Спецобзор "Компактные самосвалы"



Частный бизнес требует динамичных, а подчас нестандартных и даже неожиданных решений. В области строительства это касается и спецтехники, используемой как основные средства производства. И если речь идет о частном обладании транспортом и индивидуальном предпринимательстве, самое время взвесить плюсы и минусы своего выбора. Итак, сегодня в прицеле компактные самосвалы: думперы и не только.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

К счастью, мы не островитяне

Каждый региональный рынок имеет свои особенности, в том числе и применительно к малогабаритным автосамосвалам. Например, в Японии работают всего три фирмы по производству самосвальных кузовов, и они там в большом дефиците. Очередь на надстройку составляет полтора-два года! Немудрено, что при списании старых машин самосвальные кузова переставляют на новое шасси, а иногда – кроме шуток – передают по наследству.

Но то, что работает в островной Стране восходящего солнца, не работает в континентальной Европе. Здесь число производителей исчисляется десятками, и никакой очереди на получение надстроек нет. Более того, если переговорный процесс не ладится с одним поставщиком, всегда можно найти другого, более сговорчивого. Параметры самосвальных платформ разнятся, но базовым шасси выступают преимущественно легкие и средние грузовики европейского производства. Конечно, есть и «чужестранцы», но это, скорее, исключение из правил: европейцы умеют считать деньги.

Парад премьер специальных автомобилей в рамках прошедших в 2014 г. выставок коммерческого транспорта и спецтехники показал, насколько насыщен рынок. Он все быстрее выполняет запросы перевозчиков, использующих компактные самосвалы как способ оптимизации транспортных расходов, повышения универсальности бизнеса и преимущество перед конкурентами. В текущем году к ним наверняка добавится новая аргументация: жизнь, как известно, не стоит на месте. Бизнес – тем более.

 

Размер категории «мини»

Хорошим подспорьем индивидуальным предпринимателям выступают малые средства механизации и легкие орудия производства. В этом ряду особое место занимают сверхкомпактные мини-самосвалы или думперы. С их помощью котлован, конечно, не выроешь, но сделать отсыпку подъездных путей и дорожек на приусадебном участке, вывезти грунт после рытья колодца, привезти керамзит для укладки внутрь фундамента – вполне реально.

Пионерство в производстве думперов принадлежит британской фирме Aveling-Barford, освоившей данное направление бизнеса еще в 1936 г. Сегодня производителей такой техники пруд пруди, и она доезжает-таки до российских заказчиков. Их применяют на стройплощадках, где объем работ минимален: скажем, при строительстве небольшого объекта, проведении ремонта и там, где места для более крупных машин просто нет.

Продуктовая линейка современных производителей довольно широка. Обычно такие специфические автосамосвалы обладают грузоподъемностью от 1 до 3 т, имеют одну или две приводные оси, различные типы разгрузки (боковая, фронтальная, на три стороны). У них хорошая проходимость за счет короткой базы, отменная маневренность за счет маленького радиуса разворота, высокая подвижность за счет гидростатической реверсивной коробки передач. По выбору заказчика такие машины без закрытой кабины можно доукомплектовать самонагружающимся ковшом, обратной механической лопатой и другим специальным дополнительным оборудованием.

Подобной техники на рынке РФ немного, но она есть. Примером служат думперы фирм AUSA, Wacker Neuson, PAUS и другие. Скажем, рамный мини-самосвал AUSA D201 RHS от компании «СервисКранТехника» был представлен в Москве летом прошлого года. Он оснащен двигателем Kubota жидкостного охлаждения мощностью 22,7 кВт и двухскоростной гидростатической трансмиссией. Грузоподъемность его кузова в виде совка составляет 2000 кг, объем заполнения кузова – 1250 л. Особенности конструкции – эксклюзивная система постоянного полного привода 4WD AUSA, самопогрузочный ковш вместимостью 180 л/ 450 кг и передняя выгрузка кузова.

Мини-самосвал получил гидравлическое рулевое управление, регулируемое по высоте и продольному смещению сиденье оператора с ремнем безопасности. Конструкторы оснастили свою модель антивандальной защитой, дугой безопасности, маячком, зеркалом заднего вида и звуковым сигналом включенного заднего хода. Габаритная длина по кромке кузова составляет 3,02 м, по кромке ковша – 3,98 м. Ширина D201 RHS – 1,75 м, высота – 2,58 м. Вес транспортного средства без нагрузки достигает 1800 кг, максимальная скорость – 20 км/ч.

Подобный помощник в строительстве хорош, но он не является незаменимым: при желании ему можно найти достойную альтернативу. Вопрос в том, окажется ли она в той же ценовой категории, того же качества и настолько же эффективной.

