Спецавтотехника "Нам бы вахту простоять и… домой добраться"


 

Валентин Ожго

Фото автора и производителя

Нам бы вахту простоять и… домой добраться

В группе автобусов внедорожного исполнения отечественный автопром выступил если не родоначальником, то мировым законодателем моды. Правда, многие эксперты склоняются к мнению, что пассажирские салоны на шасси грузовых автомобилей, получившие название «вахтовки», являются все-таки истинно российским продуктом…

 

Едем мы, друзья, в… дальние края

Наша «вахтовка» она во всем мире vakhtowka. У нее в зависимости от языка только буквы написания меняются, а звучание всегда одно – вахтовка. Истоки техники такого исполнения берут начало в первой четверти 1980-х, когда Курганский автобусный завод начал ставить на шасси Урал-375К надстройку салона КАвЗ-685Б без капотно-моторной ниши. Чуть позже для Киргизии разработали вахтовый автобус модели «4959» на длиннобазном шасси ЗИЛ-130Г-80, поскольку автобусы КАвЗ-685 и КАвЗ-685М в оригинальном исполнении для местных горных перевалов оказались слабенькими. Это – знаковый момент: автопром от выпуска сугубо ведомственной специализированной пассажирской техники для нефтяников и газовиков делает ответвление для производства общественного пассажирского транспорта повышенной проходимости.

До настоящего времени пассажирские перевозки по регулярным маршрутам в России осуществляют не только «паркетные» автобусы. На некоторых сельских грунтовых проселках без твердого покрытия даже наши легендарные автобусы ПАЗ с высоким клиренсом не спасают. Выручают «вахтовки». В прошлом году, к примеру, в Магаданской области на маршруте «Магадан – Балаганное – Талон» августовские дожди подняли уровень воды в реках. Движение дали только для грузовой полноприводной техники, а вместо рейсовых автобусов пустили «вахтовки» на шасси КАМАЗ. Утром «вахтовка» уходила от платформы автовокзала в Магадане, преодолевала полторы сотни километров до села Талон Ольского района, а уже после обеда отправлялась в обратный путь с остановками на автостанциях Балаганное, Тауйск, Армань.

Подобный экстрим в Магаданской области едва ли не круглогодичный, потому «вахтовки» на подхвате всегда. В 2014-м наряду с приобретенными автобусами ПАЗ для пассажирских автопредприятий пришлось покупать и автобусы типа «вахтовка». Две пассажирские машины серии УСТ-54535 производства «УралСпецТранс» закреплены за маршрутами №511/512 («Магадан – Омсучкан – Магадан»).

Проблемных регулярных маршрутов предостаточно везде. К примеру, на Чукотке из маленького села оленеводов и рыбаков Янранайв в Чаунском районе к поселку Певек (35 км) по грунтовой дороге дважды в неделю ходит рейсовая «вахтовка». Ходила бы и чаще, но пассажиропоток слабенький, едва окупается даже с дотациями.

В ненастную погоду «вахтовки» появляются на регулярных маршрутах из Междуреченска в Ортон (Кемеровская область), от села Караяра до пос. Караидель (Башкортостан). В феврале нынешнего года Новый Уренгой открыл для жителей заполярного села Самбург Пуровского района (Ямало-Ненецкий автономный округ) пассажирские перевозки по маршруту «Уренгой – Самбург – Уренгой». Вахтовый автобус для этих рейсов по договору с муниципалитетом дважды в неделю (пятница и понедельник) выделяет местное «Дорожно-строительное управление».

Полноприводный 3-осный Урал 4320-59 (230 л. с.) с новой углубленной кабиной и колесной формулой 6х6 удлиненного шасси имеет надстройку упомянутого выше завода «УралСпецТранс». В салоне установлены 14 парных кресел с мягкой тканевой обивкой для 28 пассажиров, есть отопители. В одну сторону «вахтовка идет по зимнику шесть часов. В пути спасает то, что грань между спартанской простотой и люксовой атрибутикой комфорта нынче стирается весьма активно в пользу последнего.

 

А без комфорта на рынок не суйся

Современная «вахтовка» это практически тот же автобус, только не с цельным салоном, а в виде надстройки на шасси. Если еще недавно мы видели эти машины на шасси «Урал», КАМАЗ, ЗиЛ, ГАЗ, КрАЗ, МАЗ, то уже добрых полтора-два года наблюдается рост под такие кузова импортных шасси. Правда, у наших основных производителей вахтовых автобусов («РусКомТранс», «УралСпецТранс», «НЕФАЗ», «Автомастер» и др.) заказы на колесную базу made in… не столь большие, но их популяция увеличивается. Но лидируют, конечно же, колесные платформы из Набережных Челнов и Миасса.

