютно все версии немецкого грузовика способны буксировать прицеп без тормозов массой 750 кг, а оборудованный тормозной системой – от 3500 до 7500 кг.

Что же предпочесть: двухрядку или стандарт? Ответ на этот вопрос вы можете дать сами. При сопоставимых расходах на ТО и ремонт, одинаковом радиусе разворота и примерно равном расходе топлива на первый план выступают грузоподъемность, численность экипажа и размер кузовной надстройки. Если в бригаде больше двух человек, конечно, есть смысл взять просторную кабину с двумя рядами сидений – не гонять же два транспортных средства?! Ну, а при работе с напарником лучше иметь в запасе грузовое пространство: как известно, оно лишним не бывает!