Наряду с колесными думперами есть и гусеничные, обладающие лучшей проходимостью. Один из них – компактный самосвал с боковым отвалом Hinowa. «Итальянец» длиной чуть менее 4 м и шириной 1,55 м способен перевозить до 2,5 т груза. Дизельный двигатель Kubota мощностью 50 л.с. позволяет перемещаться при полной загрузке со скоростью 12 км/ч, чего для небольших стройплощадок хватает с запасом.

 

На закорках «полуторки»

Самый распространенный вид самосвальных надстроек малой грузоподъемности в Европе – строительные кузова на шасси малотоннажников. В современной России данный вид транспортных средств лишь недавно получил признание, но предложения для бизнесменов уже есть.

К числу таких решений относится самосвальная платформа на шасси «Газель NEXT». В принципе, подобные кузова монтировали на шасси обычной нижегородской «полуторки» и ее более поздней версии «Газель Бизнес» с бензиновым, газовым и битопливным двигателем, одинарной, полуторной и двойной кабиной, стандартной и удлиненной колесной базой, односкатной и двухскатной ошиновкой ведущих колес.

Одна из первых ласточек с момента серийного производства шасси «ГАЗель NEXT» ГАЗ А21R22 появилась еще полтора года назад. Автомобиль с колесной формулой 4х2 и базой 3145 мм обладает снаряженной массой 2060 кг и принадлежит к категории транспортных средств полной массой 3500 кг. Пи габаритных размерах 5630х2513х2137 мм внутренние размеры самосвальной платформы образуют прямоугольник со сторонами 3110х2100 мм при бортах высотой 400 мм. Разгрузка платформы объемом 2,61 м3 осуществляется на три стороны.

Угол подъема платформы назад равен 50 град., на боковые стороны – 45 град. Как и у других аналогов такого класса, опрокидывающее устройство является гидравлическим, при помощи мини-гидростанции. Управлять подъемом и опусканием платформы можно с помощью кнопочных переключателей на выносном пульте. Пол самосвального кузова выстлан влагостойкой ламинированной фанерой, устойчивой к перепадам температур и механическому воздействию. Сетчатый надставной передний борт высотой 600 мм сделан съемным.

Уместно вспомнить, что под капотом самосвала на базе «Газель NEXT» стоит 120-сильный дизельный двигатель Cummins ISF 2.8 уровня Евро-4. Мотор развивает максимальный крутящий момент 270 Нм при 1400–3000 об/мин. Заявленный расход топлива составляет 8,5 л/100 км при скорости 60 км/ч, и 10,3 л/100 км при 80 км/ч. О маневренности можно судить по радиусу разворота в 5,6 м. У машины неплохая проходимость: при полной загрузке минимальный дорожный просвет составляет 170 мм.

Из более вместительных транспортных средств российского производства можно вспомнить и среднетоннажные автомобили Горьковского автозавода, хотя еще есть универсальное шасси КАМАЗ-4308 (4х2). Не будем сбрасывать со счетов и иномарки российской сборки – взять хотя бы IVECO Eurocargo, с недавних пор собираемый на СП «IVECO-УралАЗ» в г. Миассе Челябинской области. Правда, на мощностях других предприятий на территории РФ чаще заказывают большие самосвалы, чаще с колесной формулой 6х4. Из импортных очень востребованы и «строители» с формулой 8х4. А вот компактные версии пока в меньшинстве.

 

Европейский разносол

Поистине огромный выбор компактных самосвалов доступен на шасси легких и средних грузовиков европейских марок. Необязательно речь идет о полнокомплектных моделях: чаще всего заказчики приобретают шасси, а надстройку монтируют уже здесь – так получается дешевле.

Продавцы предлагают настолько широкий ассортимент, что у неподготовленного человека разбегаются глаза. Но торопиться выкладывать свои кровные не надо. Прежде всего важно оценить потенциал техники – не исключено, что для определенного вида работ достаточно взять технику в аренду, а не приобретать ее в собственность. И здесь не всегда нужен дорогостоящий среднетоннажник: для широкого спектра задач сгодится легкий самосвал. Такие есть в ассортименте представителей Большой семерки, но также и у концернов PSA, GM, Volkswagen, Mercedes-Benz и других.

Технические данные большинства моделей самосвальных кузовов для машин одного класса настолько близки, что обсуждать их нет смысла. Каждый желающий может найти их в каталогах и Интернете. Важнее другое: понять, насколько выгодно использование того или иного транспортного средства для конкретного вида бизнеса, ведь без самосвала не обходится ни одно строительство. Взять хотя бы возведение 22 дорожных объектов (включая 11 путепроводов) в Новой Москве и Подмосковье. Важнейшие из них – шоссе в обход Подольска, шесть путепроводов в Долгопрудном, Ступине, Павловском Посаде, Одинцовском и Ногинском районах – тоже не обходятся без самосвалов.

В условиях, когда многие подрядчики сталкиваются с финансовыми трудностями при выполнении строительных работ, применение компактных самосвалов в ряде случаев способно оптимизировать расходы. И чтобы не упустить выгоду, при этом все равно нужно считать.