С созданием комфорта для водителя и пассажиров в нынешнем поколении «вахтовок» наши разработчики сделали большой шаг вперед. Возьмем для примера хотя бы упомянутые выше «вахтовки» серии УСТ-54535 производства «УралСпецТранс», работающие на плече от Магадана до Омсучкана и обратно. Надстройки стоят на шасси КАМАЗ 43118-46 с колесной формулой 6х6 и кабиной со спальником. Вместимость здесь не очень большая – 22 посадочные места в салоне, еще два пассажира могут разместиться в кабине. Для плеча перевозки даже в полторы-две сотни километров пассажиру нужен комфорт. Из Магадана в Омсучкан 568 км.

Салон УСТ-54535 по комфорту сродни междугородному туристическому автобусу. Здесь в две линии стоят двухместные сиденья повышенной комфортности с анатомической формой спинки, ступенчатой системой регулировки ее наклона и ремнями безопасности на каждое посадочное место. Со стороны прохода сиденья имеют складывающийся вниз подлокотник.

Тыльная сторона спинки каждого кресла оборудована багажной сеткой для дорожной мелочевки, откидным мини-столиком с держателем для бутылочной емкости. Вверху обустроены полки ручной клади, а для крупного багажа имеется отсек в корме салона.

Печка основного контура отбирает тепло от системы охлаждения базового двигателя (300 л.с.) КАМАЗа и выдает нижним потоком по салону. С дополнительным контуром работает автономка Webasto (5 кВт). В салоне стоит кондиционер Compact Cooler 5, есть также большой аварийно-вентиляционный люк  и четыре форточки в окнах для проветривания салона. Заниженная зона входа дополняется 2-ступенчатой откидной лестницей с рифленой поверхностью и поручнями. Задняя боковая дверь в районе багажного отсека больше эвакуационная и багажная, нежели входная.

 

На златом крыльце сидели…

Из зарубежных производителей автомобильной техники быстрее всего просекла дополнительную нишу поставки шасси на российский рынок шведская Scania. Тесное сотрудничество с компанией «РусКомТранс» сегменте вахтовых автобусов заметно выделило этого производителя среди европейской «семерки». Первую «вахтовку» изготовили на шасси G400 CB6XEHZ (400 л.с.) по заказу Тувинской Энергетической Промышленной Корпорации (ТЭПК). Пассажирская машина с тремя десятками мест получилась знатная. Комфортный салон изготовлен из пятислойных сэндвич-панелей с высокой тепло- шумоизоляцией.

В шведско-российском первенце поставили три отопителя Webasto. Для борьбы с летним зноем приготовили кондиционер Dometic Столик, багажные полки, светодиодная подсветка, двойные стеклопакеты, два аварийно-вентиляционных люка только подогрели интерес к автобусу-вездеходу арктического исполнения.

Если в этой модели «вахтовки» были две боковые двери, то в появившейся через полгода модели на шасси Scania G360, дверная конфигурация была другой. И не менее привлекательной. В прошлом году на выставке «Уголь России и Майнинг-2014» в Новокузнецке эту надстройку (тоже на платформе 6х6, но с силовым потенциалом 360 л.с.) горняки едва ли не на зуб пробовали. Понравилась.

Основная дверь салона на Scania G 360 CB6x6EH тоже была по правому борту впереди. А вот вспомогательный дверной проем врезали в задний борт, снабдив его выдвижной лестницей, что транспортникам угольных карьеров очень понравилось. Впрочем, не только им. В декабре на выставке «Русский лес-2014» такое исполнение вахтового автомобиля понравилось и лесорубам леспромхозов. Резервная задняя дверь из 30-местного салона с комфортабельными сидениями, ортопедическими спинками с механизмом регулировки наклона и ремнями безопасности некоторых ведомственных перевозчиков тоже привлекает. Здесь все просто: в условиях полного бездорожья, мелководных водных переправ и бродов, когда «вахтовка» заваливается (опрокидывается) на правый борт и перекрывает оба выхода, для эвакуации из салона, помимо потолочных аварийно-вентиляционных люков, есть задняя дверь.

В цехах «Автомеханического завода» (Нижегородская область) тоже подсели на импортные шасси для вахтовых автобусов. Летом они показали изготовленную под заказ 28-местную «вахтовку» на колесной базе Iveco-AMT Eurocargo 423900 (4х4, 280 л.с.) с рессорной подвеской и кабиной без спальника. А уже к нынешней зиме к потребителю ушел вахтовый автобус (28 посадочных мест) на капотном шасси Mercedes Zetros 2733А.

Надстройки изготовлены по бескаркасной технологии из пятислойных сэндвич-панелей. Внутри имеются встроенные в люках вентиляторы, кондиционер, отопители. Правда, импортную колесную базу для «вахтовок» могут позволить себе лишь компании с хорошими финансовыми возможностями. Тот же «Газпром» не поскупился на Mercedes Zetros. Есть у него и другие платформы с клеймом европейской «семерки», но основной парк вахтовых автобусов все-таки на колесной базе российских машин КАМАЗ, «Урал». Украинский КрАЗ тоже присутствует, но это в основном поставки прошлых лет, когда неубиваемое шасси из Кременчуга массово закупали или получали в зачет расчета Украины за товары и услуги из России, в т. ч. за нефть и газ. Нынче поставок с берегов Днепра нет. И вряд ли в ближайшее время они будут...